В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Зубарев: Работа над ошибками Назад
Виктор Зубарев: Работа над ошибками
Стремительно растущие цены на металл уже второй год создают проблемы машиностроительной отрасли: рентабельность значительной части предприятий близка к нулю. Однако у кризиса, по мнению специалистов, есть и плюс - обескураженные производственники принялись искать способы снизить зависимость от цен на сырье, а значит, и улучшать управление в целом. В результате характерный для машиностроения Сибири низкокачественный менеджмент уступает место современным управленческим решениям примерно на 50% предприятий. Однако ставка делается чаще всего на то, как умнее переложить издержки на заказчика или войти в крупные холдинги, чтобы было легче диктовать свои условия поставщикам и потребителям.


Промышленные драмы

    
    
"У многих новосибирских промышленников нет четкого видения стратегии развития предприятия", - считает вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко (на фото слева). В центре - гендиректор ОАО "Новосибирский оловокомбинат" Александр Дугельный. Фото Михаила ПЕРИКОВА
Согласно ожиданиям Минэкономразвития, в ближайшие два года рост в машиностроении прогнозируется на уровне 48-50% в год - это связано как с увеличением потребительского спроса в России, так и с увеличением экспорта. В частности, велик спрос на машиностроение и подвижной состав.

Однако в Сибири далеко не каждое машиностроительное предприятие имеет хорошие перспективы экономического роста. Последние два года жизнь машиностроителей существенно осложнилась стремительным ростом цен на сырье - металл и уголь. В частности, цены на металл с начала 2004 года по настоящее время в среднем выросли в 3,2 раза. В результате машиностроители фактически разделились на "бедных" и "богатых". К последней условной категории относятся традиционно сильные участники отрасли, такие как ОАО "Алтайвагон", ОАО "Тяжстанкогидропресс", завод "Труд", ОАО "Сибэнергомаш", ОАО "Сибэлектротерм".

Также вполне устойчиво работают предприятия, обслуживающие сырьевые компании, - например, ожидается, что только от угольщиков Кузбасса сибирские машиностроительные предприятия получат заказы на сумму порядка 6 млрд рублей. Опрошенные угольные компании называют основной круг подрядчиков, имеющих твердые шансы на получение заказов. В их число входят "Анжеромаш" (Кузбасс), Юргинский машиностроительный завод, "Иркутсккабель", новосибирский "Сибсельмаш", томский Электромеханический завод им. Вахрушева, "Томский кабель" и несколько других. Неплохо чувствуют себя предприятия, которые работают в рамках крупных корпораций, - например, крупный участник отрасли Красноярский комбайновый завод и Алтайский моторный завод, входящие в ОАО "Агромашхолдинг". Однако доля "богатых" в сибирском машиностроении относительно невелика - основная часть машиностроительных предприятий переживает кризис. К таких факторам, как слабый менеджмент, плохая техническая оснащенность, в последние годы добавился стремительный рост цен на сырье. Далеко не все машиностроители смогли к нему адаптироваться.

"Рост сырьевых цен негативно отражается в первую очередь на машиностроительной отрасли, в том числе на деятельности нашего предприятия, - говорит гендиректор ОАО "Алтайский завод топливных насосов" Евгений Пустырев. - Только за 2004 год отпускные цены на металл возросли на 80%, также значительно повысились тарифы на ГСМ и электроэнергию. В результате в прошлом году мы снизили объемы продаж по сравнению с 2003 годом на 12%, из них около 5% - из-за подорожания металла". Он подчеркивает, что если на используемые в производстве высоколегированные металлы в ближайшие несколько месяцев удвоится цена, то "последствия этого для предприятия будут непредсказуемыми". Пока завод работает на металле, закупленном по ценам декабря прошлого года.

С Пустыревым согласен исполнительный директор Союза промышленников Алтая Евгений Ганеман: "Критическая точка роста цен на сырье для алтайских промышленников уже пройдена. Стоимость угля и нефти настолько высока, что алтайская промышленность - на пороге кризиса. В наиболее сложной ситуации находятся машиностроение, химия, нефтехимия".

Томские промышленники чувствуют себя не комфортнее алтайских. "Рентабельность продукции нашего предприятия снижается, - говорит замдиректора по финансам ОАО "ПП "Томский инструмент" Сергей Шварцев. - Это происходит из-за безудержного роста цен на металл: только за 2005 год цена на инструментальные марки сталей выросла почти в три раза. При этом покупатели нашей продукции не готовы к адекватному росту цен на инструмент".

Один из участников машиностроительной отрасли в неофициальной беседе признался, что рентабельность предприятия близка к нулю: "Раньше металл составлял 25% себестоимости, теперь - 50%".

Однако сырьевые компании не считают себя виновными в проблемах промышленников. Они сходятся во мнении, что предприятие, строящее конкурентоспособность на основе низких цен на сырье, изначально обречено. "Проблема не столько в росте цен на сырье, сколько в том, что значительная часть промпредприятий Сибири пока еще находится под руководством малоэффективных менеджеров, - подчеркивает директор департамента инновации и управления развитием ОАО "Белон" (компания является угольным холдингом, крупным металлотрейдером) Евгений Гайслер. - Проще всего сказать: "Цены на уголь или на бензин выросли, и поэтому на предприятии кризис". А пытались ли менеджеры сократить энергозатраты производства или повысить производительность труда? К сожалению, сегодня некоторые руководители даже не знают точно, какова структура затрат на их производстве".

Похожего мнения придерживается первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко: "У многих новосибирских промышленников нет четкого видения стратегии развития, присутствует успокоенность на уже достигнутом уровне, нет стремления идти вперед".


Кто заплатит за сырье

Нельзя сказать, что все промышленники уповают на рост стоимости сырья и ничего не делают. За последние год-два предприятия, и в частности, машиностроительные, стали лучше понимать необходимость смены управленческой стратегии. Правда, по мнению исполнительного директора новосибирской группы компаний "Баланс" Владимира Кизя, "пока нельзя сказать, что предприятий с эффективной стратегией большинство, скорее таковых примерно 50%".

Желание производственных управленцев повысить свою грамотность заметили и в Красноярском крае. "Даже по сравнению с прошлым годом промышленники нашего региона существенно продвинулись в управленческой грамотности, - отмечает председатель комитета по промышленности Красноярского Законодательного собрания Виктор Зубарев. - Значительно чаще стали привлекать сторонних консультантов, чтобы те помогли им грамотно выстроить стратегию и бизнес-процессы. Полагаю, что именно благодаря повышению качества менеджмента машиностроение - самая быстрорастущая отрасль края".

Опрошенные "КС" промышленники подтверждают эту тенденцию. Они хотя и жалуются на рост цен на сырье, но на самом деле большинство настроено на развитие и ликвидацию слабых звеньев в управлении. Однако самым популярным сценарием является малоперспективный с точки зрения корпоративных консультантов подход. Ставка делается на то, чтобы переложить завышенную сырьевую цену на покупателя. Например, согласно последним статистическим данным, выпуск машиностроительной продукции в СФО по итогам 9 месяцев 2004 года составил в ценах 15 519,9 млн рублей, что почти на 24% превышает аналогичный показатель предыдущего периода. В то же время индекс физического объема производства увеличился за тот же период только на 14%. Эксперты отмечают, что аналогичная тенденция сохраняется и в текущем году.

"Основные направления деятельности - это работа с заказчиком, чтобы он был готов к росту цен на продукцию, а также оптимизация портфеля заказов", - говорит замгендиректора ОАО "Сиблитмаш" Виктор Вязовых. Аналогичного мнения придерживаются на ряде других предприятий - их руководители активно ведут оптимизацию портфеля заказов, чтобы выяснить, на какие виды товара можно поднимать цену.

Например, в руководстве Новосибирского завода низковольтной аппаратуры (НВА) считают, что сумели грамотно воспользоваться сложившейся на рынке ситуацией. "На рынке создалась ниша по изделиям более высокого класса, поскольку один из участников отрасли - Климовский завод - по субъективным причинам отказался от этого направления. Мы работаем над тем, чтобы заполнить нишу, которая является для нас более рентабельной", - говорит председатель совета директоров НВА Сергей Красиков. Он отметил, что на эти цели предприятие уже затратило более 5 млн рублей.

"На покупателя можно перекладывать только часть издержек, и не самую большую, иначе это малоперспективный подход, - отмечает Владимир Кизь (группа компаний "Баланс"). - Все-таки ставка в оптимизации управления должна быть сделана на внутренние ресурсы предприятия".

Однако реальность такова, что тот, кто не нашел способ переложить сырьевую составляющую на заказчика, пока в аутсайдерах. "Основными потребителями нашей продукции являются сельхозтоваропроизводители, которые не относятся к категории платежеспособных покупателей, - говорит Евгений Пустырев (ОАО "Алтайский завод топливных насосов"). - Чтобы не снижать объем продаж до критических масштабов, в прошлом году мы активно предлагали скидки на продукцию и, самое главное, попытались не допустить резких скачков цены на нее. Если металл подорожал на 80%, то наши изделия - всего на 20%, мы пошли на снижение рентабельности. Чтобы минимизировать собственные затраты, перешли для доставки металла с Урала на грузовики, однако рост цен на ГСМ эти усилия сводит на нет".

"Я заметил, что некоторые промпредприятия начали практиковать ценовые соглашения, что значительно упрощает вопрос формирования цены, - отмечает Юрий Гальвас (ОАО "Ролтом"). - Возможно, вскоре нам тоже будет доступна подобная стратегия поведения, поскольку есть планы войти в состав какого-либо холдинга. В рамках корпорации делать ценовую политику значительно легче, чем в одиночку. Полагаю, что будет активизироваться процесс монополизации". (Гальвас отмечает, что в настоящее время ведет с металлургами переговоры о продаже контрольного пакета акций.) Другой участник отрасли - новосибирское ОАО "Сиблитмаш" - также попал в поле зрения крупной компании, которая пока не раскрывает себя. Однако собственники "Сиблитмаша" не настроены уступать контроль над предприятием.

Научный сотрудник Института горного дела СО РАН Алексей Быкадоров считает, что сырьевым холдингам, безусловно, интересна покупка предприятий машиностроения - в этом случае они получают возможность производить не только сырье, но и конечную продукцию, которая стоит дороже. Недавним примером стала покупка компанией "Русский уголь" Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина. Кроме того, угольная компания задумывается о дальнейшем расширении металлургических активов. А оператор угольного рынка - компания РАТМ давно "питает слабость" к металлургическим активам и не первый год ведет акционерную борьбу за два металлургических предприятия - ОАО "НПО "Элсиб" и ОАО "Сибэлектротерм".


Менеджмент "по-взрослому"

По словам Владимира Кизя (группа компаний "Баланс"), неумение грамотно использовать внутренние ресурсы предприятия связано не только с тем, что не всегда принимаются грамотные решения, но и с кадровым составом предприятий. "Например, ключевая роль в выходе из сложной ситуации отводится службе маркетинга. А кто там обычно работает? Люди, автоматически перешедшие туда из ранее существовавших служб сбыта. От них сложно ждать помощи в подготовке стратегических решений", - подчеркивает эксперт.

Впрочем, нельзя сказать, что сибирские промышленники зациклены на том, как продать продукцию дороже. Становятся востребованными и более продвинутые шаги по оптимизации деятельности предприятия - с использованием внутренних ресурсов.

Например, все более распространенной антикризисной мерой становится сокращение энергоемкости, развитие объектов малой энергетики. Вслед за такими крупными компаниями, как группа "Белон" и Новосибирский оловокомбинат, этим заинтересовались и более мелкие предприятия: например, новосибирский Инструментальный завод (реализуется проект установки мини-турбины), ОАО "Томский инструмент" и другие. "Стремясь противостоять росту цен на сырье и энергоносители, мы решаем задачу снижения высоких энергетических издержек, - отмечает Сергей Шварцев (ОАО "ПП "Томский инструмент"). - Во-первых, мы перераспределили рабочие часы термических агрегатов и другого наиболее энергоемкого оборудования, во-вторых, полностью прекратили отапливать завод от центрального теплоснабжения, нарастив мощности собственной газовой котельной. В результате мы стали расходовать в 1,5 раза меньше средств на покупку энергоносителей".

Неплохой "прививкой" от издержек, связанных с ростом цен на сырье, для машиностроителей является диверсификация продукции. "Хотя это и неправильно с точки зрения сохранения профиля предприятия, но мы вынуждены развивать дополнительные направления производства - это позволит меньше зависеть от сырьевой составляющей себестоимости", - говорит Юрий Гальвас. На ОАО "Сиблитмаш", где производство диверсифицировано, подтверждают преимущества такой стратегии: "Мы используем 200 наименований металлов и порядка 1,5 тысячи различных материалов. Таким образом, нельзя сказать, что мы серьезно зависим от одной или нескольких составляющих", - отмечает Виктор Вязовых.

"Тенденция такова, что цены на сырье во всем мире станут едины, различаясь в основном за счет транспортной составляющей, - говорит Евгений Гайслер (группа "Белон"). - Соответственно, у промышленности Сибири, которая находится рядом с сырьевыми ресурсами, есть стратегическое преимущество - экономия на доставке. Поэтому при грамотном менеджменте в промышленности не должно быть кризиса".


http://com.sibpress.ru/20.05.2005/issues/67782/

Наталия БАРСУКОВА;
Вячеслав САЛАНИН, Барнаул,
Светлана ЧИСТЯКОВА, Барнаул



Док. 424670
Перв. публик.: 20.05.05
Последн. ред.: 08.02.08
Число обращений: 271

  • Зубарев Виктор Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``