В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Хилтунен: Эти гадкие индюжата (Семейные клубы. Часть 5). Назад
Валерий Хилтунен: Эти гадкие индюжата (Семейные клубы. Часть 5).
Лариса Миронова

Она педагог по образованию. Поэтому общения с детьми в системе "сад - школа - пионерский лагерь" ей вполне хватало, и никаких идей о дополнительных занятиях с детьми у нее не было. Пока не появился собственный сын. Нужен был чей-то добрый совет, но с соседями поговоришь - они плечами пожимают: ну есть ребенок, ну растет.... А потом она попала в "Росток". И началась у них с Федором совсем новая жизнь. - Федор что теперь вспоминает? Только то, что связано с клубом. А мне остается завидовать: в моем детстве не было такого... Вот, например, проводили мы лето на острове - при впадении Вуоксы в Ладожское озеро, места - сказка неописуемая. Лагерь наш работал все три месяца - члены клуба поочередно брали отпуска, приезжали и на воскресенья. Рядом сосуществовали два образа жизни. Некоторые семьи жили своим котлом, участвуя лишь в общих праздниках, походах, состязаниях. А некоторые, самые решительные - я к их числу не принадлежала, - организовали "детский сад - коммуну", где каждый день был свой дежурный, который кормил всех малышей, своих и чужих, и спать их укладывал, и гулял с ними. Вечером, когда маленькие ребята засыпали, начиналось самое интересное: долгие споры у костров, участвовали в них взрослые и те ребята, что постарше. Конечно, начинали с проблем здоровья, обсуждали, как вырастить малышей умелыми, умными, добрыми, но потом все чаще спорили об их социальном взрослении, о том, чтобы в школе, в пионерской организации жизнь у детей наших была яркой и запомнилась им и чем мы, родители, можем тут помочь. Клуб наш, кстати, вовсе не варится в собственном соку, это было бы неправильно - в тепличных условиях вряд ли вырастет настоящий гражданин... Обсуждали семейный и межсемейный быт - такой непростой и такой интересный вопрос, до хрипоты доходило: но атмосфера была предельно доброжелательной: живи, как умеешь, только присматривайся к тому, как другие живут, учись, учи. Ребятишки наши ранним утром уходили из домиков и возвращались поздним вечером, или забегут, перехватят кусок - и снова в дорогу, потому что каждая минута на счету была. Или папа чей-нибудь, захватив компанию малышей, идет на раскопки для нашего музея, то огромных кукол из пластилина зовут лепить - для спектакля, на который местных жителей пригласили. И Федор мой каждую весну канючит: мы поедем в "Яркое"? И про лесной праздник, который вот уже несколько лет проводит клуб под Петродворцом. Представляете: специально размеченные тропы ведут больших и маленьких через множество испытаний и встреч. На поляне Славы по кругу бережно передается полиэтиленовый мешочек с дедушкиными орденами, каждая семья вспоминает про тех, кто не вернулся с фронта, кто пережил блокаду. Конечно, все эти слова они и в школе слышат и по телевизору, но, честное слово, здесь, рядом с мамами и бабушками как-то естественнее и проще говорить с ребятами о войне, истории, патриотизме. Ведь высокие слова должны быть и очень эмоциональными - а иначе как они западут в души нынешних ребятишек?

http://www.hvar.ru/articles_18_153.php


Док. 426781
Опублик.: 19.02.08
Число обращений: 861

  • Хилтунен Валерий Рудольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``