В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Манцов. Как обустроить наше воображаемое? Назад
Игорь Манцов. Как обустроить наше воображаемое?
Опрятный огненно-рыжий зверек белка - светлое впечатление детства. Белки из громадного тульского парка, расположенного в пяти минутах от дома, брали орешки с ладони, крутили хвостиком. С тех пор я воображал ангелов рыжими и пушистыми. Встреча старых друзей произошла двадцать пять лет спустя, позавчера. Срезая дорогу, отправился прямиком через парк: две роскошные белочки носились друг за другом, прятались на вершине дуба-патриарха, кубарем скатывались вниз, замирая где-то у основания дерева. В душе ожило сокровенное, и, осторожно приблизившись к дикой природе, я заглянул по ту сторону неохватного ствола. Тревожно замерев, на меня смотрело первобытное чудовище. Врезались в память маленькие злобные глазки и невменяемый оскал.

Вы смотрели на белку с расстояния вытянутой руки? Белкин взгляд отрицает все, чем мы дорожим. Все достижения человеческого духа и разума. "Белка ужасна!" - с чувством произнес я и резким движением прогнал животное в чащу.

Мой поступок не остался безнаказанным. К дереву давно приблизились мать и малолетнее дитя неопределенного пола. Дитя приготовило орешки и теперь намеревалось заплакать. Молодая мать так строго мне выговаривала, что я вынужден был объясниться: "Понимаете, при ближайшем рассмотрении белка оказалась чудовищем!" И, уже удаляясь, попытался внушить рыдающему ребенку: "Белка ужасна. Когда-нибудь ты со мной согласишься".

Днем раньше тему "человек и зверь", "человек и монстр" на моих глазах развивал американский фильм Hellboy, где люди сосуществуют с разного рода нечистью и нелюдью. В свое время нацисты попытались достучаться до демонов и случайно выпустили из ада чортика, демонического детеныша. Приручивший детеныша американский аспирант-католик воспитал из него истребителя всякой нечисти, самолюбивого и неуязвимого. Демон ежедневно подпиливает свои неуклюжие рога, дружит с человеком-амфибией, заигрывает с девушкой, продуцирующей огонь, кличет состарившегося аспиранта, ныне профессора, отцом, а сам прозывается Хеллбоем, Парнем из ада. Стареющий профессор, за которым охотятся неприрученные демоны во главе с Григорием Распутиным, подготовил себе замену в лице обаятельного, но заурядного молодого человека. Еще немного, и силы зла овладеют миром, победят. Люди выставляют против злых - Хеллбоя со товарищи, потому что людям тягаться с нелюдью не под силу. Короче, очередная экранизация комикса, вроде "Ван Хельсинга". Как и всегда бывает в случае качественного масскульта, есть о чем поговорить.

В противовес биологической уязвимости человека акцентирована неистребимость демонов и титанов. Человек кончается от легкого прикосновения стального клинка, а эти молотят друг друга почем зря, взрывают, плющат о стены, раздирают на куски, и хоть бы что. Живы, здоровы, готовы к новым схваткам и почкованию. Эта стратегия доминирует в фильме, именно ее считывает внимательный зритель из тех, что не навязывают фильму априорные установки. Такому зрителю открывается, что фильм умный. Все прочие отправляются на совковую кухню: разоблачать заграничную бездуховность.

Итак, Hellboy в одном флаконе предъявляет материальную действительность человека и его воображаемое. Фильм показывает, что материальное с воображаемым переплетены. Что воображаемое непосредственно влияет на материальный мир и преобразует его. Воображаемое угрожает миру или же его спасает. Жанровая грубость картины скрывает изящество авторской мысли.

Внимание: воображаемое неоднородно. Воображаемое добро ведет борьбу с воображаемым злом. Они плющат друг друга, они неистребимы, подобно платоновским идеям. И эта борьба - отнюдь не баловство, но высшая реальность. Фильм наглядно предъявляет связь высшей реальности с материальной.

Кажется, именно он, по необходимости третируемый мной Достоевский, обмолвился: "Поле битвы добра и зла - сердца людей". Так вот, именно Hellboy - адекватная версия Достоевского, а не наш хваленый и бессмысленный, как все новорусское, телесериал "Идиот". Hellboy - это дух Достоевского, "Идиот" - буква, почувствуйте наконец разницу! Люди умирают, воображаемое - нет. Вот это и есть высокая-превысокая современная культура. Орудие борьбы, средство мобилизации. Наконец, технология социального анализа.

Было непереносимо слышать, как наши публичные люди именуют ворвавшихся в Беслан бандитов нелюдями. К сожалению, нынешняя Россия - страна, где даже среди элиты преобладает межеумочное поселковое сознание. Именовать конкретного врага нелюдью - значит путать воображаемое с материальным. И это не оговорка, не лексическая неточность, а гуманитарная катастрофа! Говорить "нелюди" про людей - значит возгонять бандитов до символа, до идеи. Значит - впустить демонов в Мир. А это нешуточное дело, за это сжигали на кострах.

Смертельный грех постсоветских демократов: они оказались неспособны сконструировать для приватизированной ими страны новое воображаемое. Не смогли обслужить даже любимых себя, не сумели укоренить свои квазибуржуазные ценности. Вот почему в стране все идет наперекосяк: экономический базис один, а воображаемое другое. В дни бесланской диверсии телевизор крутил средние и плохие советские фильмы про Великую Отечественную. Получалось, в нашей новой беде снова виноват Гитлер! Извините, дурдом. Кто-то сообразительный запустил "Крепкий орешек" с Брюсом Уиллисом. А где же наш, российский "Крепкий орешек"? На что потрачен его гипотетический бюджет? Думаю, приватизировали, разворовали, прожрали и просрали.

Воображаемое нельзя сымитировать. Представьте: у человека появилось много новых возможностей, а ему по-прежнему снятся Зыкина со Штирлицем и Макаревичем, "Беломор" с разбавленным палаточным "Жигулевским". Ладно, он же крутой пацан, он пытается приохотить себя к по-настоящему опасной Кайли Миноуг, он проклял Зыкину с Макаревичем. Но тогда они приходят именно в качестве проклятых монстров, мучают и пытают, мучают и пытают. Все вместе называется постсовок.

Ладно, с этими ясно. А что на другом конце спектра? В одной патриотической газете ("ЛГ") писатель Валентин Распутин, который представляется мне человеком совестливым и достойным, ругает Америку последними словами. Причем его даже не спрашивали, он сам: "Америка долго не продержится. Я, конечно, не оракул, но это исторически предрешено... Американская нация ослабла... Ее разнородный генетический фонд пришел в противодействие и предвещает тяжкие гражданские события... Мир всюду не любит Америку... Американцы ослабили себя болезнью, которая называется демократией... Очень возможен распад этого государства".

По-нашему, это шок. Откудова такие осведомленность и прыть? Какое дело пожилому русскому художнику слова до Америки? Понятное дело, Распутин неосознанно сводит счеты с проамерикански настроенными писателями-либералами, налицо обыкновенный перенос. Так не логичнее ли разобраться с конкурентами творчески, потиражно? Или даже по-простому, на кулачках? Я бы приветствовал, я бы смазывал победителям-патриотам рваные раны и ссадины. Так нет, им подавай цельную Америку. Богатыри, не мы. Однако у Америки есть свой мобилизующий "Крепкий орешек", а у нас - нет. Так называемые патриоты не сумели защитить в пространстве воображаемого даже своего Сталина! Сдали Сталина либералам, не сдюжили, и вот теперь принялись воевать с мельницами. И это тоже грустный-прегрустный постсовок. Очередой рецидив поселкового сознания. Наши грамотные окончательно запутались в русском языке.

Кроме того, Распутин повторяет общие места про духовность "деревенских": "Народ живет в селе, а в городе население". Иначе, снова пытается создать культ простеца. Во-первых, русского села давно нет, и вместо того чтобы заискивать перед мертвыми, следует спасать живых. Во-вторых, города у нас нет и подавно: только поселок, где действительно живет не народ и даже не население, а плебс. В-третьих, именно межеумочные простецы, все эти хруще-брежне-горби-ельцины, "парни из соседнего села", поделив страну с либеральными реформаторами, сдали народ. Довольно морочить голову: "деревенщики" и либеральные реформаторы - одна шайка-лейка. Нерушимый союз советских простецов с советскими же хитрецами. Противоположности, которые сходятся.

Погодите, пройдет всего десять лет, и разница между этими разновидностями советского человека будет незаметна. Философ Мамардашвили говорил, что советский человек - самое жадное существо в мировой истории. А что значит жадничать? Не знать точных границ своего "Я" и желать большего, чем можешь унести.

Кстати, читаю последний роман Акунина. Оказывается, приступив к реформам и объявив новую страну во второй половине XIX века, японский император первым делом отменил самурайские пенсии, полученные за заслуги в прежней стране. То есть уравнял шансы старых и новых, знатных и безродных. Результат известен: Цусима. Нам же надо хорошо подумать: в каком веке и в какой стране мы живем. Или не живем? В любом случае - думать, шевелиться, оставить Америку в покое, не задирать обидчивых городских.

Размышлял на ходу, как вдруг что-то стремительно выкатилось под ноги. "Белка ужасна, белка ужасна!" - восторженно орал вчерашний ребенок. "Вы победили!" - рассмеялась подобревшая ко мне мать. "Чепуха. Китайцы призывают отмечать победу похоронной процессией. Всего лишь заглянул в глаза реальности и произнес страшную правду вслух".

"А кошка, а кошка?" - заверещало дитя, нацелив пальчик в ближайшие кусты. Я с отвращением поглядел на облезлое, измученное собаками, дворниками и лишаем четвероногое. Но в голосе ребенка звучала такая пронзительная надежда, что пришлось, слукавив, обменять ее на милосердие по курсу один к одному: "Кошка другое дело. Кошка приемлема".



13 Сентября 2004
http://old.russ.ru/columns/street/20040913-pr.html

Док. 412281
Перв. публик.: 13.09.04
Последн. ред.: 01.01.08
Число обращений: 374

  • Манцов Игорь

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``