В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Мурадов: `Кипр - инвестиционные ворота России` Назад
Георгий Мурадов: `Кипр - инвестиционные ворота России`
Мурадов Георгий Львович Руководитель Департамента международных связей Правительства Москвы. После окончания МГИМО Георгий Мурадов служил в различных департаментах МИДа, в течение 16 лет работал за рубежом, в основном в Греции, Болгарии, на Кипре (с 1996 г. Посол РФ в Республике Кипр). В 2000 году, по приглашению Юрия Лужкова, Георгий Мурадов занял пост Руководителя Департамента международных связей Правительства Москвы. Это подразделение работает над многими задачами - от поддержки соотечественников за рубежом до формирования имиджа Москвы в мире.

- Чем Вам запомнился Кипр?
- Я не хотел бы говорить о Кипре в прошедшем времени, ведь он продолжает оставаться частью моей работы. Как и многие люди, проработавшие здесь достаточно долгое время, я особо выделяю дружелюбие, ощущение исторической и культурной общности, понимание того, что нас многое связывает: православие, традиции, история...
Мой период пребывания здесь Послом был связан, на мой взгляд, с двумя крупнейшими вопросами. Первое, это укрепление Кипра как инвестиционных ворот для российской экономики. К сожалению, пришлось не только немало потрудиться, но и побороться против тех, кто пытался эти ворота захлопнуть и перевести все инвестиционные дела в русло американо-английской политики. То есть, пытались доказать, что инвестиции, идущие через Кипр, это плохо, не думая о том, а через кого в противном случае пойдут инвестиции в Россию. И было абсолютно очевидно, что лучше, чтобы они шли через дружественное небольшое государство, чем нами манипулировали бы крупные державы, выставляя разные экономические и, возможно, не только экономические, условия обеспечения инвестиционного потока в Россию. Эта тема оставалась одной из самых острых до тех пор, пока мы не переподписали соглашение об избежании двойного налогообложения. Это соглашение было подписано Алексеем Леонидовичем Кудриным, нынешним Министром финансов и Министром финансов Кипра Христодулу в конце 1998 года. Но этот год был наполнен драматическими событиями. 1998 год, если Вы помните, это год дефолта. То, как этот дефолт разворачивался, надолго и глубоко врезалось в мою память, потому что Кипр - страна, через которую шло 90% портфельных инвестиций в Россию. Как только Правительство, которым руководил тогда Кириенко, попыталось прикрыть эти инвестиционные ворота, сразу, конечно же, возникли крупнейшие за всю историю российской биржи ценных бумаг проблемы.

- Что значит "прикрыть инвестиционные ворота" и каким образом это отразилось на российской бирже?
- Это очень просто было сделано. Было объявлено о намерении денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения. На практике это означало, что инвесторам стало не выгодно держать купленные через Кипр российские ценные бумаги. В этом случае они попадали бы под двойное налогообложение по полной программе: у нас в России и здесь на Кипре. Соответственно, это вызвало панику на биржевом рынке. Наши ценные бумаги сразу упали в цене, инвесторы "сбрасывали" их большими партиями. И биржа, по существу, лопнула, развалилась, как карточный домик. И все это - следствие одного публичного заявления, стратегически непродуманного шага. В конце 1998 года мы переподписали соглашение об избежании двойного налогообложения, ситуация нормализовалась. Но тогда я помню даже Президент Кипра Глафкос Клеридис приезжал к Президенту России для обсуждения этих вопросов. В решении проблемы участвовали и Юрий Михайлович Лужков, и прежний Министр финансов Кипра Христодулос Христодулу (сейчас он директор Центробанка Кипра). С их помощью очень непростым путем удалось преодолеть этот кризис. А это был действительно серьезный кризис как для киприотов, так и для и для нас. Я уже сказал, как это отразилось на российском рынке, а киприоты лишились бы обслуживания всего этого финансового инвестиционного потока и понесли бы тоже очень большие убытки.

- Вы сказали, что Ваше пребывание на Кипре связано с двумя важными международными вопросами. Второй, наверное, памятный эпизод с контрактом о поставке на Кипр зенитных комплексов С-300 российского производства? В интриге, разросшейся из рядового соглашения в рамках военно-технического сотрудничества, переплелись интересы и амбиции нескольких стран-членов НАТО и России. Говорят, что лишь благодаря таланту переговорщиков, удалось найти взаимоприемлемое решение проблемы.
-Поставка на Кипр противовоздушных, я подчеркиваю, чисто оборонительных противовоздушных зенитно-ракетных комплексов С-300 новейшего поколения - была темой не менее острой, трудной, вызывающей многочисленные противостояния в том числе и между государствами. Ракетные комплексы С-300 невозможно использовать для агрессивных целей. И было бы смешно подозревать столь небольшую страну как Кипр в стратегических планах нападения на кого бы то ни было. Но тем не менее сам факт поставки новейших российских систем вооружения вызвал невероятное сопротивление со стороны некоторых военно-политических кругов в мире. Прежде всего, их позиция отражала интересы западного военно-промышленного комплекса, конечно же, вмешивалась и политика. Нам приходилось доказывать, что Россия, продавая оборонительное оружие, не создает никаких угроз, противостояния, дисбаланса в Средиземноморском регионе. Но в некоторых государствах этого просто не хотели услышать и оказывали давление на руководство Кипра и на руководство Греции. Как я понимаю, в пакете компромиссов была и тема вступления Кипра в Европейский союз. Так что наша договоренность с Кипром и с Грецией приостановить проводку этих ракет, которые уже были недалеко от Кипра, на острове Крит, была частью всеобщего компромисса. Ракеты там и остались, российские оборонщики получили оплату за ракетные комплексы, а Кипр впоследствии был принят в Евросоюз. Кроме того, Республика Кипр укрепила свои позиции на международной политической арене, а Россия все-таки вывела в средиземноморский регион эти комплексы, что привело к расширению нашего военно-технического сотрудничества с Грецией.
А сейчас мне приходится бывать на Кипре уже в качестве человека, возглавляющего международную службу Правительства Москвы. Международная служба в столице очень мощная, потому что у нас партнеров не меньше, чем на федеральном уровне. Москва, как субъект Федерации, имеет право заключать соглашения и осуществлять международную и внешнеэкономическую деятельность на уровне зарубежных государств, на уровне регионов и на уровне городов. Поэтому у нас по всем этим трем уровням получается больше партнеров, чем на федеральном уровне.

- Как складываются отношения Москвы с Кипром?
- Во-первых, я скажу, что с Кипром сложились достаточно прочные связи, потому что Республика Кипр, как я упоминал раньше, остается важными инвестиционными воротами в Россию. И хотя оффшорной зоны больше не стало (теперь никто не может обвинять киприотов, что они "серая зона" в мировой экономике), тем не менее Кипр занимает 2-ое место по объему инвестиций в московскую экономику. В прошлом году этот объем составил около 2 миллиардов долларов США, то есть, согласитесь, очень приличные деньги. 2 миллиарда долларов США инвестиций в экономику даже столь крупного города как Москва - это хорошая основа для экономического сотрудничества, которое подкрепляется, конечно же, и другими составляющими.

- В какие отрасли идут эти инвестиции? Некоторые кипрские компании приняли участие в международном тендере на строительство гостиниц в Москве. Продолжается ли работа в этом направлении?
- Программа гостиничного строительства продолжается, мы еще до 2010 года за последующие 5-6 лет должны построить около 200 гостиниц. Получается, что каждый год Москва сдает порядка 25-30 новых гостиниц. Но я скажу, что большой объем инвестиций, это наверное где-то 38-40%, идет на развитие торговли и инфраструктуры торговли: торговых центров, комплексов и так далее. Большой объем инвестиций идет в строительную отрасль, т.е. строительство административных зданий, объектов культурного, спортивного и иного назначения. Немало инвестиций было сделано в развитие средств связи. Весьма большой объем составляет кредитование торговли, т.е. кредиты на закупку товаров. Хотя это не прямые инвестиции в производство, но это тоже важная составляющая инвестиционной деятельности.

- Каково население Москвы по официальным данным?
- По официальной статистике 10 миллионов 400 тысяч человек. Но, есть еще так называемое "дневное население", (приехавшие на работу, в гости к родственникам, туристы и др.). Только рабочие из других регионов России и зарубежных стран составляют полмиллиона человек. Это люди, работающие прежде всего в строительстве, сфере общественного транспорта и в торговле. Вот вместе со всеми этими категориями ежедневно в Москве находится 13-14 миллионов.

- Каковы перспективы сотрудничества Москва-Кипр?
- Я считаю, что в настоящий момент у нас очень хорошо налажена система взаимодействия. Москва-Кипр, Кипр-Москва - инвестиционный процесс двусторонний. 2 миллиарда инвестиций в московскую экономику. Половина российских туристов на Кипре, - туристы из Москвы. Это - весомый вклад в кипрскую экономику, тоже своего рода инвестиции.
В работе находится и ряд проектов, таких как поставка противопожарных вертолетов на Кипр. Посмотрим, что из этого может получиться. Товарооборот Москва-Кипр составляет примерно 21 миллион долларов. Если смотреть с точки зрения Москвы, имеющей объем внешней торговли 35 миллиардов долларов, - это немного. Если смотреть со стороны Кипра, государство ведь небольшое, то внушительная сумма получается. В целом, ситуация в наших отношениях неплохая, хотя мои встречи с нашими бизнесменами на Кипре показывают, что появляются беспокоящие и нашу общественность, и наш бизнес моменты. Они связаны с очень странной трактовкой некоторыми лицами различных ЕСовских установок по системе регистрации, оформления и проживания на Кипре наших граждан.

- Вы имеете в виду сложности с продлением вида на жительство, с которыми сталкиваются сейчас граждане России?
- Да. И я говорю прежде всего о деловых людях. Многие из них прожили и проработали на Кипре, я подчеркиваю не 1, не 5 и даже не 10 лет, а больше. Ведь их активно звали сюда предыдущие кипрские правительства, говорили "приезжайте к нам, организовывайте свой бизнес, у нас Вам всегда будет уютно, комфортно, удобно работать". А теперь им вдруг говорят в один день "вы уже тут много прожили, берите свои чемоданчики и уезжайте". Но я вам скажу, так. Если российский бизнес отсюда начнет уходить, хорошего для Кипра от этого ничего не будет. А это может принять массовый характер. Тогда конечно об этих инвестиционных потоках, о которых мы говорили, уже говорить будет невозможно. Потери еще не просчитаны.
Как я понимаю, причиной такого отношения к живущим здесь длительное время россиянам становится опасение, что они вдруг получат кипрские паспорта, потому что по кипрскому законодательству на это будут иметь право. Но я спрашиваю, что в этом плохого, если на Кипре будут проживать 1000 или 2000 русских по национальности кипрских граждан. От этого что, Кипр что-то потеряет? Тем более что это не самые худшие граждане. Это люди, представляющие, как правило, бизнес, либо это специалисты высокого уровня. Я считаю, что Кипру от этого будет только лучше. Не секрет, что здесь селятся на постоянной основе многие лица других национальностей, в том числе как правило пенсионного возраста. Они Кипру особого не приносят ничего по сравнению с тем, что приносят наши сограждане. И если наши бизнесмены станут кипрскими гражданами, я уверяю, они будут самыми законопослушными и дисциплинированными киприотами, потому что Кипр - это православное государство, к которому все русские относятся с каким-то трепетом и большим уважением. Поэтому если посмотреть на данную проблему стратегически, то я думаю, здесь просто, наверное, недостаточно продумали ситуацию, когда стали принимать такого рода поспешные меры, вызывающие беспокойство наших людей, здесь проживающих. Ведь российские бизнесмены могут и уйти, тем более бизнес у нас подвижный. Но я подчеркиваю, они уйдут недалеко и даже можно догадаться, куда они уйдут.

- А как относятся к россиянам в других странах Европы?
- Все лучше и лучше. Вот, например, становится традицией проведение фестивалей "Русская зима" в Лондоне на Трафальгарской площади. Там пол-Лондона собирается, сотни тысяч людей приходят на русские концерты. В Великобритании проживает сейчас довольно большая наша диаспора. И чувствуют они себя там уверенно и комфортно. И любопытный факт: большой объем инвестиций начинает идти в Россию через Англию. После того, как Кипр стал сжиматься и закрываться, Англия стала резко вырастать. Конечно, там есть свои оффшорные зоны, но поразило меня другое. Приняв участие в фестивале "Русская зима", я увидел своими глазами сколько там наших соотечественников, уже постоянно проживающих в стране, и каким уважением и интересом они пользуются со стороны местного населения.
Во многих странах уже поняли, что русские - это не те, кто создает угрозу, а народ, который приносит благополучие. Россияне - это деньги, инвестиции, активная деятельность, а не выстрелы или мафия. Помните, как в первое время кричали "русская мафия"? Вот немного познакомились с русскими и разобрались, что мафия совсем и не русская. Это уже в мире хорошо понимают. И россияне, работающие в самых разных странах мира, приносят пользу не только России, но и непременно укрепляют благосостояние страны проживания.

Наталья Кардаш

Газета "Вестник Кипра"      Выпуск No 522 от 30 сентября 2005 г.

Док. 419347
Перв. публик.: 30.09.05
Последн. ред.: 21.01.08
Число обращений: 447

  • Мурадов Георгий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``