В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прокат выходит `Монтана` - бойко исполненная вариация на тему `Однажды в Америке` с Олегом Тактаровым вместо Де Ниро и Аркадием Укупником в качестве русского Мориконе. Назад
В прокат выходит `Монтана` - бойко исполненная вариация на тему `Однажды в Америке` с Олегом Тактаровым вместо Де Ниро и Аркадием Укупником в качестве русского Мориконе.
Увидев по черно-белому советскому телевидению штат Монтана, воспитанники приюта Колян и Витек задаются скрашивающей сиротские будни мечтой: "Все, валим в Монтану, протыримся в Шереметьево, спрячемся в багаже, бац - и мы в Америке". Маршрут оказывается предсказуемо витиеватым. В середине 90-х, приблизительно на середине метафорического пути в Америку, повзрослевшие товарищи неудачно грабят банк, в результате чего Витек счастливо смывается, а Колян попадает на зону по уважительной причине - прикрывал от милицейских пуль некстати случившегося у дверей банка мальчонку. Отмотав срок, Колян встречается с преуспевшим Витьком, у которого для него новая перспективная тема. Помахав перед лицом друга солидно ламинированными бумажками, бизнесмен сообщает: "Мои акции стоят 63 миллиона долларов, половина из них - твои". В бонус к свалившейся вдруг бочке меда прилагается и половник дегтя. Коляну следует метнуться в Америку и из туманных деловых соображений убить там одну немолодую тетеньку, обтяпав дельце как самоубийство.

По образцово подоночному лицу заматеревшего Виктора (Игорь Миркубанов) с первого мгновения видно, что непременно, сука, кинет, что кровь друга для него - водица, однако порядочный Колян, не размениваясь на традиционные лирические пассажи в духе "не, я в завязке", "хочу церковь построить" или "с прошлым покончено", немедленно собирает нехитрый свой скарб.

Убивать жертву ему не потребуется, благо та позаботится о себе сама, зато за океаном турист поневоле откроет для себя два новых, очень сильных, хотя и полярных чувства. Боль от предательства друга (от его наймитов ему придется побегать) и любовь к женщине. С любовью у Николая, судя по сорвавшемуся в ответственный момент вескому признанию "Ты первая женщина, с кем я вот так вот просто, не за деньги" и комическому эпизоду, где продвинутый 10-летний подросток поучает его: "Когда пенис входит в женщину, заводятся дети", на родине дела обстояли не больно-то хорошо.

Отдельные аспекты приключений русского уголовника в Америке дают основания предположить, что, вынашивая замысел, сценарист Тополь и режиссер Атанесян внимательно отсмотрели "Брата-2".

Дичь, присущая манерам Коляна, позволяет встречным аборигенам, наплевав на вымученную толерантность, обзывать его русским сумасшедшим, на что мужчина только супится и бурчит куда-то себе под нос: "Крэйзи... Не, я не крэйзи". Периодически приходит на ум и "Кукушка". Хотя герой и его американская подруга говорят каждый на родном языке, это не препятствует гармоничному развитию отношений, а нюансы ментального барьера оказываются на поверку только к лучшему. Увидев на широкой груди Коляна синеватую церковь с куполами, призванную информировать о количестве ходок, девушка, не успевшая сходить на "Порок на экспорт" Кроненберга, толкует это как признак экстремального православного энтузиазма и дарит ему Библию на русском.

На деле, однако, создатели определенно роют глубже, буквально экскаватором черпая вдохновение в гангстерской саге Серджо Леоне "Однажды в Америке" и как бы посылая покойному итальянскому классику симметричный русский ответ. Посему закадровый музыкальный ряд на правах Морриконе обеспечивают композитор Укупник и певцы Маршал с Лепсом, а экспроприированные из классики эпизоды находят свое творческое переосмысление. В перепевке памятной сцены, где злыдень Макс дарит едва вышедшему из тюрьмы Лапше проститутку под видом покойницы, Витек устраивает масштабный перфоманс с участием пяти продажных женщин, ряженых ОМОНовцами. Побряцав, как было уговорено, автоматами, девушки скидывают бронежилеты и категорично демонстрируют a priori изголодавшемуся зэку налитые груди.

Груди, образно говоря, выпадают зря, поскольку на вопрос "Ну что, девок или в баньку?" Колян, может статься, подсознательно сохраняющий себя для ждущей его в США любви, выбирает баньку.

Неразборчивый герой Де Ниро в "Однажды в Америке" поступил ровно наоборот, ну так Олег Тактаров (сыгравший с американским коллегой в "15 минутах славы") совершенно не Де Ниро, однако, скорее, радует взгляд. До такой степени безгранично простодушное и доброе, несмотря на ужасный шрам, лицо, с которым чемпион мира по боям без правил ходит в "Монтане", нечасто встретишь не то что на улице, но и в сколь угодно сентиментальном кино.

Режиссер Атанесян намеренно не апеллирует к спортивным достижениям артиста, предлагая ему, вместо того чтобы махать ногами, сгребать листву граблями, возиться со стиральной машинкой и по-детски шевелить губами, читая библейские заповеди. Иногда, правда, Колян нет-нет да и врежет кому-нибудь или скажет вдруг "Ну ты че, сученок?!" с той аутентичной кооперативно-уголовной интонацией, которую не убьешь и не заглушишь никакими актерскими курсами по постановке речи. Эти моменты скоротечны и кажутся причудившимся мороком, поскольку спустя секунду лицо Тактарова вновь сияет добротой столь бесконечной, что прикладной вопрос "А кто бы у нас мог сыграть вместо Леонова в ремейке "Джентльменов удачи", если таковой случится?" отпадает сам собой.

08.02.08

http://www.gazeta.ru/culture/2008/02/08/a_2629045.shtml

Док. 426460
Перв. публик.: 08.02.08
Последн. ред.: 18.02.08
Число обращений: 261

  • Тактаров Олег Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``