В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шимов Ярослав:`Народная любовь в зеркале системной теории` Назад
Шимов Ярослав:`Народная любовь в зеркале системной теории`
Политические события последних месяцев заставляют вновь задуматься над вопросом о том, что представляет собой современное российское общество в социально-психологическом плане, в каком направлении идет его развитие и чего можно ожидать в ближайшее время. Отставка Бориса Ельцина и стремительное возвышение Владимира Путина - явно не дежурные события в политической жизни России, хоть она, увы, привыкла и не к таким потрясениям. Политологи и СМИ не устают твердить о "конце эпохи" и начале некоего нового периода новейшей отечественной истории. Однако мало кто берет на себя смелость предположить, что же это будет за период, каковы его основные черты и вероятные направления дальнейшего развития российского общества.

Возможно, подводить итоги не только деятельности первого президента новой России, но и всего первого постсоветского десятилетия еще рановато: "большое видится на расстоянии". Но попытаться разобраться в сути происходящих сегодня нестандартных политических и социально-психологических процессов стоит хотя бы по той причине, что дальнейшее движение 145-миллионного общества вслепую просто опасно.

Самой примечательной чертой сегодняшней общественно-политической ситуации в России является, несомненно, то, что острые на язык журналисты одного из информационных агентств окрестили "путиноманией". Невиданная со времен "раннего" Ельцина популярность главы государства наглядно опровергает ставший было расхожим тезис о тотальной и всеобщей разочарованности и политическом нигилизме россиян. В то же время многих настораживает новый прилив лояльности и "любви к начальству" со стороны самых разных слоев общества: от безвестных сибирских бабушек до корифеев науки и звезд столичного бомонда.

Стремление общества, едва избавившегося от железных объятий тоталитаризма, вновь обрести на вершине власти "дорогого, любимого, единственного", действительно, несколько пугает. С другой стороны, истории известно множество примеров, когда именно сильный и решительный государственный деятель играл решающую роль в процессе выхода общества из глубочайшего кризиса. Достаточно назвать имена Франклина Рузвельта, Уинстона Черчилля, Шарля де Голля - лидеров авторитарного склада, сумевших, однако, сохранить верность принципам демократии, гражданских свобод и политического плюрализма. Впрочем, правда и то, что современная Россия не имеет и десятой доли демократического опыта США, Великобритании или Франции.

Отсюда и разброс мнений по поводу происходящего. Одни утверждают, что возвышение нового политического кумира - это начало пути к очередной диктатуре; другие заявляют, что небывалая консолидация российского общества дает надежду на начало действительно продуктивных преобразований и обновление России. Доказать верность обоих предположений попросту невозможно: подтвердить или опровергнуть то или иное из них может только будущее.

Пока же мы имеем дело с фактом необыкновенно высокого доверия общества к политическому лидеру, который успел проявить лишь два своих качества. Это, во-первых, отсутствие страха перед решительными действиями (и перед ответственностью за них), а во-вторых - умение оставаться "великой загадкой", не делая программно-идеологических заявлений и тем самым позволяя каждому из своих поклонников видеть в нем то, что хочется.

В этом доверии есть нечто иррациональное, но история знает множество примеров куда более необъяснимого поклонения кровавым тиранам и прочим отталкивающим личностям. Впрочем, "народная любовь" никогда не может служить гарантией долговременного политического успеха. Как писал Макиавелли, "народ по природе своей непостоянен, легко убедить его в чем-нибудь, но трудно утвердить в этом убеждении" (Макиавелли Н. Сочинения. В 2-х тт. - М. - Л., 1934. - Т. 1 - С. 235).

Тем не менее сам факт наличия такой любви, или - выражаясь менее эмоционально - непропорционально активной и массовой поддержки политического деятеля населением, заставляет задуматься над социально-психологической природой этого явления, время от времени повторяющегося в истории разных народов. Назовем его "мифом о спасителе", поскольку в основе взаимоотношений между массами и харизматическим лидером (или лидером, которому по той или иной причине приписываются харизматические качества) лежит, как правило, всеобщее убеждение в способности такого лидера быстро и решительно покончить с наиболее сложными и болезненными проблемами, стоящими перед обществом в данный период.

Чем же обусловлено появление "мифа о спасителе" и в каких условиях развивается этот миф? Сконцентрируем внимание на России и европейской цивилизации, к которой Россия, по нашему мнению, все же принадлежит, хоть и является ее "блудным ребенком".

На наш взгляд, нестандартный подход к данной проблеме предлагает такое относительно молодое, но бурно развивающееся научное направление, как синергетика, трактующая социальную эволюцию и процессы, протекающие в обществе, как один из видов существования нелинейных самоорганизующихся систем.

Главной особенностью любой самоорганизующейся системы является то, что ее характер и облик определяется взаимодействием элементов, составляющих систему, "внутренними побуждениями своей собственной природы" (Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - Спб., 1999. - С. 40). Последнее, конечно, не означает, что подобные системы носят закрытый, автаркический характер. Взаимодействие с окружающей средой оказывает существенное влияние на эволюцию самоорганизующихся систем и порой даже может привести к их разрушению. Но "центр управления полетом", т.е. источник (или источники) тех импульсов, которые определяют ход эволюции системы, в данном случае находятся все-таки внутри, а не вне ее.

К числу самоорганизующихся современная наука относит и социальные системы - хотя бы потому, что их первоэлементами, "атомами" являются люди, разумные существа, наделенные свободой выбора (что - в определенных обстоятельствах - не исключает иррациональности этого выбора). Как мы постараемся показать ниже, эволюция социальных систем, в частности, таких крупных, как цивилизации и составляющие их народы и государственные образования, в целом протекает в соответствии с логикой развития любой самоорганизующейся системы.

В свою очередь, "миф о спасителе" как социально-психологическое явление вписывается в общую картину развития европейской цивилизации в целом и российского общества в частности - в том виде, в каком эта картина представлена историками, социологами и философами, придерживающимися так называемого цивилизационного подхода к историческим процессам. Комбинация двух этих концепций (синергетической и цивилизационной) - с той оговоркой, что сам автор очень далек от убеждения в наличии каких-либо научных теорий, дающих однозначно истинное и полное толкование истории, - позволяет, как нам кажется, по-новому взглянуть на нынешние события и даже предсказать их возможный исход.

Заранее приносим извинения за то, что начать придется, на первый взгляд, очень издалека. Однако без подобного отступления будет очень сложно вникнуть в суть проблемы, которая была обрисована выше.







Международный исторический журнал
май-июнь,2000г
http://history.machaon.ru/all/number_09/analiti4/legend/part1/index.html

Док. 413383
Опублик.: 07.01.08
Число обращений: 229

  • Шимов Ярослав Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``