В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Святослав Бэлза: Коммерциализация страшнее цензуры Назад
Святослав Бэлза: Коммерциализация страшнее цензуры
Что происходит с нашей культурой? Почему мы отрываемся от ближайших корней и насколько значим блеск сегодняшних звёзд? Об этом наш разговор с народным артистом России, музыкальным критиком и телеведущим, членом Российской Академии телевидения Святославом БЭЛЗОЙ.
В течение апреля он дважды приезжал в Алматы - чтобы провести Первый Венский бал и вечера из серии "Дипломатия звёзд".
- Святослав Игоревич, не теряем ли мы новое поколение? Уси-пуси на сцене, пустая болтовня на экране...
- О поколении, так же как о нации, нельзя судить огульно. В каждой нации есть плохие и хорошие люди, талантливые и бездарные. И в каждом поколении есть люди потерянные, ставшие жертвой обстоятельств и времени, того давления, которое на них оказывает массовая культура. Те, кто выстоял, обычно и составляют стержень общества. Во все времена в любой стране культурная элита была достаточно немногочисленной. Но именно она определяла духовное состояние нации. Я отец двоих детей. Одному - 25, другому - 35. По их друзьям могу судить о молодом поколении - и не скажу, что они потеряны.
- Наверное, ваши дети "Дом-2" не смотрят?
- Конечно, нет. Это продвинутые ребята. Для них интернет и I-Pod - привычные вещи.
- А вы работаете с интернетом?
- Могу, если надо, но предпочитаю, чтобы мне добывали информацию ассистенты или мои сыновья. Я старомодный поклонник галактик Гуттенберга - я люблю книгу. Не только как текст, но и как произведение искусства. Я считаю, что библиофильство - это высокая болезнь, которая передалась мне по наследству. И никакие современные электронные новации не смогут отвратить меня от книги.
- На телеканале "Культура" есть проект "Лики Евразии" - серия фильмов, посвящённых великим казахам ХIХ и ХХ веков. Подобные проекты будут продолжаться?
- Думаю, что будут. Я с первого дня работаю на канале "Культура". В этом году 1 ноября мы отметим своё десятилетие. Я очень рад, что такой канал существует, и даже не представляю, где бы я работал, если бы его не было. Я очень рад, что в число героев этой телевизионной серии попал и мой друг Олжас Сулейменов. В прошлом году я был приглашён на его 70-летие и был свидетелем волнующего и романтического события - в дни юбилея мы поехали в горы, и Олжас выпустил на волю двух форелей, двух волчат и двух соколов. Это было очень трогательно. Здесь соединились три стихии - вода, земля и воздух. Олжас прислал мне первое издание "Аз и Я". Это очень интересный сплав философии и литературы. Потом я познакомился близко с Львом Николаевичем Гумилёвым, теоретиком евразийства, которому уже сейчас ставят памятники.
- Насколько близки вам идеи евразийства?
- В России нельзя не быть в известной мере евразийцем. Потому что эта страна вобрала в себя культуру Востока, Запада, Юга. Всей русской культуре присуще то свойство, которое Достоевский в знаменитой речи о Пушкине назвал "всемирной отзывчивостью". Россия как огромный котёл переваривает множество культур и в итоге получает свою.
- В том числе и австрийскую, если судить по Венским балам?
- Это повелось с давних времён. Мы всегда брали лучшее. Если взять австрийскую культуру, то приглашали Штрауса. Есть версия, что и Моцарта должны были пригласить в Петербург, и даже было письмо на этот счёт. В России бы его точно не отравили - ни в прямом, ни в переносном смысле.
Мы теряем корни
- Не кажется ли вам, что у нас в полной мере ещё не оценили потенциал советской культуры?
- Есть такое понятие, как "энергия сопротивления". Именно в условиях сопротивления советской цензуре рождалось немало шедевров искусства во всех жанрах. Недавно я писал послесловие к книге польского автора Кшиштофа Мейера о Шостаковиче в серии "ЖЗЛ" и как раз задумывался над этими вопросами. Казалось бы, действительно, вспоминая выражение Мандельштама, на шею многим художникам бросался век-волкодав. Условия жизни и творчества были весьма суровыми. Но именно в это время появлялись шедевры. И многие сохранили достоинство мастеров. В музыке были Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, в литературе - Булгаков, Ахматова, Пастернак. Огромная плеяда. Мы её сейчас с восхищением вспоминаем, многих я ещё ребёнком имел честь знать благодаря знакомствам моего отца. И действительно, в 90-х годах был период некоего отталкивания от культуры того периода. Мы пытались зачеркнуть или, как говорил поэт, поколебать многие треножники в ребячьей резвости и сбросить с парохода современности какие-то имена. Но мы забывали о тех условиях, в которых творили художники. Прошло время, и мы наблюдаем весьма мало равновеликих явлений в искусстве.
- Но многие зачитываются современными писателями...
- В русской поэзии по-прежнему самые громкие имена - это те, кто дебютировал в 60-е годы: Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Высоцкий. Я бы включил в этот ряд и Олжаса Сулейменова, которого можно назвать и русским, и казахским поэтом. То же самое можно сказать и о прозе. Имена Фазиля Искандера, Андрея Битова, Василия Аксёнова всё равно стоят недосягаемо высоко по сравнению с современными беллетристами. Кто-то зачитывается современными авторами, но мне кажется, река времён унесёт их имена. Современный пресс коммерциализации оказался весьма пагубным. Может быть, даже пострашней советской цензуры. Сейчас торжество суррогатов, подделок под настоящее искусство и торжество так называемой попсы. Это применимо не только к низкопробной эстраде, попсу мы наблюдаем и в литературе, и в живописи, и даже в архитектуре, что печальнее всего, потому что это остаётся надолго. Сейчас, уже как-то разобравшись, что к чему, просвещённая часть публики вновь возвращается к авторам советской эпохи. Всё чаще поют песни Дунаевского, Бабаджаняна. Александру Пахмутову одно время старались куда-то задвинуть, ан нет - где найти сейчас такого мелодиста? И поют их песни, так же как поют Таривердиева, Андрея Петрова. Нынешние же песни - однодневки. Мало того, что там, как правило, никаких мелодий, но ещё и чудовищные тексты, которые не остаются в памяти. Я не старый брюзга. Я всегда отмечаю то новое, что укладывается хоть в какие-то рамки эстетических требований. Но, к сожалению, это происходит не так уж часто. Даже если взглянуть на самые значимые новые сериалы - "Идиот" и "Мастер и Маргарита", - то их популярность, не умаляя значения труда нынешних актёров и режиссёров, в первую очередь - заслуга мастеров прежних эпох, литературной первоосновы.
АиФоризм
Водка должна быть русской, коньяк - французским, виски - шотландским, кумыс - казахским, а бал должен быть Венским.

"Аргументы и факты Казахстан" No 20 (728) от 16 мая 2007 г.

Док. 427664
Перв. публик.: 16.05.07
Последн. ред.: 21.02.08
Число обращений: 131

  • Бэлза Святослав Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``