В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Зарубин: Общественная палата не должна вариться в собственном соку Назад
Александр Зарубин: Общественная палата не должна вариться в собственном соку
– Александр Леонидович, Вы входите в рабочую группу Общественной палаты РФ по организации и проведению гражданских форумов, собраний, ярмарок и конкурсов культурных и социальных проектов. Насколько известно, сейчас идет подготовка II Гражданского форума. В связи с этим мой первый вопрос: нужен ли нам такой всероссийский гражданский форум теперь, когда уже существует Общественная палата, вместившая в себя достаточно большое количество авторитетных представителей разнообразных общероссийских и региональных общественных организаций?

– Действительно, у ряда наших коллег была такая позиция: "А зачем нам этот форум, ведь у нас есть палата?" Чтобы получить ответ на этот вопрос – давайте мыслить логически.

Общественная палата – это не что иное, как законодательно оформленная институциональная форма гражданского общества. Да, в состав палаты входят руководители многих общественных организаций, ее комиссии концентрируют на себе и пытаются решить многие вопросы, но ведь у нас, в России, действует огромное количество различных общественных объединений, сообществ, союзов, которые ведут работу в разных направлениях. И говорить, что Общественная палата представляет все гражданское общество в своем лице, было бы как минимум неэтично и неверно. Именно поэтому, чтобы не допустить монополизации гражданского общества, Палате необходимо проводить подобные масштабные гражданские форумы с участием всех заинтересованных институтов гражданского общества, а не вариться в собственном соку, обсуждая все проблемы внутри себя. Форум – это прежде всего мероприятие, которое благодаря своей форме может позволить собрать вместе максимальное количество разнообразных представителей гражданского общества России, предоставить трибуну для различных точек зрения, дать возможность "услышать и быть услышанным", создать условия для конструктивного диалога между обществом и властью, измерить "температуру" гражданского общества, сформулировать общие цели и задачи. В завершении, чтобы положить конец дискуссиям на тему "быть или не быть?" просто процитирую статью 21 пункт 2 Федерального закона "Об Общественной палате РФ", где прямо сказано: "Общественная палата организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни" Точка.

– На какой стадии подготовки находится II Гражданский форум? Что он будет собой представлять? В чем уже сейчас Вы видите его принципиальной отличие от первого Гражданского форума?

– Первый форум был знаковым, прежде всего потому, что люди наконец-то собрались, сели за один стол и начали говорить о тех проблемах, которые существуют, начали обмениваться мнением. За пять лет, которые прошли, было сделано очень немало. Могу сказать, что в Приволжском федеральном округе было проведено большое число ярмарок и форумов, развивались ресурсные центры, где некоммерческие организации уже не просто реализовывали какие-то социально-культурные проекты, а помогали соорганизовываться другим. За это время много чего произошло: была создана Общественная палата РФ, состоялось понимание социального партнерства, получила распространение такая форма, как софинансирование (когда деньги государства и бизнеса работают в одном проекте или из них создается единый грантовый фонд) и т.д. Поэтому, первый Гражданский форум был хорошим стартом, первой ласточкой, носил в большей степени организационный характер. Второй с этой точки зрения будет уже более содержательным. Несмотря на некоторую "утряску" на старте, в настоящий момент палата и соответствующая группа ведет активную работу по подготовке II Гражданского форума. Сейчас принято решение провести в ноябре–декабре расширенное заседание Общественной палаты, где и презентовать форум, ярмарку и конкурс социальных и культурных проектов, которые будут проводиться оставшийся 2006 и весь 2007 год. В этих целях планируется создать грантовый фонд с участием и государства, и бизнеса – по принципу софинансирования. Думается, что такие мероприятия стоит проводить по большей части в регионах, тем самым это должно активизировать гражданское общество с точки зрения его институциональной части, и к форуму мы придем уже с каким-то результатом, как минимум выработаем те темы, которые станут предметом обсуждения в грядущем году. Сами же ярмарки и конкурсы будут представлять собой презентацию этих проектов, освещение их реализации, "круглые столы" с их участниками, всевозможные мастерские и мастер-классы и т.д. Таким образом, сам форум подведет итоги и даст старт новому периоду.

– Не могли бы Вы для наших читателей пояснить суть ярмарок социальных проектов?

– Ярмарка социально-культурных проектов представляет собой что-то вроде "конкурса добрых дел". Участие в этом конкурсе принимают проекты, ориентированные на развитие социальной и/ или культурной сферы жизни нашего общества. Как всегда, в ходе проведения подобной ярмарки планируется освещение и информационное сопровождение тех проектов, которые будут в ней участвовать. Фактически речь едет о, не побоюсь этого слова, ПРОПАГАНДЕ полезных для общества идей, оформленных и в дальнейшем реализованных в виде проектов. Причем эта "пропаганда", а самое главное – положительный результат должен быть направлен на а) общество; б) государство; в) бизнес.

Если говорить о ярмарке в логике предстоящего форума, то она позволит не только выделить и помочь реализовать самые востребованные проекты, но и даст возможность встретиться тем профессионалам, которые, я думаю, смогут помочь нам сформулировать многие темы, обсуждение которых было бы целесообразным на Гражданском форуме II.

– Александр Леонидович, следующий вопрос к Вам одновременно как к общественному деятелю, бизнесмену и человеку длительное время проработавшему в государственных структурах: насколько искренни сегодня заявления и декларации наших деловых кругов о своей социальной ответственности? Заинтересованы ли представители крупного, среднего, да и мелкого предпринимательства в социальной направленности своих проектов?

– Искренне ли бизнес занимается решением социальных проблем? Вопрос, скажем прямо, философский. Начнем с самого термина "социально-ответственный бизнес". Еще в 2000 году на Пермской ярмарке социально-культурных проектов был сформулирован тезис "социальное партнерство", под которым стали понимать совместный подход или совместную реализацию социальных инициатив, когда цепочка "власть – гражданское общество– бизнес" (в любой последовательности) работают сообща на решение какой-либо социальной проблемы. Так вот, тогда к такому партнерству больше всего было готово гражданское общество (в лице своих многочисленных и разнообразных институтов), меньше всего – бизнес, а государство находилось где-то посередине. В 2001 году в Саратове мы сформулировали такое понятие, как "социально ответственный бизнес". Если говорить о наших предпринимателях, то они в то время слабо себе представляли необходимость и выгоду от участия в социальных проектах. Я бы даже сказал, с опаской относились к совместным акциям и мероприятиям, не говоря уже о каких-то программах и масштабных кампаниях. В качестве примера могу привести краткий диалог с моим знакомым бизнесменом, который на мой продолжительный рассказ про социально ответственный бизнес спросил меня: "А что? Уже пора?".

В общем, если мы говорим о бизнесе в целом, то его компании и корпорации по-разному приходили к пониманию социальной ответственности, по-разному продвигались в решении подобного рода вопросов. Безусловно, бизнес не так давно стал понимать для себя выгоду такого подхода. В итоге, осознав те перспективы, которые становятся возможными благодаря участию в социальных проектах и, понимая то, что институты гражданского общества могут быть именно теми компетентными партнерами, которые позволят грамотно и профессионально их реализовать, бизнес активно включился в социальное взаимодействие.

– Общественная палата переживает процесс становления. Вы входите в Комиссию по делам регионального развития и местного самоуправления. Что удалось сделать комиссии с момента ее образования, каковы дальнейшие планы и приоритетные направления деятельности?

– Этот вопрос в течение полугода мне не один раз задавали: "А вот сто дней, двести дней Общественная палата поработала, и каких результатов удалось достичь?" Знаете, это как "какой надой у вашей коровы?". Если бы речь шла о достижении какого-то конкретного результата, то, наверное, на этот вопрос можно было бы ответить просто, и не факт, что стране нужна была бы для этого Общественная палата. Вы знаете, совершенно правильно было замечено, что палата – совсем новый институт, что такого опыта еще не было, что 126 ее членов – это уникальный срез нашего общества. Вот какое общество, таковы и его представители. Это, безусловно, очень разные люди и каждый является экспертом в своем деле, которым занимается уже не один год, и достиг каких-то определенных результатов. Правовой основой деятельности Палаты является Федеральный закон "Об Общественной палате", где и закреплено то, чем она должна заниматься. Это общественные слушания, чтения, экспертиза законопроектов и гражданский контроль за деятельностью государственных органов. Если мы говорим об этих видах деятельности, то палата достаточно быстро и динамично вписалась в этот процесс, тесно взаимодействует и с Государственной думой, и с Советом Федерации. Возвращаясь к результатам работы, я думаю, мы сможем четко услышать ответ на ваш вопрос, когда прозвучит ежегодный доклад палаты, в котором без отчета о проделанной работе, наверное, неправильно было бы обойтись. С точки зрения, тех процессов в рамках Палаты, в которых участвовал я, самое основное – это то, что мы практически подготовились и в ноябре готовы запустить Гражданский форум и ярмарку социально– культурных проектов. Еще одним успехом можно назвать проведение палатой конкурса президентских грантов для российских общественных организаций. Признаюсь, не все шло гладко и как хотелось бы, но сам факт активного участия палаты в таком мероприятии – это уже опыт, а любой опыт, на мой взгляд, всегда имеет положительное значение.

– В 2003 году Вы были названы человеком года. Насколько важны для Вас заслуженные "аплодисменты", публичное и общественное признание, или сами результаты, очевидные плоды своей работы приносят удовлетворение?

– В глубине души, как и каждый человек, я рад, когда моя деятельность оценивается. Тем не менее, занимаясь бизнесом, работая на госслужбе, служа стране, реализовывая проекты по развитию институтов гражданского общества и социальной поддержки, я никогда не задумывался: "А должен ли я в результате получить какую-то оценку?". Мы ставим себе цель реализовать, достичь результата, принести пользу людям. А если кто-то положительно оценивает, конечно же, это приятно. Совсем недавно мне было присуждено звание "Заслуженный работник республики Коми". Республика, в которой я прожил много лет и, на мой взгляд, много сделал и приобрел необходимый опыт работы, посчитала, что заслужил. Не посчитали бы – сам бы никогда не попросил. Поэтому этой наградой я очень горжусь.

Дорожу также такой авторитетной наградой, как "Общественное признание", которую я получил за проведение ярмарок в Приволжском федеральном округе. Вообще мне кажется, что людям очень важно быть признанными и оцененными самим обществом, его гражданскими институтами.

Другое дело, что в каждом полезном процессе всегда найдется ложка дегтя в бочке меда. Сейчас у нас каких только наград и регалий не существует! И кто-то очень активно этим старается торговать. Вообще смешно, когда тебе присылают какую-то заявку и информируют, что Вы номинированы, но для начала должны перечислись такую-то сумму денег. Такой подход противен не только потому, что людей просто пытаются "развести на деньги", но, прежде всего, тем, что подрывает саму идею благодарности и признания деятельности человека.

– Александр Леонидович, Вы крупный бизнесмен, видный общественный деятель – человек, как принято сейчас говорить, успешный на все 100 процентов. Какие жизненные принципы Вы исповедуете? В чем секрет успеха?

– Если ты честен, порядочен, если ты не предашь человека и не воспользуешься им в корыстных целях, то, на мой взгляд, у тебя больше шансов стать успешным, но только этого мало. С другой стороны, наверное, успеха может достичь в чем-то и непорядочный человек. Вопрос в том: это разово или это твоя логика жизни? Не думаю, что существует уникальная формула успеха, которая подходит абсолютно для всех. Успешность – это когда тебе что-то удается и, когда ты правильно оцениваешь свои удачи и поражения. Успех – это когда ты умеешь порадоваться, и когда готов кому-то помочь даже во вред или в ущерб самому себе. Успех вообще такой многогранный фактор! И стоит ли его ставить в основу вообще чего-либо? Может быть, успех надо рассматривать как некую удачу, а какие-то достижения рассматривать как результативность? Я думаю, что успех – это симбиоз удачи и ежедневной напряженной кропотливой работы.

– Вы входите в попечительский совет фестиваля "Музыкальное сердце театра". Расскажите об этом фестивале, почему решили поддержать этот проект, чем он Вам интересен?

– Честно говоря, никогда не слыл и не считал себя театралом, хотя есть во мне, очевидно, что-то режиссерское, что, признаюсь, мне очень помогает по жизни. Что касается "Музыкального сердца театра", то эту идею придумали и воплотили три очень талантливых человека. Проведение первого подобного фестиваля показало, что жанр музыкального спектакля сегодня интересен и актуален. Что такое музыкальный спектакль? Думаю, что "загнать" его в какие-то рамки достаточно сложно: это и опера, и оперетта, и мюзикл. Основной же задумкой такого проекта, как "Музыкальное сердце тетра" – это собрать вместе под одной крышей талантливые и перспективные театральные коллективы из разных регионов нашей страны, работающие в этом жанре, отобрать самые интересные постановки и продвигать, популяризировать их. Подготовка ко второму фестивалю "Музыкальное сердце театра" уже началась. Вместе с тем, в рамках этого мероприятия мы планируем провести также конкурс и отметить премиями его победителей. С этой целью был создан экспертный совет, который уже сегодня отсматривает поступивший материал и заявки.

Вообще фестиваль где-то сродни форуму. Это некая площадка, где люди могут встретиться, обменяться мнениями. Немного приоткрою занавес будущих перспектив… На фестиваль не просто съедутся представители разных театров и продемонстрируют свои спектакли, но у этих людей также будет возможность пообщаться, будут организованы "круглые столы", мастер-классы, на которых будет обсуждаться каким быть музыкальному театру, куда ему развиваться, что интересно зрителю сегодня.

И продукт таких диалогов каждый увезет с собой, будет этим пользоваться при реализации своих проектов и новых постановок. На мой взгляд, это чрезвычайно важно.

– Александр Леонидович, Вы человек крайне занятой. На что бы Вы потратили свое свободное время, если бы вдруг оно появилось? Расскажите о Ваших увлечениях.

– Было у человека по жизни два хобби: первое – баскетбол, второе – преферанс. Несмотря на то, что люблю сам поиграть в баскетбол, делаю это крайне редко, времени не хватает. Преферанс же – это не просто игра, это стиль общения с друзьями, с близкими тебе людьми. За карточным столом во время игры попутно получаю удовольствие от общения и еще мозги тренирую. К сожалению, тоже редко получается выкроить время для очередной партии. Но и то и другое продолжаю считать своим хобби.

– Александр Леонидович, позвольте задать личный, в некотором смысле интимный вопрос?..

– Я говорю так: "Нет такого вопроса, на который я не смог бы найти ответ". Задавайте.

– Вы известный человек в предпринимательских и общественных кругах. Но Ваша супруга имеет значительно большую популярность как на телевидении, так и на эстраде. Для Вас обоих это не создает дополнительных проблем в семейной жизни? Я имею в виду напряженные графики работы, командировки и т. д.

– Совершенно согласен с тем, что Лолита популярнее меня. Это никак меня не задевает и не обижает, поскольку тот бизнес, которым она сегодня занимается, предполагает известность и популярность, особенно, если ты добиваешься в нем успеха. А Лола – человек очень успешный. Если мы говорим обо мне, то меня всегда в большей степени волновала репутация, складывающаяся из оценки моей деятельности не очень большим, но авторитетным для меня кругом людей.

Как мы уживаемся? Да очень просто. Мы люди, по большому счету абсолютно сформированные, каждый в своей области чего-то достиг и чем-то дорожит, готовые помочь друг другу, всегда подсказать, на что-то отреагировать, имеющие свое мнение, которое интересно и важно для каждого из нас.

Как наша деятельность влияет на совместную жизнь? Плохо влияет. У меня очень плотный график, а у Лолы, по-моему, он еще напряженнее. Много отнимают ее поездки, съемки программ, и времени нам остается все меньше и меньше. Но, может быть, именно поэтому те часы и минуты, которые мы проводим вместе, для нас еще ценнее, и мы более трепетно к ним относимся, стараясь извлечь из них все по максимуму. Конечно, порой хочется просто побыть вместе, чтобы никто не отвлекал, но, к сожалению, не всегда получается. Таков наш удел.

– Большое спасибо, Александр Леонидович, за обстоятельную и откровенную беседу.

 

Павел Абакумов

 "Признание", N 38-39, 2006 год, 09.04.2007

 



Док. 430250
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 06.03.08
Число обращений: 349

  • Зарубин Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``