В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Силаков: Сани едут сами? Никогда! Тренерский штаб сборной России по санному спорту точно знает, как надо выигрывать на Олимпиадах Назад
Валерий Силаков: Сани едут сами? Никогда! Тренерский штаб сборной России по санному спорту точно знает, как надо выигрывать на Олимпиадах
Приехав в Оберхоф, где в грядущие выходные завершат свой кубковый сезон саночники, корреспонденты "СС" несказанно удивились числу работающих со сборной России тренеров и специалистов. Их здесь аж семь человек! А ведь раньше можно было насчитать в лучшем случае троих.

Похоже, дела в нашем санном спорте пошли на поправку. И вслед за первой ласточкой (если этот эпитет применим к 100-килограммовому спортсмену) российских саней Альбертом Демченко у нас вырастет целое поколение чемпионов. А уж как этого достичь, нынешний тренерский штаб сборной прекрасно помнит.

Этим материалом мы продолжаем предолимпийскую серию публикаций о "героях невидимого фронта", начатую 24 января.

И ТРЕНЕР, И ВРАЧ, И ВОДИТЕЛЬ...

ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ САННОГО СПОРТА РОССИИ ВАЛЕРИЙ СИЛАКОВ

"Атланты держат небо на каменных руках...". Эта строчка из знаменитой песни Александра Городницкого в полной мере применима к президенту Федерации санного спорта России Валерию Силакову. Не побоимся громких эпитетов: если бы не Силаков, российские санки приказали бы долго жить где-нибудь в году 1996-м. Избранный тогда президентом федерации на безальтернативной основе (больше никто не согласился идти на должность с месячным окладом в 30 долларов), он столкнулся "с трудной ситуацией". Сборная России в ту пору состояла из трех человек: Альберта Демченко, Даниила Чабана и Маргариты Клименко. Бюджет главной команды страны составлял... 2800 долларов США в год! Специалисты, сани, костюмы, тренировочные базы - все это было лишь на бумаге. Тренеры ушли в бизнес или уехали работать за границу. Практически все сани распроданы, а тренировочные базы либо закрыты, либо сданы в аренду.

Зато теперь в шестерке лучших спортсменов на большинстве этапов Кубка мира "прописались" американец Беншуф, итальянец Цоггелер, немец Хакль, австриец Кляйнхайнц и... два россиянина - Демченко и Кнейб. Секрет успехов наших саночников знает, наверное, только Силаков, но никому его не раскрывает.

Да и невозможно, наверное, про все рассказать... С чего начать? Наверно, с того, как Валерий Николаевич писал письма в международную федерацию с просьбами о помощи. Как убеждал Демченко (даже не самого Альберта, а его жену) не бросать спорт, не торговать летом на рынке мясом, завязать с алкоголем и тренироваться. Как лично по знакомствам и связям добывал полозья по несусветным для бюджета 90-х годов ценам - 160 долларов пара. Но ведь только такие полозья и могли быстро ехать! Как долгие годы был в сборной страны и за тренера, и за механика, и за врача, и за водителя. Как исколесил всю Европу за рулем, перевозя в микроавтобусе все увеличивающуюся сборную команду. Как возвращал по одному в команду тренеров и специалистов. Как вопреки всему обкатывал год за годом спортсменов на зарубежных треках, понимая, что другого пути поднять спорт и добиться, наконец, строительства в стране настоящей трассы просто нет. Как, наконец, дожил до Олимпиады, на которую едет не для участия, а для победы!

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - НЕ ПОВОД ОТЛОЖИТЬ НАПИЛЬНИК

СТАРШИЙ ТРЕНЕР И ГЛАВНЫЙ ТЕХНИК СБОРНОЙ АЛЕКСАНДР ВАСИН

Александр Васин - фигура для сборной наиважнейшая! Даже самые опытные в команде Демченко и Кнейб не могут заниматься своими санями без него, а уж остальные тем более. Шлифовать до трех-четырех часов ночи полозья для Васина - обычная практика. Мало того, для него и собственный день рождения - не повод отложить в сторону напильники, наждак, полировки и самый специфический инструмент из арсенала механика - уголок.

Короткая и широкая часть этого уголка скользит по одному полозу, а наждак на втором (длинном) его конце шлифует полоз. Высота широкой части - от 7,3 до 7,5 сантиметра. Именно такая длина обеспечивает нужный градус заточки полоза. Слушать рассуждения Васина об особенностях конструкции саней и полозьев - все равно, что женщине сидеть на лекции по последним веяниям современного трикотажа и выкроек. Чертовски увлекательно, но разобраться в терминах и нюансах способны лишь единицы.

Впрочем, один из показателей хорошей шлифовки полоза мы теперь знаем. Для того чтобы проверить ее качество, надо ногтем провести по скользящей поверхности. Цепляться ноготь не должен ни за что! Женщины-саночницы, кстати, называют эту операцию маникюром.

Во время соревнований миссия у Васина совершенно особенная. Он готовит полозья. Готовит так, чтобы к моменту старта их температура была оптимальной. Ни в коем случае не выше и не ниже положенной!

Работа поистине ювелирная и со стороны кажущаяся нелепой. В самом деле, какое впечатление может произвести взрослый мужик, энергично обмахивающий полотенцем стоящие вертикально сани? А ведь без этого рекорда трассы не поставишь!

ПЛИТОЧНИК- КОММЕНТАТОР ИЗ КАЛГАРИ

ТРЕНЕР МИХАИЛ ЗАВЬЯЛОВ

По своей основной нынешней специальности Михаил Завьялов... плиточник. Живет в Канаде, в Калгари. Имеет свой бизнес и на жизнь не жалуется. А в 80-е годы Завьялов был одним из сильнейших саночников страны.

В 1998 году, поняв, что с его способностями в спортивных санях в России решительно нечего делать, Михаил перебрался в Канаду. Понемногу освоил нынешнюю специальность. Однако и о санях душа забыть не давала. Неоднократно привлекался в сборную Канады в качестве тренера-консультанта.

Одной из ключевых задач Завьялова является "разбор полетов". Происходит это после каждой серии заездов. Команда рассаживается в комнате, и начинается просмотр видеозаписей. "Внештатным оператором", кстати, является Силаков, который снимает процесс на свою личную камеру.

Завьялов комментирует очень эмоционально.

- Саша, посмотри, вот здесь у тебя плохой вход начался. В этой точке тебе следовало быть гораздо выше, потому на выходе борт и поймала, - советует он Родионовой.

- Настя, где твоя голова? Опять "сидишь" (в санном спорте под этим термином подразумевается легкий подъем головы, отрыв плеч от саней или малейшее касание ногами льда. - Прим. ред.)! Так ты быстро ездить не будешь! Хочешь ездить быстро - лежи. Каждый твой подъем - это тормозящий момент. Здесь сотая доля, там - вот и проигрыш. Сидя на тридцатые места заезжают, а побеждают лежа! - это он уже в адрес Скулкиной восклицает.

ПОЛИГЛОТ-ПЕРЕВОДЧИК С ОТЛИЧНЫМ СЛУХОМ

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ САННОГО СПОРТА РОССИИ, МЕНЕДЖЕР И АДМИНИСТРАТОР СБОРНОЙ ГЕННАДИЙ РАДИОНОВ

Официальная должность Геннадия Радионова в сборной России - переводчик. Однако он очень обижается, когда его так представляют людям. В самом деле, сужать круг обязанностей этого человека до таких банальных функций просто оскорбительно.

Радионов не просто владеет немецким. Он знает несколько диалектов: баварский, тюрингский, тирольский... Когда Геннадий Петрович рассказывает немцам анекдоты, те валятся с ног от смеха. На наших глазах хозяин отеля "Егерштайн" (именно в нем расселилась сборная России в Оберхофе) спрашивал у Радионова, откуда он так хорошо знает... русский. Пожилому немцу и в голову не пришло, что чужеземец может в совершенстве владеть его родным языком. А ведь немецкий - это далеко не предел лингвистических границ российского специалиста. Он говорит также на итальянском и английском.

Сам Радионов считает эту способность к языкам врожденной, как и свой музыкальный слух. В среду после ужина корреспонденты "СС" и вся команда слушали его импровизации на фортепиано. Это было нечто! От этюда Дворжака до джазовых мелодий и "Мурки". "Переводчик" играл полчаса, и в это время его понимал любой!

- Без Геннадия Петровича мы за границей - как без языка, - рассказывает Силаков. - Вы вот не слышали, как он ведет переговоры. Я только сообщаю, чего мы хотим добиться от хозяев отеля или руководителей фирмы, а дальше все делает сам Радионов. Он может надавить, убедить в своей правоте, рассмешить собеседника. Невозможно даже подсчитать, сколько денег мы сэкономили с его помощью.

КОМАНДИРОВКА НА ОЛИМПИАДУ

ВРАЧ КОМАНДЫ ВЛАДИМИР КОСТЮЧЕНКОВ

В свое время Владимир Костюченков серьезно занимался спортивной ходьбой. Параллельно обучался в Академии физической культуры, а потом поступил в Тартуский университет на единственный в стране факультет спортивной медицины. Окончил его уже в 1993 году с дипломом независимого государства Эстония. И тут же нашел этому диплому применение: пошел работать с российской волейбольной командой. Так и работал без перерыва до нынешнего года, пока не вмешались обстоятельства. Сборная страны по санному спорту в очередной раз осталась без врача. То, что для некоторых видов спорта звучит парадоксом, здесь практически в порядке вещей. Не говоря уже об отсутствии в команде массажиста.

- При имеющемся бюджете, - вздыхает Силаков, - одно из двух: либо врач, либо массажист.

Врач, конечно же, важнее, однако и его еще поди поищи. Тем более за полгода до Олимпийских игр. Выручил Росспорт. Заместитель главы этого ведомства Николай Пархоменко в директивном порядке прикомандировал к саночникам одного из своих "проверенных кадров". Владимир Николаевич - человек дисциплинированный и послушный. Надо - значит надо. Вот только придя на новый фронт работ, был слегка шокирован, до чего дошла команда за четыре месяца без врачебного присмотра.

- Я даже не представлял, что такие люди могут на тренировку выходить. Бронхит, плеврит... Чего там только не было! Витамины элементарно принять не могли в нужное время и нужную таблетку, - вспоминает доктор.

Сейчас многие неприятности далеко позади. Педантичный Костюченков установил жесткий график врачебного осмотра, процедур и всего, что только можно внести в график. На работу не жалуется, только вздыхает, что очень непривычно работать одновременно с мужчинами и женщинами. Тем более до нынешнего года его клиентами были сплошь высокорослые волейболисты, и никаких женщин.

- Кто в команде самый здоровый человек? - на этот вопрос доктор отвечает без запинки.

- Конечно, Альберт Демченко. Вес 101 килограмм. С ним мало кто из саночников может поспорить.

Во время тренировок и соревнований место доктора в финишном городке. Именно туда влетают на скорости от 110 и выше километров в час спортсмены, и именно доктору достаются их первые эмоции. К излишне эмоциональным репликам своих пациентов (а кому еще спортсменам выговариваться, рядом ведь нет больше никого) доктор относится философски. Считает, что после минуты активного выброса адреналина человек вправе слегка отпустить вожжи.

На двери комнаты гостиничного номера доктора (он же приемный кабинет) календарь. Согласно ему, последний день работы Костюченкова в санном спорте - день закрытия Олимпиады. Потом опять в волейбол. А саночники? Силаков уже сейчас вздыхает и думает, в каких кабинетах будет искать летом нового врача.

http://www.sovsport.ru/gazeta/default.asp?id=212088

27.01.2006, No11 (16 842)


Док. 429725
Перв. публик.: 27.01.06
Последн. ред.: 04.03.08
Число обращений: 223

  • Силаков Валерий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``