В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Макаркин: `Участия Касьянова в выборах хотел бы Запад` Назад
Алексей Макаркин: `Участия Касьянова в выборах хотел бы Запад`
Политолог о предстоящей президентской кампании, ее интригах и основных кандидатах.

- Как Вы оцениваете шансы Михаила Касьянова и Андрея Богданова стать зарегистрированными кандидатами на президентских выборах?
- Богданова, скорее всего, зарегистрируют, потому что он, как минимум, "страховочный кандидат". Традиционно у нас на выборах есть "страховочные кандидаты", которые сами не ведут активную кампанию, но позволяют обеспечить проведение выборов в любом случае, вне зависимости от позиции оппозиционеров. Выборы считаются действительными в том случае, если в них принимают участие, как минимум, два кандидата. Если остальные кандидаты, видя, что все уже решено, теоретически могли бы отказаться от участия в выборах, то в этом случае выборы могли быть сорваны. А так есть "страховочный кандидат", который никогда не откажется от участия в выборах. В 2004 году таким кандидатом был спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который поддерживал действующего президента. Сейчас таким кандидатом является Богданов.

Если Касьянова зарегистрируют, то Богданов будет его критиковать. В том случае, если Касьянова допустят, а критиковать его будет, скажем, Медведев, то это поднимет статус Касьянова. Тогда Касьянов сразу будет восприниматься как более серьезный и сильный кандидат. Если же Касьянов будет спорить с Богдановым, то это будет заведомо ослаблять его позицию, потому что Богданов никому не известен: сложится такая ситуация, когда известный Касьянов дискутирует с неизвестным Богдановым.

- Есть ли у Касьянова шанс быть зарегистрированным на выборах?
- Я думаю, что ситуация противоречивая. С одной стороны, участия Касьянова хотел бы Запад: с точки зрения Запада отсутствие Касьянова - это отсутствие демократической альтернативы существующим кандидатам, Богданова Запад всерьез не воспринимает. С точки зрения Запада, отсутствие Касьянова на выборах может нанести удар по легитимности выборов, вне зависимости от того, сколько процентов голосов он может набрать. В реальности он может получить свои пресловутые 2%, но легитимность выборов, с точки зрения Запада, пострадает в том случае, если Касьянов не будет зарегистрирован в качестве кандидата на выборах. С другой стороны, допустить Касьянова до выборов - значит дать ему трибуну, дать возможность выступать по телевидению, вести избирательную кампанию, активно встречаться со сторонниками, ездить по стране, мобилизовывать активистов на поддержку своих идей.

Я не знаю, какой из аргументов перевесит, но значение позиции Запада для России существенно уменьшилось. Кроме того, в российском обществе существует такое представление, что даже если Касьянова зарегистрируют, Запад все равно будет сильно критиковать эти выборы. Поэтому допуск Касьянова к выборам не будет решающим фактором, который позволит Западу признать демократичность выборов. Если Касьянов будет допущен, то критика может быть в связи с тем, что ему не позволяют вести избирательную кампанию наравне с Медведевым, то есть все равно будут критиковать.

Осталось ждать не очень много, но я считаю, что достаточно велик шанс того, что Касьянову откажут в регистрации, потому что предоставление ему значительных возможностей как кандидату в президенты проблемнее, чем позиция Запада.

- Вы считаете, что участие Касьянова в президентской гонке положительно скажется на его имидже?
- Дело в том, что сейчас, когда о Касьянове говорят по телевидению, то его в основном критикуют: критикуют за связи с Западом, за "дачный скандал". Он приводится в качестве резко негативного персонажа. Если же он будет появляться на телевидении в качестве единственного кандидата от либеральной оппозиции, то конечно к нему будет привлечено дополнительное внимание, что может содействовать его раскрутке, увеличению числа его сторонников.

- Как Вы оцениваете электоральную привлекательность кандидатов от КПРФ и ЛДПР?
- У них есть свой электорат, но вряд ли суммарно они выйдут за пределы 25%.Это их предел. Борьба между ними будет вестись лишь за второе и третье место. На этих выборах больше шансов "взять серебро", на мой взгляд, у Зюганова: коммунисты всегда занимали второе место на выборах, у них есть свои организации, свои избиратели, которые стабильно приходят и голосуют за кандидатов от КПРФ, даже за Харитонова. Кроме того, если коммунистические избиратели, в общем и целом, весьма негативно относятся к власти, то им будет очень трудно проголосовать за Медведева.

В то же время часть избирателей Жириновского ничего не имеют против Медведева и могут пойти голосовать за него. Ситуация такая: на парламентских выборах они голосуют не вполне серьезно, там для них важно выразить свою эмоцию, протест, просто поддержать Жириновского как интересного политика, поскольку они считают, что парламент играет второстепенную роль и здесь можно проголосовать на эмоциях. К выборам президента они подходят аккуратнее, считая, что это очень важные выборы, которые могут повлиять на их судьбу, поэтому здесь они могут проголосовать за Медведева. Тогда как идеологические сторонники коммунистов за Медведева голосовать не будут.

- Будет ли что-то новое в предвыборной риторике Зюганова и Жириновского?
- Я думаю, что это будет достаточно традиционная риторика. Коммунисты будут по-прежнему поднимать социальную тематику, Жириновский будет по-прежнему вести себя как активный политик-популист. У них есть образы, которые приемлемы для их избирателей. Если они будут что-то менять, то ядерный электорат может просто не понять этого, поэтому я считаю, что это будет достаточно традиционная кампания. Вряд ли они будут слишком сильно критиковать Медведева. Конечно, коммунисты рассчитывали получить по итогам парламентских выборов немножко больше мандатов, они могут быть не вполне довольны. А Жириновский доволен. Тем не менее, и те, и другие получили посты председателей Комитетов, чего в прошлой Думе не было. В ситуации, когда "Единая Россия" снова могла получить все и полностью доминировать в Думе, власть сама себя ограничила (дала маленькие возможности для оппозиции), это значит, оппозиция будет вести себя более сдержанно. Поэтому я думаю, что никакой вопиющей конфронтации с Медведевым не будет. Я думаю, что будет достаточно спокойная избирательная кампания.

- В таком случае между кем из кандидатов будет разворачиваться основная борьба?
- Борьба будет между Зюгановым и Жириновским за второе место. Зюганову нужно отстоять эту позицию, Жириновскому хотелось бы ее завоевать, чтобы укрепить свои позиции. Про ЛДПР многие говорят, что это для нее последние выборы, но если Жириновский станет вторым, то это будет переход в другое качество. Он может сказать, что ЛДПР способна стать второй силой в стране, это старая мечта Жириновского. Для Зюганова второе место на выборах жизненно важно. Если он займет на этих выборах третье место, то его сторонники скажут ему: "Геннадий Андреевич, может Вам пора на пенсию?". Так что на этих выборах Зюганов будет бороться за свое политическое выживание.

Борьба за вторую позицию будет достаточно серьезной, но она не привлечет особого внимания населения, потому что она будет касаться в основном партийцев и экспертов. Для населения важно одно - будущий президент очевиден уже сегодня. А кто там будет второй - для населения играет не очень большую роль.

- Удастся ли Медведеву побить рекорд Путина на президентских выборах 2004 года?
- Такая возможность у него есть, потому что в выборах участвуют достаточно слабые кандидаты.

- Будет ли второй тур выборов?
- Я думаю, что они и состоятся в один тур. Я не вижу, что что-то может помешать этому.

- Кому достанутся голоса протестного электората?
- Они могут достаться частично Зюганову, частично Жириновскому, в его электорате есть протестная составляющая. Частично протестный электорат останется у себя на дома и никуда не пойдет. Протестный электорат изберет разные стратегии, не будет какого-то единого протестного кандидата, который может консолидировать эти голоса.

- Может ли Касьянов консолидировать голоса протестного электората?
- Он может консолидировать голоса части демократически протестных избирателей. Для другой части протестных демократов, которые традиционно голосуют за Явлинского, он слишком связан с олигархией, элитой. Касьянов не может рассчитывать на голоса всех тех, кто критикует власть с демократических позиций. Более того, если его допустят к выборам, то часть демократов скажет: "Ну, все ясно. Он договорился с властью".

- Нет ли у Вас ощущения, что в обществе есть некая усталость от выборов? Может ли это привести к снижению явки на выборах?
- У части граждан есть такое ощущение, что они уже сходили на главные выборы, что они уже выбрали президента, хотя он и отказался от мандата. А теперь им предлагают выбрать совсем другого человека, пускай и его преемника, политического союзника действующего президента, но все равно другого человека. С этим может быть связано повышение абсентеизма.

Я думаю, что в кампании будет снова задействован нынешний президент, он будет объяснять россиянам, что нужно прийти на выборы, чтобы поддержать Медведева и тем самым поддержать действующего президента и его политику. Кроме того, будет достаточно активная агитация по телевидению, тут опять-таки все проверено. Будут мобилизовываться бюджетники, государственные служащие.

- Могут ли появиться общественные движения в поддержку кандидата Медведева?
- Движение "За Путина!" во многом было нужно для того, чтобы дистанцировать Путина от "Единой России". Возглавив список партии, он очень серьезно связал себя с этой партией, при этом некоторая часть сторонников президента не хотела голосовать за "Единую Россию". Для того чтобы несколько дистанцировать президента от "Единой России", был раскручен проект такой организации, которая должна была демонстрировать поддержку президента со стороны рядовых граждан. Сейчас же Медведев хотя и идет как кандидат, выдвинутый "Единой Россией", но при этом он будет поддержан и "Справедливой Россией", и Аграрной партией, и "Гражданской силой". Поэтому здесь потребность в структуре, которая бы дистанцировала Медведева от "Единой России" значительно ниже. Хотя я думаю, что те структуры, которые были созданы в период парламентских выборов, в частности, движение, связанное с именем адвоката Астахова, могут быть задействованы и в кампании Медведева. Я не думаю, что будет создаваться что-то новое.

Беседовала Юлия Хлопина

16.01.2008
http://riav.ru/expert/471.html

Док. 418851
Опублик.: 18.01.08
Число обращений: 261

  • Макаркин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``