В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Хилтунен: Эти гадкие индюжата (Семейные клубы. Часть 3). Назад
Валерий Хилтунен: Эти гадкие индюжата (Семейные клубы. Часть 3).
Горсправка таких объявлений не принимала, а потому он совершил поступок, за который, конечно, могло и нагореть: расклеил по Гоголевскому бульвару бумажки вот такого содержания: "Родителей, испытывающих затруднения в общении с детьми подросткового возраста, приглашаю по такому-то адресу, обязательно всей семьей". - Подростками я занимаюсь с 1957 года. По профессии я детский психиатр, интерес к трудностям переломного возраста у меня давно возник. Часто приходится выезжать по вызовам, и видишь: мать и отец просто ничего не понимают в собственном ребенке, утратили всякие связи, его жизнь кажется им настолько нелепей, устроенной по каким-то непознаваемым законам, что они с тоской смотрят на меня: "Доктор, это болезнь? Это лечится, это надолго?" А подростки в свою очередь смотрят на родителей, как на жителей какой-то безнадежно устаревшей планеты, с которыми приходится мирно соседствовать, хотя и не хочется... Возникает критическое отношение к прошлому опыту, к рекомендациям родителей. Родители становятся объектом критиканства, они теряют авторитет в глазах мальчишки. И он охотно начинает искать себе учителя на стороне. Хорошо, если таким учителем оказывается опытный и мудрый человек, но так ведь не всегда бывает - иногда (и нередко) парень попадает под дурное влияние какого-нибудь проходимца. Казалось бы, у нас есть множество учреждений, ответственных за организацию воспитательной среды для подростка в самый сложна период его биографии, когда он выпархивает из семьи: тут и ДЭЗы со своими педагогами-организаторами, и кружки Дома пионеров, и профсоюзные ДК тоже ведь что-то такое обязаны делать, но.... Я бы и рад чтобы "Левшу" нашу перестали называть уникальным клубом, но как-то вот так получается, что пока мы в одиночестве. Хотя, кажется, что тут трудного - организовать мастерскую прикладного творчества, где родители с детьми имели бы возможность осуществить любые свои задумки. Мы собрали, сконцентрировали в клубы такого рода деятельность, которую невозможно реализовать в современной квартире. Токарное дело, столярное, кузнечное, сварке. Деятельность специально не направляется в какое-то конкретное русло, это не кружок моделизма или, скажем, картинга. Если пришел со сломанным чайником - чини чайник. Если хочешь полки сколотить - колоти. Есть и художественно-прикладная деятельность, и живой уголок. Пожалуй, это и есть три кита, на которых держится мастерская. Переключаться в этих трех видах можно свободно, Парню ведь надо попробовать себя - никто и никогда заранее не скажет, что ему в жизни пригодится больше, а что меньше. Очень интересно наблюдать, как у родителей с детьми возникают совместные увлечения. Иногда приходится давать советы - и удивляешься, до чего же плохо люди знают и свои возможности, и то, на что способны их дети. Бывает прямо до слез обидно, когда очередной папаша признается: "А мы и не ожидали, что наш Вася может такое". Где же вы раньше были, что Вася открыл вам на себя глаза в нехитрой, в общем-то, мастерской, каких, кстати, пооткрывать можно едва ли не в каждом дворе. А уж из мастерской вполне может вырасти клуб - разновозрастный, многопрофильный экономичный ("Левша наш государству, например, практически ничего не стоит). Спросите, где взять преподавателей? Знаете, сколько пенсионеров, например, потянулось в нашу "Левшу". У многих, конечно, и в мыслях не было заниматься какой-то там педагогикой: кому удочку надо смастерить, кому еще что-то там по дому починить. Но вот что наблюдаю. Когда такой пожилой человек занят своим делом, а рядом с ним работает неумеха-подросток, душа, мастера не выдерживает, начинает старичок чертыхаться: ну что ты делаешь, ну вот ведь как надо, что за молодежь криворукая пошла, вот в наши годы... Но нотаций-то читать у нас не принято, у нас принято друг другу помогать, вот и складываются потихоньку отношения "мастер - ученик". Скажу без обиняков: если бы не взрослые, не родители, об организации такой мастерской речи быть не могло, хлопотно сверх всякой меры для одного педагога. А так - ничего, живем, и сколько же бывших моих "пациентов", а точнее, ребят, утративших взаимопонимание с близкими, выпрямил клуб....

http://www.hvar.ru/articles_18_151.php


Док. 426778
Опублик.: 19.02.08
Число обращений: 843

  • Хилтунен Валерий Рудольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``