В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даниил Дондурей: Сила `Брата-2` - не в правде, а в отморозках Назад
Даниил Дондурей: Сила `Брата-2` - не в правде, а в отморозках
Об опасных тенденциях в умонастроении нашего общества на изломе истории размышляют известный кинокритик и политолог Даниил Дондурей и обозреватель "Комсомолки"
- Даниил Борисович, вы один из весьма, к сожалению, немногих, кто изучает умонастроения общества, кто внимателен к мировоззренческим, психологическим процессам. Какая проблема волнует вас сегодня?
- Отсутствие общезначимой модели будущего. И этот вакуум исподволь начинает заполняться идеологией национал-шовинизма. Вот, по-моему, главная и совсем пока не осознаваемая нами опасность.
- Даже так?
- Только один пример. Известно, что искусство обладает даром предсказания. И вот хитом сезона, лидером у нас в этом году стал фильм "Брат-2", в котором, по сути, пропагандируется российский фашизм.
- Даниил Борисович, это такое серьезное обвинение... А фильм-то стбный, как теперь принято выражаться. Шутка своего рода.
- В каждой шутке есть только доля шутки.
Фильм делали талантливые люди, и под видом обычного развлечения они предложили очень серьезную идеологическую программу. Это фильм-концепция. Фильм-манифест. На фоне содержательной мути, мировоззренческой хляби и путаницы ельцинского десятилетия оба балабановских "Брата" дают жесткую и целостную картину мира, предельно простую схему объяснения происходящего. Суть их доктрины: все люди делятся всего на две категории - своих, наших, и чужих, не наших. Врагов. Ну и кто же враги? Все богатые, во-первых. Они подлецы и воры хоть в России, хоть в Америке. Подозрительны и люди известные - Якубович, Пельш, Демидов, Салтыкова. Но вот кто уж настоящие враги, так это инородцы. Евреи - вечные обманщики, болгарин-румын ("какая разница") Киркоров, "хохлы", работающие на американцев, а не на русских. Четвертый образ врагов - самые иностранные из иностранцев - американцы. У них там, за океаном, почти все неправильно, потому что не по-нашему. В этом американском зачумленном пространстве простая питерская девушка из университета может стать только постриженной наголо - метафора злокозненной чужеземной жизни - придорожной шлюхой, обслуживающей дальнобойщиков-негров.
И наконец, последнее: особенно отвратительные люди - негры. Этот сюжет вообще впервые появился в российском кино. Впервые! Если в "Брате-1" античеченская линия: "Не брат я тебе, гнида черножопая", что хоть как-то объяснимо в эпоху кавказских войн, то здесь герой фильма из заснеженной страны, где не так часто чернокожего встретишь, делает то, что не могут, оказывается, сделать эти неумехи и "лохи" американцы - защищает белую расу! Так между стбом протаскиваются расистские идеи. Завернутые в обертку черного юмора, они проглатываются особенно легко.
- И все же, Даниил Борисович, это фильм, а не жизнь. Меня лично больше волнует то, что ксенофобия от темного безграмотного обывателя пробралась уже во власть. Курский губернатор Михайлов объясняет недостатки во вверенной ему области еврейским происхождением матери прежнего губернатора, а краснодарский губернатор Кондратенко нашу неготовность к зиме тем, что "энергетику захватили жиды". Обрадовавшись, небезызвестный Макашов - печатно! - утверждает, что Михайлов "выразил мнение народа", и грозит инородцам тем, что им пошлют "по ледорубу, как Троцкому". И что - общество всколыхнулось? Пошли протесты, митинги, верховные власти по этому поводу четко выразили свою негативную позицию? Да нет же! Мы глотаем не киношные, а вполне реальные расистские речи.
- Но вы напрасно отмахиваетесь от фильма. И коммунист Михайлов с компанией, и эстет Балабанов с фильмом, казалось бы, такие разные люди, обратились, по сути, с расистским посланием к нации. Нация все это проглотила.
Вы знаете, что фильм "Брат-2" побил все рекорды? Наш народ последние десять лет если смотрит кино, то американское или старое советское по телевизору. Но вот появились новые кинотеатры типа "Кодак-Киномир", "Пушкинский". Они определяют теперь всю политику в кино, потому что дают девять из каждых десяти заработанных рублей. А там билет стоит от 2 до 5 долларов. Кто туда ходит? В основном молодые люди из так называемых опережающих отраслей - это банковское, компьютерное дело, Интернет, страхование, связь, международная торговля, образование. Они в этих кинотеатрах современное русское кино вообще не хотят смотреть: из каждых 30 фильмов 28 - американские. Так вот эти люди - самая активная часть населения! - смотрят балабановский фильм по пять-шесть раз. Фильм пробился в первую пятерку! На видеорынке занял первое место, проданы сотни тысяч кассет! Он абсолютный чемпион и на рынке аудиокассет, музыка к фильму действительно замечательная. Он так знаменит, что стали концерты во Дворцах спорта делать.
Что-то очень существенное наши, лишь по видимости ерничающие знатоки "русской идеи", знают про родимых соотечественников. Когда брат героя, тоже уголовник, по известному выражению, "мочит в сортире" украинцев и говорит при этом, бандит, про других бандитов: "Ты нам еще за Севастополь ответишь!" - в зале гром аплодисментов! Сидят в пятидолларовых креслах хорошо одетые девочки и мальчики, которые приехали на джипах, смотрят фильм в который раз и в неизменном восторге от этой фразы! Нет, это не просто очередное модное произведение, это фильм-тест, фильм-разведчик. Он забрасывается в самую перспективную аудиторию и прощупывает: ну как, ребята, проходит у вас это утверждение: "А видали мы всех этих американцев в гробу"? И, судя по бешеному успеху картины, подобный пещерный патриотизм принимается с восторгом.
- Чем вы объясняете такое отношение к фильму?
- Глубинными, уязвленными комплексами. В последнее десятилетие нас всех посадили на иглу национальной депрессии и национальной неполноценности.
- Кто посадил?
- Да многие. Олигархи - владельцы телеканалов, творческая интеллигенция, воспроизводящая свои страхи и стереотипы, правительство, наконец Кремль, не умеющий поставить перед обществом яркие и ясные цели. Гусинский, Березовский и даже Лужков сумели поставить на поток торговлю неудачами и поражениями. Вы же видите: информационные и аналитические программы много лет - это сплошь описание бедствий, провалов и катастроф!
- Обратила внимание: на Севере потерялись дети с учителями, вездеходы сломаны, пурга, поиски не дают результата. Но вот нашли! Люди спасены! Живы и здоровы. Давайте же порадуемся! Но об этом мельком, как бы нехотя, и не первая, а четвертая новость в одной из информационных программ! А первые три - очередные бедствия. Мазохизм какой-то.
- И все эти чувства нагнетаются, пружина сгибается, сжимается и в какую-то минуту она, не выдерживая, распрямляется. Но опасно распрямляется, если в какое-то цивилизованное ложе не вставлена. К несчастью, это ложе сегодня - идеология национал-шовинизма. Не случайно за последний год баркашовское РНЕ выросло...
Но существуют ведь естественные, человеческие формы удовлетворения чувства национального самоуважения.
- Что вы имеете в виду?
- Ну вот, скажем, в Детройте недавно состоялась Олимпиада, собравшая полторы тысячи юных математиков мира. И победил наш парень! Десятиклассник из 2-й московской школы. Кто об этом знает? А первокурсница МГУ едет на вручение Нобелевской премии от всех молодых ученых Европы. Мы ею гордимся? У нас есть люди, есть сферы деятельности, где мы можем удовлетворять свое чувство гордости. Но вы слышали, чтобы по телевидению, в газетах обсуждалось, что почти всю новую межпланетную станцию, которая крутится сейчас, построили русские? Ни один фильм о подобных достижениях не снят, ни один роман не написан. Это считается советским и потому неприличным. Никому и в голову не приходит мобилизовать чувство превосходства через интеллектуальное преимущество, творческое усилие. Наше "все" - это менты, "братва", киллеры, насильники. Никогда умные люди!
- Даже наша современная Золушка в отличие от прежних традиций и русской, и мировой культуры не нежное, любящее, трогательное существо, а обыкновенный безжалостный убийца. Но какая красивая и привлекательная она в исполнении Амалии Мордвиновой! Впрочем, как и герой Сережи Бодрова.
- Это привлекательные насильники, это привлекательные чудовища. Помните, как герой Бодрова, не имея денег, чтобы купить оружие, ломает ножку стула, чистит головки спичек, делая самопал? Дескать, нашего не возьмешь. Вот он где, русский гений, а не в том, чтобы математические задачи лучше всех решать. А потом этим самопалом убивает негра, торговца оружием. Американка в ужасе спрашивает: "Вы кто - террористы?" И получает ответ: "Нет, мы русские". У нас, дескать, все свое: взгляды, приоритеты, будущее. Мы внекатегорийные. Мы даже не террористы, мы круче.
У нас нет страха за свою жизнь, тем более не ценим чужую. Нет комплекса благоговения перед жизнью. Вы видели когда-нибудь телевизионную передачу о том, что чужая жизнь священна? Как, впрочем, и чужая свобода, и чужая собственность.
- Я видела передачу в цикле "Моя семья", где отец спокойно делился своей мечтой вырастить из сына... киллера. И аудитория обсуждала это! Какое-то военизированное сознание.
- Во время телепередачи, посвященной 55-летию окончания мировой войны, в которой я участвовал, только трое из десяти молодых москвичей сумели ответить на вопрос: что это за дата - 22 июня? Большинству и в голову не пришла такая "древность", как Великая Отечественная война. А ведь это единственное событие ХХ века, в оценке которого весь наш народ един.
- Не так давно мелькнула еще более тревожная информация: из 25 студентов, будущих юристов, ни один не знал, что такое Холокост... "Кто такой Жданов?" - пришла записка в президиум вечера, посвященного Ахматовой, где, конечно же, упоминалось одиозное имя ее гонителя. И все обрадовались: "Дожили, слава Богу, до времен, когда этого подручного Сталина знать не знают". Но стоит ли радоваться? Ведь идеи душителя свобод живы.
Где наша историческая память?
- Недавно была важная передача, проведенная Сванидзе о детях репрессированных, - сиротство, отобранные квартиры, невозможность жить там, где хочешь. Поломанные судьбы - и никакой компенсации от государства.
- Даже Гитлер, говорят, не трогал детей и вдов.
- Да. А Сталин трогал, и еще как. Но речь не только о потере исторической памяти. События, даты, символы - это ведь нравственные вехи. В каком бы свободном обществе люди ни жили, нужны ясные координаты. Что надо делать, а что нет, что хорошо, что дурно, что перспективно, что нет. И задача политической системы и общественного мнения - именно эти координаты держать.
- А наша интеллигенция в изданиях, называющих себя демократическими, иронизирует над политкорректностью. Иными словами, над скрупулезным соблюдением прав человека, независимо от расы, пола и возраста.
- Да у нас еще цивилизованные нормы отношений не укоренились, а мы уже стесняемся политкорректности! Мы еще стены не возвели, двери не поставили, а уже боимся будущего сквозняка.
- А наш язык? Он же индикатор общественного климата. А мы сплошь и рядом говорим "чеченцы" вместо "боевики", "бандиты". И так глубоко этнические предрассудки въелись, что даже этого не замечаем. Случилась авария поезда в Швейцарии, и диктор вопрошает: "Какой национальности были там люди?" Вместо того чтобы спросить: граждане какой страны?
- Что вы хотите, когда мэр великого города, в то время без пяти минут президент страны, изобретает как негативный термин "лица кавказской национальности"? И в первые минуты взрыва на Пушкинской заявляет о "чеченском следе"?
- Но ведь тысячи людей так думают!
- И это очень опасно. Отсюда потом и вырастает национализм. Поскольку у него нет преграды. А эти преграды не введешь указом президента, они могут быть только в головах. Есть нормы: нельзя ходить голым по улице, нельзя желать смерти другому, нельзя видеть врага в любом инородце.
Концепция национальной обособленности нации, мессианства, шаг за шагом ведет от патриотизма к фашизму. "Брат-2" фиксирует болезнь пустого высокомерия. Показывает, куда мы придем, если не будем противостоять тем передачам, высказываниям, фильмам, где проводится идея превосходства за счет непохожести. Эти перспективы самоубийственно недооценивать. Но РТР в праздничный вечер 10 декабря, обращаясь ко всему народу, предлагает 5-часовой триумф этих идей. Вот чем следует Совету безопасности заниматься, а не сокращением 10 танков до 8. Это ведь только до некоторых пор у таких идей нет харизматических носителей. Нет лидеров.
Нужно понимать, что мы всегда будем бедными и агрессивными, если не начнем заботиться о здоровой психологии людей. Вы знаете, что за последний год продолжительность жизни россиян увеличилась на полтора года? Это же безумно важно!
- Еще бы! А за счет чего?
- За счет того, что люди чуточку успокоились. Как бы кто ни относился к Путину, но жизнь наша с его приходом несколько стабилизировалась. А если б каждый день людям не пели о том, в каком отвратительном месте Бог их заставил родиться? Если бы они были настроены верить, любить и действовать в пользу своей страны не насилием, а трудом и знаниями? Уверен, мы бы быстро достигли феноменальных успехов.
У нас только-только сменился социально-экономический уклад. Причем, что очень важно, не по югославскому варианту. Без крови. А мы ведь тоже, как известно, мастера "за идеалы" друг дружку порезать. Более того, еще в прошлом году страна стояла перед выбором: продолжать реформы или сменить курс? Помните, Примаков с Лужковым предлагали вырастить некий кентавр: "Производить, как при капитализме, а распределять, как при социализме". Но ведь с точки зрения модели нашего будущего и сегодня все так же неопределенно, как год назад и раньше. Как выразился академик Панченко, "нация пребывает в смертном грехе отчаяния".
- Вы считаете, нужны особые слова?
- Россия традиционно существует в словах. Как кто-то из иностранцев заметил: "Здесь и колбаса растет из слов". И слова эти должны быть вдохновенны. Постсоветский период закончился - что дальше? Мы становимся нормальной европейской страной? Или у нас особый, третий путь, который нам никогда ничего хорошего не приносил? Поэтому не пугать надо Путиным, а предложить ему, не откладывая, ответить на вопрос: "Мы куда, господин президент?"

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Даниил Борисович ДОНДУРЕЙ родился 19 мая 1947 года в г. Ульяновске. Окончил факультет истории и теории искусств Института им. Репина в Ленинграде, аспирантуру Института социологии АН СССР. Кандидат философских наук, профессор.
Работает главным редактором журнала "Искусство кино". Секретарь Союза кинематографистов России.

ЗВОНОК СТАРШЕМУ БРАТУ
Актер Виктор СУХОРУКОВ:
Пусть такой патриотизм - это лучше, чем никакого!..
- На эти темы: национализм, шовинизм, фашизм, антиамериканизм - было много разговоров. Я не устаю повторять: это надуманная проблема. Люди, которые нас обвиняют в таких серьезных и опасных вещах, жутких, биологических и к художественному фильму отношения не имеющих, либо чего-то недоговаривают, либо лукавят, либо напуганы, усмотрев в картине что-то другое, более существенное и более нежелательное для них.
- Что, например?
- А например! Чувство патриотизма будит фильм у людей. Не устраивает, видимо, это. В "Брате-2", может быть, "водяным знаком" существует тема "ваньки-встаньки": нас мордуют, а мы живы! И кино-то живо, и сделано хорошо! Да, они упрямы, настырны, еще чего-то могут! Чем мой персонаж хорош? Мудак, но Родину любит! Пусть такую, уродливую, но любит!
В чем фашизм? Где они его увидели, я не знаю. И если герой стреляет во всех подряд в финале, так он убивает пособников зла и разврата. Говорят, он невинных людей убил. Да как невинных, когда они работают в "малине", клоаке? Где и наркотики, и порнуха, и прочее, прочее.... Я еще раз повторяю: в фильме показана сила русского духа, патриотизм. Пусть такой. Когда никакого нет - намного хуже. А что касается масштабности "пострелушек", так ведь этот жанр продиктовало время! И мне понравилось, что одна газета обозначила жанр "Брата-2", как "черная комедия". Это так!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Мочить "плохих парней" - давняя традиция
Какая знакомая схема: "под видом обычного развлечения" нам предложили... Какой знакомый подход: "Брат-2" - "не просто очередное модное произведение киноискусства, это фильм-тест, фильм-разведчик"... Следующей фразой должно быть сакраментальное: а чему, собственно, учит ваш "Брат-2" подрастающую молодежь, господин Балабанов?
Можно, конечно, упростить дискуссию до хохмы и спросить, чему учит "Анна Каренина"? Под поезд бросаться? А "Преступление и наказание"? Старушек топором крушить? Однако аргумент этот - не бесспорный, поскольку русская классика все же показывала некие душевные метания героев, что должно было подсказать подрастающему поколению: ни на рельсы, ни на убийство мэтры отечественной литературы идти не советовали. А у балабановских героев все как-то легко получается: есть свои, есть враги, врагов положено "мочить". А поскольку врагами, по фильму, в основном люди нерусские оказываются, то можно и о фашизме поговорить.
Видимо, какая-то сермяжная правда в подобных обвинениях есть. Только вот кажется, что весь серьезный - и очень серьезный - разговор с неизбежным приговором профашистски настроенному обществу в финале "не от той печки пляшет". Деление героев на "плохих и хороших парней" - штука привычная в жанре боевика. И, извините, неизбежная. Боевики по-другому существовать не могут, иначе речь пойдет уже не о зубодробительной развлекаловке с Шварценеггером или Уиллисом, а о психологических драмах.
Психологические драмы в Штатах могут получить "Оскара". Боевики - снять кассу. В первых будут душевные метания, во вторых, - автомобильные гонки, стрельба от бедра, циничные шуточки. Боевики дают не картину мира, а именно схему, чем проще, тем лучше. Вспомним, к примеру, "Правдивую ложь" - есть плохие арабы + нехорошая женщина с узковатыми глазами. Есть положительный Шварценеггер. Означает ли победа железного Арни над неамериканцами, что режиссер Джеймс Кэмерон - фашист, не считающий приличными людьми арабов и обитательниц Гонконга? А означает ли убийство человека-пингвина в "Бэтмене-2", что Тим Бертон находит целесообразным истребление пингвинов? Тут и "Бондиану" можно вспомнить, и многие другие образчики жанра.
Отрицательными героями в западных боевиках чаще всего бывают как раз богатеи, известные люди и инородцы. С этими персонажами и разыгрывается кинокомикс, в котором всегда побеждает супермен. Алексей Балабанов создал российский кинокомикс по западным образцам. И поскольку продукт оказался качественным, Балабанов завоевал зрителя. Ставить ему в вину хорошую посещаемость кинотеатров - странное занятие.
В советские времена мы как-то привыкли считать кино главным инструментом пропаганды. Да, разумеется, кино можно использовать и так. Делал ли это Алексей Балабанов - вопрос спорный. Подсовывал ли он нам фашистскую бомбочку под видом развлекаловки? Да вряд ли. Мне кажется, что Балабанов сделал все для коммерческого успеха своего фильма, не слишком размышляя о том, станут ли кинокритики причитать о судьбе убиенных "плохих парней" в связи с тем, что эти парни вдруг оказались украинцами или американцами.
Конечно, можно сказать, что боевики в принципе не стоит снимать, потому как они не несут разумное-доброе-вечное в массы. Можно требовать от режиссеров большей политкорректности - путь, уже опробованный на Западе и как-то не сказавшийся на уровне насилия в обществе. Но все же вряд ли стоит ставить знак равенства между парнем, играющим на компьютере в очередную "стрелялку", и фашистом, между стебным кино и пропагандистским произведением.





"Комсомольская правда"
Инна РУДЕНКО
27.12.2000
http://www.kp.ru/daily/22463/7090/print/

Док. 413841
Перв. публик.: 27.12.00
Последн. ред.: 08.01.08
Число обращений: 292

  • Дондурей Даниил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``