В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Коновалов:`Теперь у президента будет мигрень` Назад
Александр Коновалов:`Теперь у президента будет мигрень`
Мое положение несколько облегчается тем, что на днях я опубликовал статью, которая отчасти дает ответ на вопрос о доминирующих ценностях и идеологии. Статья моя называется "Политический постмодернизм в России. Выборы как инсталляция". Проект, о котором так хорошо и красиво говорила Ирина Муцуовна, по моему, должен все-таки сначала учитывать, если мы говорим о состоянии элит, исходную точку. Что такое Россия сегодня как результат тех деяний, которые были произведены.

На мой взгляд, политика, особенно внутренняя политика, напрочь вытеснена инсталляцией. Инсталляция не требует ни политиков с альтернативными взглядами, ни политологов, ни даже политиканов. Она требует постановщиков. И политическим успехом считается статическая картинка. Такого-то числа, такого-то месяца люди должны придти и сказать - да, да, да, нет, да, да. Вот это и есть политический успех. Собственно говоря, вся работа построена на том, чтобы в нужный момент инсталляция имела максимальную эффективность в соответствии с замыслами сценариста. Возможно, мы опять нашли свой путь, которым еще никто в мире не ходил. Может быть это и эффективно, но у меня по двум причинам есть большие сомнения.

Во-первых, жизнь не дискретна, она не идет от события к событию, от инсталляции к инсталляции, это процесс непрерывный. Постановщики просто не задают себе вопросы, а как будет жить страна и общество в перерывах между инсталляциями, к чему они приводят. Например, следствий инсталляции, которая была с парламентскими выборами, на мой взгляд несколько. Во-первых, произошло снижение ниже критического уровня политической стабильности в стране, потому что политическая жизнь не умирает, она просто мигрирует, в парламенте ее не будет, там места не осталось. Значит, она пойдет под ковры кремлевской администрации, значит общественность будет наблюдать как оттуда вылетают части дерущихся. Там же тоже разные люди и разные взгляды. Дума будет с энтузиазмом принимать законы, потом обнаружит, что первый закон противоречит второму, а оба они противоречат интересам России, нужна третья инициатива, только непонятно, кто ее внесет.

Еще одно последствие этой инсталляции с думскими выборами - в России исчез институт парламентаризма. Мы как-то об этом совсем ничего не говорим. Ни парламент со зданиями и креслами, где сидят люди и что-то там делают. Это другое учреждение, это не парламент. Возможно, это министерство по принятию законодательных инициатив или по одобрению законодательных инициатив. Я не знаю, как это называется, но это не парламент. Парламента в России нет. Хорошо это или плохо - посмотрим.

Теперь что касается снижения пространства политического маневра даже с точки зрения Путина. У инсталляторов бывают несоответствия в сценариях, не всегда они идеально проходят. Вот, например, самый главный прокол с выборами в парламент - это феномен Глазьева. Потому что эту партизанскую группу создавали для того, чтобы пойти в тыл врага, взять 4,5% у коммунистов и не вернуться. Ну может быть два лидера могли вернуться и получить свои звезды на грудь. А они совершили блистательный рейд по тылам, выяснилось, что очень многие их идеалы соответствуют потребностям населения. То есть они сыграли на струнах, на которые никто не рассчитывал. Они вернулись с победой, с развернутым знаменем, а в генеральном проекте Государственной думы для них место никто не предусматривал, фантом начинает жить своей жизнью.

И вот теперь Глазьев будет главной проблемой Путина на ближайшие 4 года. У Путина будет две проблемы - поддерживающие его и Глазьев, как серьезная оппонирующая сила. Глазьев будет идти как бульдозер. Говорили, что он не соберет региональные структуры - собрал, прекрасно собрал. И деньги собрал на бюллетени, которые напечатал поначалу на свои средства.

Вообще, очень интересно, опять-таки с точки зрения постмодерна, рассмотреть нашу президентскую выборную картинку. Есть три группы претендентов. Первая группа состоит из одного человека - победителя выборов, тут уже ничего не изменишь, если только не произойдет чего-то сверхъестественного, и мы его знаем. Вторую группу я условно называю "подтанцовкой", поскольку дело идет на грани с шоу-бизнесом - это когда Киркоров на переднем плане, а сзади девушки и юноши двигаются и изображают что-то, вызывающее приятные эмоции. В подтанцовку входят практически все кандидаты, кроме двух внесистемных. Это третья группа. Несистемные - это Ирина Муцуовна и Сергей Глазьев.

Подтанцовка интересна вот чем. Она участвует в выборах как в Олимпийских играх: не для того, чтобы выиграть, а для того, чтобы поучаствовать. И еще одна очень интересная деталь. Практически все они участвуют в выборах для того, чтобы поддержать президента. Они хотят, чтобы он выиграл. Особенно высшая степень постмодерна - это Миронов.

Надо сказать, что первым понял инсталляционный замысел этой всей штуки - Владимир Вольфович. Вот голова, так голова! Он, во-первых, первым заявил, что участвует в выборах, то есть снял проблему явки, которая чуть-чуть маячила, проявил лояльность к власти, а во-вторых, выдвинул ну настолько издевательского кандидата, что так сказать власть уделал по всему полю. Его инсталляционный замысел тут же был подхвачен остальными. И стали выдвигать по принципу - кого не жалко. Ну, конечно, Харитонов никакой не кандидат в президенты, получил статуэтку Дзержинского в подарок от Путина, он соратник. Конечно, Миронов, который все строил на том, что мы любим президента, мы выступаем за президента на парламентских выборах: "Конечно, надо президенту, чтобы был какой-то противник, хорошо, я буду как бы противником". Ну, постмодерн, так постмодерн. Что тут говорить.

Несистемные, выбившиеся так сказать из замысла инсталляции. К сожалению, на мой взгляд, Ирина Муцуовна, в конечном счете впишется в инсталляционный сценарий. Не потому, что она этого хочет. А просто потому, что она много народу не соберет, на мой взгляд. Я буду очень рад ошибиться. Много голосов не соберет, но Европе можно будет показать живого демократа, который участвовал в выборах, это тоже дорогого стоит. Еще картинку инсталляционную украсит Геращенко украшает.

Сергей Глазьев - это совсем другое дело. Сергей Глазьев - это большой результат маленького прокола с предыдущей инсталляцией. На него никто не рассчитывал, а он прет как бульдозер. Говорили - не соберет голоса; собрал подписи! Он вызвал такие чувства и настроения в массах и сыграл на них блестяще. Он каждому выдал бумажку с подписью, что вот тебе 50 или 80 пунктов, которые я выполню, когда стану президентом. Когда в стране такое количество бедных и обездоленных, инсталляторы не имеют право играть на этих чувствах даже во имя блистательной победы "Единой России" или пропрезидентских сил на парламентских выборах. Но они сыграли. Теперь у президента будет мигрень и у них я думаю тоже с мигренью будет все в порядке. На мой взгляд, президенту будет очень сложно. Я не понимаю, как он сможет действовать. На мой взгляд, президент никакой не лидер правящего класса, а заложник бюрократии, потому что на самом деле правящий класс - это чисто чиновничество. И даже я не говорю - либеральные реформы, а просто вот первое, что он обещал - реформу административной системы. Что, чиновники выйдут на площадь и сделают харакири от любви к президенту? Этого никогда не произойдет. На самом деле опереться можно только на то, что сопротивляется. На "Единую Россию" президент опереться совершенно не может. Это болото, в котором тут же утонешь.




заседание Круглого Стола "Модернизация России: конфликты и опасности на пути продвижения к постиндустриальному обществу"
03.02.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=74

Док. 417072
Перв. публик.: 03.02.04
Последн. ред.: 15.01.08
Число обращений: 386

  • Коновалов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``