В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Таможенники добились своего Назад
Таможенники добились своего
Федеральная таможенная служба выведена из-под подчинения Минэкономразвития. Вчера президент России Владимир Путин подписал указ о передаче функций по управлению ФТС правительству. Кроме повышения статуса службы, расширяются и ее функции. Так, ей передаются подотчетные ранее МЭРТ вопросы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. С одной стороны, решение президента выглядит вполне логичным завершением ряда скандалов, связанных с таможенной службой, с другой - оно, по мнению экспертов, свидетельствует об укреплении силового блока власти.

В прошлом году таможенники провели серию громких акций по изъятию контрабанды. Так, в августе 2005 г. они начали борьбу с "серыми" сотовыми телефонами. Тогда уже после первых арестов партий мобильников цены на сотовые выросли на 20%. А недавно таможенники принялись и за продавцов компьютеров и их комплектующих. Этими мерами таможне удалось привлечь внимание не только общественности и бизнеса, но и президента. В начале апреля Владимир Путин раскритиковал работу таможенников. "Когда мы, наконец, на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?", - заявил он. Тогда Путин потребовал от премьер-министра Михаила Фрадкова и руководителя Минэкономразвития Германа Грефа срочно оборудовать пункты пропуска на границах так, "чтобы там не было бизнес-структур".

Ранее президент также заявлял, что таможенники зачастую самовольно трактуют порядок ввоза продукции в свободные экономические зоны. "Отсутствие общего порядка дает возможность таможенным органам произвольно устанавливать и его, и сроки выдачи разрешений в каждом конкретном случае, - заявил президент. - Прошу уделить особое внимание этому вопросу, так как в значительной степени именно для упрощения административных, таможенных и налоговых процедур эти зоны и создавались". А недавно появилась информация о том, что Генеральная прокуратура России совместно с правоохранительными органами расследуют серию преступлений, в которых обвиняются сотрудники таможенных органов. Некоторые из них задержаны с поличным. В основном преступления связаны с контрабандой, взяточничеством, мошенничеством, злоупотреблением служебным положением, подделкой документов. По словам официального представителя Генпрокуратуры РФ Наталии Вишняковой, ущерб, причиненный государству в результате совершения таких преступлений, исчисляется миллиардами рублей.

Интересно, что указ о передаче функций контроля над Федеральной таможенной службой был опубликован на следующий день после послания президента Федеральному собранию. Тогда Владимир Путин выделил коррупцию как одну из главных проблем России. Вероятно, в Кремле считают, что с коррумпированностью в этих органах будет проще бороться, если контроль перейдет к премьер-министру Михаилу Фрадкову. Кстати, внешнеэкономическая деятельность для премьера не нова: еще в советские времена Фрадков занимал руководящие должности в министерстве внешних экономических связей СССР, а с 1997 г. был министром внешних экономических связей и торговли РФ.

Вчерашний указ президента расширяет полномочия таможенников. Теперь они сами будут определять нормативно-правовую базу своей деятельности. Понятно, что когда указом президента о структуре органов госвласти (9 марта 2004 г.) Государственный таможенный комитет был преобразован в Федеральную таможенную службу, подчиненную МЭРТ, что не могло обрадовать таможенников и силовиков. Вообще таможню сложно отнести лишь к экономическим или силовым структурам. Традиционно она воспринимается как нечто среднее между ними. Передача ФТС в ведение министерства экономического блока была с одной стороны оправданной: таможенные структуры имеют непосредственное отношение к внешней торговле, к пополнению доходов бюджета. Но кроме колоссальных денежных потоков, здесь есть возможность для формального и неформального влияния и обогащения, а значит, таможня близка и к силовым структурам, отмечает эксперт Московского Центра Карнеги Николай Петров. Таким образом, по его мнению, решение президента вполне логично, но оно изменяет баланс сил: силовики получают существенный ресурс влияния, а экономический блок становится все менее укрепленным. "МЭРТ и его глава Герман Греф существенно потеряли свое влияние", - отмечает эксперт. В ведомстве г-на Грефа от комментариев отказались.

С этим мнением согласен и руководитель спецпроектов Института социальных систем Дмитрий Бадовский. "Президент признал, что ФТС - не дело МЭРТ в целом и г-на Грефа, в частности, и что ее нахождение в составе экономического блока правительства не оптимально", - говорит г-н Бадовский. Он также отмечает, что нашумевшие акции таможенников по изъятию контрабанды - не что иное, как элемент PR-игры по пересмотру роли их ведомства в системе органов власти. Вчерашний указ дает им больше полномочий и повышает их статус, поэтому в ближайшее время, по мнению г-на Бадовского, подобных громких акций ожидать не стоит. RBCdaily

12.05.2006

http://www.finansmag.ru/28375

Док. 428739
Перв. публик.: 12.05.06
Последн. ред.: 28.02.08
Число обращений: 331

  • Вишнякова Наталия Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``