В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Святослав БЭЛЗА: `К руководству на телеканалах пришли культуркиллеры` Назад
Святослав БЭЛЗА: `К руководству на телеканалах пришли культуркиллеры`
Святослав Игоревич Бэлза - литературовед, музыковед и телеведущий. Родился 60 лет назад в Челябинске (хотя, как сам утверждает, "зачат был в Киеве") - возможно, оттого он так любит российскую провинцию и много ездит. Всегда подчеркивает, что подавляющее число известных музыкантов - провинциалы и при случае охотно цитирует Франсуа Мориака: "Париж очень много берет от провинции, но не берет только одного - ее добродетелей". Вот уже почти 30 лет он работает на телевидении, и его "Музыка в эфире" долгие годы считалась одной из самых интеллигентных программ на Останкино. Однако иные времена - иные песни. На ОРТ пришло новое начальство, и он ушел на культовый (во всяком случае, для интеллигенции) канал "Культура". Бэлза, человек разносторонних интересов (член Академии российского искусства, Союза журналистов и Союза писателей), отличается поразительной работоспособноcтью - он автор более 300 научных публикаций.


"НУЖНО СОЗДАВАТЬ ПРОСВЕЩЕННОЕ МЕЦЕНАТСТВО"

- Святослав Игоревич, сегодня на нашем, да и на российском ТВ огромные проблемы с музыкальным вещанием. Магическое слово "формат" отражает, скорее, кредитоспособность клиентов, нежели богатство и разнообразие музыкальной жизни страны.

- Многие топ-менеджеры просто не знают и не любят музыку. А на телевидении действительно господствует шоу-бизнес, причем больше бизнес, чем шоу. К руководству на телеканалах пришли молодые дельцы от телевидения. В интервью "Общей газете" я их назвал культуркиллерами. Эти люди сами не любят классику и полагают, что ее не любит никто. У нас исключением, пожалуй, может считаться только канал "Культура", у истоков которого в свое время стоял маэстро Растропович.

- "Культура" - единственный канал в России, работающий без рекламы. Результат - низкие рейтинги и не самый оптимальный бюджет. Как же вы собираетесь развиваться?

- Надеюсь, что руководство найдет другие возможности зарабатывать деньги. В то же время, надеюсь, что "Культура" не поменяет свою эстетическую ориентацию и здесь по-прежнему можно будет увидеть шедевры мировой оперы или кино не для всех.

"ФЕЛЛИНИ ВОЗГЛАВЛЯЛ ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ РЕКЛАМЫ"

- И все-таки, Святослав Игоревич, при всей вашей любви к музыке и эстетству, в хорошем смысле слова, вы человек деловой и не можете не понимать, что существование канала "Культура" в условиях "мы люди бедные, но гордые" - путь малоперспективный. Может быть, не стоит так принципиально относится к рекламе?

- Возможно, нам стоит идти по третьему пути. Недавно мне рассказывали, как один известный режиссер рыдал после того, как на ТВ вырезали из его фильма огромные куски, чтобы пустить семь огромных блоков рекламы.

- А это, если я не ошибаюсь, нарушение закона.

- О чем вы говорите! Никто никому ничего не докажет - никаких шансов! Мой друг, известный режиссер Сергей Колосов (режиссер фильма "Операция "Трест". - Авт. ), за показ своих многочисленных фильмов на ТВ не получает ни копейки. А если возвращаться к вашему вопросу о развитии канала, то я считаю, что нужно просто создавать институт просвещенного меценатства. Наверное, это могла бы быть реклама, но иного рода - во всяком случае, не "ваша киска купила бы тампакс", а, допустим, "РАО Газпром представляет". А вы знаете, между прочим, в свое время у себя в стране движение против рекламы на телевидении возглавлял Феллини. Доходило ведь до абсурда: в Москве во время демонстрации фильма Пазоллини сцену восхождения Христа на Голгофу прервали рекламой...

- Проблема, мне кажется, даже не в цинизме, а в тупости людей, которые принимают такие решения...

- Абсолютно согласен. Дело в том, что такие страны, как Россия, не могут ориентироваться только на западную модель. В российскую провинцию не приезжают большие артисты: туда никогда не приедет не только Паваротти, но и наш родной Саткилава. И только телевидение дает большинству редкую возможность приобщиться к подлинной культуре, чего только не понимают наши телевизионные халифы на час. И потом, врут они все насчет того, что такие программы имеют низкий рейтинг! Пример - программа "Серебряный шар" нашего с вами общего друга Виталия Яковлевича Вульфа. К удивлению господина Эрнста и господина Любимова.

- Кстати, о Константине Эрнсте (генеральный продюсер ОРТ. - Авт.) Говорят, вы покинули ОРТ в результате конфликта именно с ним.

- Никакого особого конфликта не было. Но Константин снял все не только музыкальные программы, но и многие другие, которые составляли гордость канала - "Вокзал мечты" Башмета, цикл о Большом театре...

- Между тем Эрнст всегда декларировал собственное эстетство.

- Его эстетство - это эстетство ночного клуба. Я мог бы предположить, что ему не нравлюсь лично я, однако, повторяю, таким образом он расправился и с другими передачами. А взамен ничего равного качества не появилось. Хотелось бы, чтобы люди, которые кладут кирпич на стройке, имели возможность посмотреть лучшие мировые балеты...

- Святослав Игоревич, многие люди, которые кладут кирпич, даже не подозревают о существовании балета.

- (Обиженно.) Вот оттого они и кладут кирпич так плохо. От культуры зависит многое в стране, в том числе и экономика - если уж переводить на язык родных осин. Почему японцы явили миру свое экономическое чудо? Потому что сразу после войны там стали уделять огромное внимание культуре.

"РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА НЕ ДЕВАЛЬВИРУЕТ, КАК РУБЛЬ"

- О какой отечественной культуре мы говорим, если уже сегодня идет такая информационная экспансия, что через год-два мы все можем проснуться в чужой стране: огромное количество газет, телеканалов и радио уже сегодня инвестируется западными бизнесменами. А кто кормит девушку - тот ее и "танцует".

- У нас этот процесс тоже идет полным ходом. Тем более в условиях глобализации и информационной экспансии мы должны бороться за сохранение собственной культуры. Приведу локальный пример: в России, как и во Франции, все любят Бельмондо. Но в Голливуде этот артист никому не известен. Неужели это как-то волнует французов? Поэтому-то и французы, в отличие от англичан, сохранили свой кинематограф. А нам и сам Бог велел: российская культура, в отличие от российского рубля, не девальвирует. Сейчас нет ни одного крупного театра в мире, где бы не пели или не играли украинские или российские певцы и музыканты. С одной стороны, это плохо, с другой... они же укрепляют славу наших стран.

- Есть еще одна проблема: зарубежные сериалы, клипы и макулатуру вытесняют отечественные, но поделки.

- Это правда - мы переходим на собственное мыло. Обывателю интересней следить за похождениями коммунальных героев. Но это так же дурно сделано, а, может, еще хуже - поскольку дешевле. И получается порочный круг: с одной стороны, ТВ говорит, что не может ориентироваться на вкусы элиты, а с дугой, - активно оболванивает широкого потребителя, формируя не лучшие вкусы. Тем самым опуская общий уровень все ниже и ниже. Понимаете, есть грязные политические технологи, но существуют и грязные технологии в области навязывания культурных ценностей.

- Предлагаете худсоветы, цензуру и прочее? Но, как мы уже знаем, вещь эта - обоюдоострая: с одной стороны, - кто судьи, с другой, - каковы критерии?

- Но критерии есть! Если песенка состоит из трех нот и мелодия бьет ниже пейджера, то может, и стоит такое цензурировать. Телевидение - мощное оружие, а оно, как известно, может быть и в руках полицейского, и в руках бандита. Один из наших великих стариков, академик Покровский, как-то сказал: "Включаешь каждый день телевизор - и принимаешь грязевую ванную".

"МЕНЯ КОРМИТ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ"

- Давайте поговорим о вас. "Музыка в эфире" - проект, на который вы положили много сил и времени. Не осталось обиды на Эрнста после ухода?

- Никакой обиды не было. Разве что праведный гнев. Кстати, культуркиллером в "Общей" я назвал именно Эрнста. И в суд он не подал. Меня спасает то, что в моей жизни есть не только телевидение, на котором я всегда был "свой среди чужих и чужой среди своих". Я всегда активно занимался журналистикой и по сей день являюсь сотрудником Института мировой литературы.

- Но кормит вас все-таки не Институт мировой литературы, а телевидение?

- Я бы даже сказал, телевизионная популярность. Что значительно облегчает жизнь даже в отношениях с ГАИ. Кроме того, я веду конкурсы, концерты, фестивали. Эстрадные концерты я не веду из принципа.

- А концерт Элтона Джона?

- Это певец такого уровня, за который не стыдно. В каждом жанре есть вершины и мастера. Но когда некоторые певцы пытаются подражать дуэту Кабалье и Фредди Меркьюри, то душат рыдания. Для меня эстрада заканчивается на именах Магомаева, Градского, Гвердцители...

- Вы дружили с замечательным писателем Грэмом Грином...

- Да, и о нем я могу рассказывать очень долго. Он же поссорился на 25 лет с советской властью, когда после процесса Синявского и Даниэля распорядился все гонорары от своих книг, изданных в Советском Союзе, отдавать их женам. Естественно, никто и не подумал выполнять это распоряжение писателя, и он запретил издавать свои произведения у нас. Отношения восстановились только в начале перестройки.. У Грина есть замечательное высказывание, что только книги, прочитанные в детстве, влияют на судьбу человека. Потом они только расширяют кругозор. Моя встреча с Грином была как бы отражением этого высказывания. Первая книга, прочитанная мною в детстве в английской спецшколе, была книгой Грина. Директор школы собственной рукой вывел: "Славе - за примерное поведение и отличную учебу". Много лет спустя на этой же обложке появилась приписка самого Грина "Славе - как ТОМУ школьнику". Грэм очень любит такие сюжеты.

- Святослав Игоревич, почему о вас так часто пишут СМИ - причем не в связи с профессиональной деятельностью, а в разделах светской хроники? Поддерживаете ту самую популярность, которая вас кормит?

- На самом деле - это признак того, что ты в обойме. Специально для этого я ничего не делаю. Недавно, например, все желтые газеты захлебываясь писали, что на премьере Мариинского театра я был замечен со Светой Сорокиной. Почему "замечен", собственно? Было трудно достать билеты, а Света очень хотела пойти на спектакль, - вот и все. Честно говоря, к такого рода статьям я никогда не относился серьезно. Поскольку не становлюсь от них ни хуже, ни лучше.

- Прожит уже достаточно большой кусок жизни. Все ли удалось? Жалеете о чем-то?

- Знаете, мне было так много подарено встреч с интересными людьми, что жалеть особенно не о чем. Я пил чай с Яблочкиной, Юрьевой, водку с Образцовым и Козиным в Магадане, пил виски с Паваротти и Грэмом Грином, шампанское со Смоктуновским, красное вино с Нуриевым... Перечислять можно до бесконечности. Многие из этих людей стали моими друзьями. Так что не назову свою жизнь неудачной. Стоило бы , наверное, сесть и написать об этом книгу.

- Вы относитесь к типу людей, которые всегда ровно держат спину - все, дескать, хорошо. А есть какие-то вещи, которые вы считаете в себе пороком? Ну, может быть, в силу своего сибаритства...

- Наверное, мне следовало бы быть более дисциплинированным в жизни. Даже когда я работал чиновником на телевидении и в институте, то всегда выговаривал себе право не иметь рабочий день "от и до". Когда недавно мне предложили стать замминистра культуры, я тут же отказался - к удивлению присутствовавших при разговоре. Моя мечта - лежать с книжкой на диване. Вы со своей замечательной женской интуицией сразу это угадали.

http://www.day.kiev.ua/58521/

Док. 427636
Перв. публик.: 06.06.02
Последн. ред.: 21.02.08
Число обращений: 169

  • Бэлза Святослав Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``