В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вице-премьер Галина Карелова довольна положительной динамикой основных социальных показателей России Назад
Вице-премьер Галина Карелова довольна положительной динамикой основных социальных показателей России
Закрепление положительной динамики основных социальных показателей на нынешнем этапе является характерной чертой социально-экономического развития Российской Федерации. Об этом заявила вице-премьер Галина Карелова на совещании с заместителями руководителей субъектов Российской Федерации, посвященном актуальным вопросам социальной политики, которое прошло 26 августа в Доме правительства в Москве. Как сообщил Департамент правительственной информации, среди позитивных показателей вице-премьер назвала темпы роста реальных денежных доходов населения, некоторое сокращение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, увеличение среднемесячной заработной платы, улучшение пенсионного обеспечения.

По ее словам, становится тенденцией снижение бедности. Г.Карелова напомнила, что в 2000 г. за чертой бедности находились 42 млн. человек или 28,9% от общего количества населения страны. В I кв. 2003 г. их стало 37 млн., а во II кв. 2003 г. - 33 млн. (23,3%), то есть за неполные 3 года численность людей, живущих ниже черты бедности, уменьшилась на 9 млн. человек. Вице-премьер подчеркнула, что дальнейшее снижение уровня бедности является одной из главных задач, стоящих сегодня перед федеральным центром и регионами.

Г. Карелова сообщила, что на уровне правительства Российской Федерации разработана Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)". Вице-премьер считает, что и в каждом регионе должна быть создана комплексная стратегия социального развития, в основе которой синхронизация действий всех субъектов социальной политики: работодателей, профсоюзов, исполнительной власти.

Это особенно важно в русле подготовки отраслей социальной сферы к реализации в 2005 году федеральных законов, предусматривающих разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации ("О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и модернизации бюджетной сети, отметила она.

В числе мер, направленных на разграничение полномочий между уровнями публичной власти, особое место занимает деятельность по созданию механизма обеспечения качества предоставляемых населению социальных услуг, обеспечению доступности и бесплатности для всех граждан базовых социальных услуг по удовлетворению важнейших потребностей человека, отметила Г.Карелова. Вице-премьер подробно остановилась на нынешнем состоянии социальной сферы и задачах, которые предстоит решать до завершения текущего года и в 2004 году. Причем увязать решение этих задач следует с мерами по решению основной проблемы - преодолению бедности.

Касаясь вопроса оплаты труда, она отметила, что увеличению заработной платы работников организаций бюджетной сферы, а также в целом номинальной и реальной заработной платы будут способствовать намечаемые меры по повышению минимального размера оплаты труда с 1 октября 2003 года с 450 до 600 рублей, то есть в 1,33 раза и соответствующее повышение тарифных ставок (окладов). На их реализацию в 2003 году потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в сумме 10,6 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 27,2 млрд. рублей в расчете на три месяца.

В сфере пенсионного обеспечения в 2004 году продолжится практическая реализация пенсионной реформы. Индексация пенсий будет производиться по-прежнему в соответствии с нормами законодательства исходя из роста потребительских цен, заработной платы и доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. В 2004 году средний размер трудовой пенсии должен составлять 1931 руб. в месяц и превысит величину прожиточного минимума пенсионера.

В 2004 году должно произойти повышение базового уровня пенсионного обеспечения "северян". Правительством Российской Федерации поддержан внесенный депутатами законопроект "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусматривающий увеличение базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в указанных районах и местностях, на централизованно установленный районных коэффициент к заработной плате, действующий в каждом конкретном районе (местности) для непроизводственных отраслей. Финансирование дополнительных расходов на реализацию предлагаемого законопроекта будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Комплексность социальной политики предполагает учет реальной демографической ситуации, отметила вице-премьер.

В 2001 году Правительством Российской Федерации была принята Концепция демографического развития, разработан план первоочередных действий по ее реализации. С прошлого года работа по улучшению демографической ситуации в основном перешла на уровень регионов. В 29 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные концепции и программы в области народонаселения, в 16 регионах эти программы сопровождаются конкретными, финансово обеспеченными планами мероприятий, направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем.

Г.Карелова подробно остановилась на проблеме обеспечения молодых семей жильем. Она сообщила, что утвержденной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы уже определен порядок финансирования, предусматривающий консолидацию средств непосредственно молодых семей, предприятий, заинтересованных в закреплении работников, средств кредитных организаций под залог приобретенного жилья или земельных участков, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета, направляемых на предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям, в том числе субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении) ребенка.

К настоящему времени в 17 субъектах Российской Федерации обеспечены финансовыми ресурсами и уже действуют программы поддержки молодых семей в строительстве или приобретении жилья. В стадии разработки и согласования находятся программы жилищного обеспечения молодежи еще более чем в 50 субъектах Российской Федерации.

Начало реализации программы "Молодая семья" в субъектах Российской Федерации должно сопровождаться отработкой моделей и технологий установления зависимости субсидирования приобретения и строительства жилья для молодых семей с последующим льготным погашением кредита в зависимости от числа рожденных детей.

Говоря о проекте федерального бюджета на 2004 год, Г.Карелова отметила, что одним из приоритетных направлений бюджетной политики в области расходов на период 2004-2006 годов правительством Российской Федерации признано финансирование здравоохранения. За последние три года в расходах федерального бюджета увеличился удельный вес расходов на эту сферу, которые в совокупности с расходами на физическую культуру и спорт определены на 2004 год в сумме 48051,8 млн. рублей, что на 22,1 процента выше уровня 2003 года.

На реализацию федеральных целевых программ по здравоохранению предусматривается на 18 процента больше финансовых средств, чем в 2003 г. Начиная с 2004 г. будет начата реализация подпрограммы "О мерах по предупреждению распространения заболеваний, передаваемых половым путем", в 2 раза предусмотрено увеличение ассигнования на подпрограмму "О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации".

В 2004 году впервые в проекте федерального бюджета предусмотрены средства на компенсацию затрат по предоставлению Почетным донорам льгот, предусмотренных Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов", в объеме 1,1 млрд. рублей.

В соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию первоочередной задачей является реформирование системы обязательного медицинского страхования, направленное на мобилизацию финансовых средств на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, совершенствование организационной основы управления средствами обязательного медицинского страхования и контроль за их целевым использованием.

В этих целях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2003 г. No 158 "О дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам" в 8 субъектах Российской Федерации (в Красноярском крае. Белгородской, Костромской, Новгородской, Орловской, Псковской, Самарской, Тюменской областях) Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет соплатеж на финансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам в рамках обязательного медицинского страхования. Результаты этой работы будут проанализированы и в ноябре текущего года обсуждены на заседании правительства Российской Федерации.

Г. Карелова также сообщила, что правительством Российской Федерации принято решение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и контроля за их реализацией. Разработка этих заданий должна реально способствовать активному практическому внедрению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подушевого принципа планирования расходов на здравоохранение.

В настоящее время Минздравом России проводится работа по формированию программы реструктуризации здравоохранения, предусматривающей меры по развитию амбулаторно-поликлинической помощи, стационарзамещающих технологий (дневных стационаров), совершенствованию работы скорой медицинской помощи, лекарственному обеспечению населения и, в первую очередь, активному внедрению в практику института врача общей практики (семейного врача) и особенно в сельской местности.

По словам Г.Кареловой, безусловно, важнейшими направлениями в решении социальных вопросов остаются обеспечение развития образования, культуры, спорта, физического воспитания.

По ее словам, прирост расходов федерального бюджета к предыдущему году составит на образование 21 процент, здравоохранение и физическую культуру - 22,1 культуру, искусство и кинематографию- 13,1, спорт - 37 процентов. Это в основном в 1,5-2 раза превышает предусматриваемый рост в целом бюджетных расходов, который составляет -13,2 процента.

На реализацию Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" в 2004 году направляется почти 5,2 млрд. рублей. В рамках программы осуществляется финансирование из федерального бюджета общероссийских и международных, а также наиболее значимых, прошедших конкурс региональных и муниципальных культурных проектов, государственная поддержка на федеральном уровне национально-культурного развития народов России.

Решение проблем оптимизации бюджетных расходов, начало поэтапного реформирования финансирования учреждений культуры является одной из задач, стоящих перед отраслью на предстоящий период, сообщила вице-премьер.

Удельный вес расходов на образование в расходах федерального бюджета увеличится до 4,4% с 4,07 в 2002 году и 4,16 в 2003 году и составят 117,9 млрд. рублей. В целом, сказала она, консолидированный бюджет на образование, который в 2004 году составит более 500 млрд. рублей, превышает объемы выделяемых средств на все другие сферы и даже более чем на 100 млрд. рублей превышает бюджет, предусматриваемый на национальную оборону.

К числу ключевых задач формирования расходных параметров на образование отнесено в первую очередь решение социальных проблем:

- обеспечение в полном объеме решений по увеличению с 1 октября 2003 г. должностных окладов работникам образования в 1,33 раза, с 1 сентября 2003 г. в 2 раза стипендий студентам, аспирантам и докторантам, с 1 апреля 2003 г. - доплат работникам бюджетных учреждений науки и высших учебных заведений за ученую степень доктора и кандидата наук. Предусмотрены средства в размере 800 млн. рублей на обеспечение социальной поддержки студентов из малообеспеченных семей, обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения. При этом доля расходов на выплату стипендий в расходах на образование в 2004 году возрастет по отношению к 2003 году с 3,7 до 4,7 процента;

- организация оздоровления учащейся молодежи в санаториях-профилакториях при высших учебных заведениях (предусматривается 438 млн. рублей).

В рамках проводимой работы по оптимизации бюджетных расходов с учетом мероприятий по разграничению бюджетных полномочий и предметов ведения между органами власти в Российской Федерации на федеральном уровне сконцентрируется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, переподготовка и повышение квалификации. Сеть дошкольных учреждений, учреждений общего образования, а также большей части учреждений начального и среднего профессионального образования будет передана в собственность субъектов Российской Федерации. Таким образом, будут созданы условия для наилучшего учета перспектив потребности рынка труда и соответственно в образовательных услугах.

В целом в стране за последние несколько лет бюджетные отчисления на физкультуру и спорт выросли почти в два раза, сообщила Г.Карелова. Возобновляются спартакиады школьников. На первом этапе уже в 2003 г. в них примут участие пять миллионов мальчиков и девочек. Финальные соревнования пройдут на днях в трех регионах - в Казани, Саратове и Воронеже.

Вице-премьер также остановилась на вопросах реформирования системы социальной защиты населения. Реформирование должно базироваться на повышении качества предоставляемых социальных услуг, увеличения их объема, доступности при одновременном обеспечении развития рынка социальных услуг, включающего как государственные, так и негосударственные социальные услуги, подчеркнула она.

Формирование рынка социальных услуг населению требует четкого выявления и строгой градации контингентов и социальных групп граждан, которые в ней нуждаются, установления критериев отнесения населения к социальным группам, обеспечивающимся государственной социальной защитой. Именно поэтому очень важной задачей является поиск способа идентификации отдельных категорий граждан, для их включения в приоритетную группу, которой социальные услуги оказываются государством на безвозмездной основе.

В структуре федерального бюджета 2004 года 53 федеральных целевых программы с объемом финансирования 154,6 млрд. рублей, или с ростом против уровня, утвержденного в федеральном бюджете на 2003 год на 8,3 процента. Шесть программ направлены на реализацию приоритета "Новое поколение". Среди них: "Молодежь России", "Развитие образования" и другие. Они обеспечат сохранение и развитие образовательного и культурного потенциала страны, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

В целом, с учетом перечисленных выше общих подходов к формированию расходной части федерального бюджета, социальные расходы на 2004 год определены в сумме 924,9 млрд. руб., что выше расходов 2003 года на 18,3 процента, а расходы по разделу "Социальная политика" на 2004 год определены с ростом против уровня 2003 года на 7,7 процента.

Кроме того, в составе бюджета 2004 года образованы Фонд компенсаций (в целях обеспечения финансирования на всей территории Российской Федерации установленных федеральными законами социальных пособий и льгот, подлежащих выплате или возмещению из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации) и Фонд софинансирования социальных расходов, в составе которого предусмотрены дотации на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

www.regnum.ru/news/150186.html
27.08.2003


Док. 419848
Перв. публик.: 27.08.03
Последн. ред.: 22.01.08
Число обращений: 350

  • Карелова Галина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``