В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА: СПУСКАЮСЬ В МЕТРО ПОГЛАЗЕТЬ НА СТУДЕНТОК Назад
СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА: СПУСКАЮСЬ В МЕТРО ПОГЛАЗЕТЬ НА СТУДЕНТОК
ЧЕЛОВЕК С УРАЛА


- Вы родились...

- ...в Челябинске. Туда во время войны эвакуировали маму, и там я имел счастье появиться на свет. И всегда гордился местом своего рождения. Недавно в Челябинске отцы города вручили мне внушительный приз. Как они в шутку говорят, "для граждан уральской национальности, достигших успехов известных". На мощной подставке из уральского камня стоит отлитый из бронзы в Златоустье Кентавр Эрнста Неизвестного. Он - тоже уралец. Такие же призы получили шахматист Анатолий Карпов, певец Александр Градский, джазмен Анатолий Кролл, космонавт Константин Феоктистов. У нас мощное землячество. А название приза "Светлое прошлое" придумал бард и поэт Олег Митяев, он тоже из Челябинска.


- В канун юбилея, наверное, стоит начать с вашей собственной оценки творческого пути?

- Я помню папиных друзей, вот это действительно были великие люди - при жизни классики поэзии, музыки. Таких теперь меньше, от этого ценность их только повышается. В наше время не самого высокого уровня культуры выглядеть эрудитом не так уж и сложно. Мне повезло: были хорошие родители, хорошая библиотека и хорошая память.


- Филолог, автор массы литературоведческих работ, эссе, но гораздо больше вы известны как ведущий музыкальных телепрограмм.

- Меня в детстве учили музыке и, как сам считаю, "перекормили". Из чувства протеста или, понимая, что достичь высот своего отца в музыковедении вряд ли удастся, я выбрал литературу. Но, видимо, воспитание и знания, данные родителями, помогли мне и в музыкальной карьере.


С "ПОПСОЙ" НЕОБХОДИМО БОРОТЬСЯ


- Вы очень органично смотритесь как ведущий и журналист на телеэкране. Этому на филфаке МГУ вряд ли учили?

- Телевизионным профессиям раньше вообще нигде не учили. Когда я пришел на телевидение вести передачу "Музыка в эфире", то разве что навыки общения с великими людьми, отечественными и зарубежными музыкантами уже имелись. А вот секретами собственно телепроцесса пришлось овладевать по ходу дела. До сих пор помню первую передачу. Я волнуюсь, не знаю, как себя вести. Спрашиваю режиссера: "А мне-то что делать? Куда смотреть, ведь так много камер вокруг". Говорят: "Ничего не делай. Забудь про камеры. Будь самим собой. А мы будем делать свое дело". Именно так и поступаю до сих пор.


- Вы работали на ведущих федеральных телеканалах. А как себя чувствуете сегодня на не избалованном массовой любовью канале "Культура"?

- Горжусь, что работаю именно на этом телеканале. И радуюсь, что "Культура" за 10 лет существования приобрела широчайшую аудиторию и огромное признание. Канал качественно очень вырос. Недавно я вел с Зурабом Соткилавой из Вены прямую трансляцию премьеры оперы Доницетти "Дочь полка". Раньше мы и мечтать о таком не смели. Телевизор для многих остается окном в мир культуры, особенно, если говорить о провинции, перед которой я всегда с уважением снимаю шляпу.


- "Культура" осталась последней территорией, не замусоренной кичем?

- Даже Верди говорил, что есть "песенка, которая стоит целой оперы". Я вот отделяю "попсу" от честной и хорошей эстрады. Дружу со многими выдающимися эстрадными певцами, например, Муслимом Магомаевым, Александром Градским, Тамарой Гвердцители. Но сейчас мы живем в век имитаций и суррогатов. "Попса" - явление не только музыкальное. Она есть в литературе, кино, даже в архитектуре. Некоторые дорогие по виду здания, которые появляются в последнее время в Москве, на самом деле чистой воды "попса". И, разумеется, хороший вкус не воспитывают, особенно у молодежи. Молодые думают, что это и есть идеал. Вот поэтому с "попсой" и необходимо бороться.


- То есть вы считаете, что нужно искоренять массовую культуру?

- Массовая культура и культура для масс - разные вещи. Необходимо научиться отличать легкую музыку от музыки "легкого поведения". Есть литература или музыка, которые заигрывают с читателем, слушателем, опускаются до его уровня. А есть такие, кто зовет приподняться на ступеньку выше в своем развитии. Влекут к себе. Лев Толстой говорил: "Смысл жизни - это приращение души". Искусство - это вторая реальность. Не обязательно самому писать книги или сочинять музыку. Восприятие музыки, литературы, живописи - это процесс творческий. Точнее - это сотворчество. Поэтому так необходима и важна миссия настоящего искусства в жизни человека.


"ТУСОВКА" ДЛЯ ВЫСШЕГО СВЕТА


- Есть еще одно амплуа, которым вы владеете блестяще, - ведущий концертов.

- После телевидения меня стали приглашать в Консерваторию, Большой театр, в Кремлевский дворец. Вел концерты в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Варшаве, Пекине, Ханое, Улан-Баторе, Вене...

Публика строга. Она может простить оговорку или если что-то забудешь. Но она не прощает высокомерия и фальши. К любым концертам в провинции я отношусь с не меньшей ответственностью, чем к столичным. Дрожи в коленках уже нет, но волнение всегда присутствует.


- Вы член некоторых закрытых клубов Москвы. Это современный "высший свет" или "тусовка"?

- Это - "тусовка" высшего света. В любом из этих клубов собираются люди, которых можно назвать элитой искусства, бизнеса и политики. Такая форма естественного общения - делового, бытового, творческого - всегда была до революции, а теперь возродилась. Членами нынешнего Английского клуба являются, например, Галина Вишневская и Мстислав Растропович, Людмила Гурченко, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Эльдар Рязанов, Георгий Гаранян. Но это не сословное собрание. Опять-таки из-за своего образа жизни и некоторой лени я участвую не во всех клубных мероприятиях.


- Вы производите впечатление в хорошем смысле рафинированного и строгого интеллигента. Вы действительно такой?

- На экране я абсолютно естественен. Когда ты говоришь о серьезных вещах, ты и должен быть серьезен. Но я люблю и пошутить. Мы делали озорные и даже, я бы сказал, хулиганские передачи. По-моему, "юморолишенный" - это вообще неполноценный человек. Мой опыт общения с великими мира сего показывает, что большинству из них присущ юмор.


- А способны сорваться на крик, громко возмутиться?

- Однажды вышло интервью со мной под заголовком "Мне жаль, что отменили дуэли". Когда я вижу проявления хамства, хочется взяться за шпагу. Благо навыки обращения с ней, полученные в юношеские годы, отчасти сохранились. Как пел Вертинский: "Я очень спокойный, но только не надо..." Если разъярить быка, а я по знаку зодиака Телец, то сами понимаете, что может произойти. Меня непросто вывести из себя, но уж если достали, то, как говорил мой предок князь Святослав: "Иду на вы". Вспылить иногда можно и нужно, но не из-за пустяков.


ЛЕНИВЫЙ МУШКЕТЕР


- У вас напряженный график работы - съемки, встречи, концерты, поездки. Вы легкий на подъем?

- Мне нравится лениться, хотя это и не всегда удается. Последние лет 20, особенно, когда я связался с телевидением, не было ни одного месяца, чтобы я его целиком провел в Москве. Пока легко переношу перелеты. Даже в Китай, Америку, Японию. Да, я легок на подъем, жизнь в самолетах и в гостиницах мне привычна. Как волка - ноги, так орла крылья кормят. Вот только мой домашний кот и сыновья этим недовольны.


- Какое занятие вы любите больше всего?

- Обожаю поваляться на диване с котом и книжкой. Давным-давно мне повезло, и я попал в академический институт, где не надо было ходить на работу каждый день. А когда меня стали приглашать на высокие посты и должности, вплоть до зам. министра культуры, я отказывался - всегда пугала необходимость приезжать к 9.00 пусть даже на служебной машине. Я - вольный сын эфира, но иногда приходится быть организованным из-за того, что от тебя зависит работа еще очень многих людей.


- А как интеллигенция насчет застолья?

- С превеликим удовольствием! Как говорил мой любимый Оскар Уайльд: "Тот, кто может овладеть беседой за лондонским обедом, тот может править и страной". Я вспоминаю, как у родителей собирались музыканты, писатели - выпивали и хорошо закусывали. Но какая при этом шла беседа! Какой был интеллектуальный накал. Если за столом люди высоких интеллектуальных запросов, то идет пиршество не только гастрономическое, но и духовное.


- Можете сказать: жизнь удалась?

- Действительно, грех жаловаться. Впрочем, не веду хронику жизни. Стараюсь вспоминать дату своего рождения только тогда, когда заполняю анкеты. А когда смотрю на молоденьких девушек, то уж тем более о возрасте не думаю.


- И часто вы на девушек заглядываетесь?

- Иногда даже специально спускаюсь в метро, чтобы на студенток посмотреть. Воодушевляет. Мне это позволительно. Я разведен, у меня два взрослых сына. Как-то у меня брали интервью на тему холостяцкой жизни. И я припомнил знаменитую фразу Чехова о том, что, когда женщины видят неженатого мужчину, они начинают палить по нему, как охотники по утке. Чувствовать себя "женской мишенью" необыкновенно приятно, хотя и рискованно. Поэтому стараюсь, чтобы мои мушкетерские навыки сохранились как можно дольше.


Беседовал


Бирюлин Александр

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200704265722001

Док. 427642
Перв. публик.: 26.04.06
Последн. ред.: 21.02.08
Число обращений: 152

  • Бэлза Святослав Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``