В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интриги и игры от Эдварда Радзинского Назад
Интриги и игры от Эдварда Радзинского

Этой новостью Эдвард РАДЗИНСКИЙ огорошил сразу. Самый уникальный человек на телевидении, чьи рассказы о далеких и недавних исторических событиях превращаются в яркие спектакли, собирается покинуть телеэфир. Правда, произойдет это не сразу - Радзинский хочет до конца года сделать еще два-три телевизионных проекта и затем "завершить роман с телевидением". Об этом он говорит спокойно, словно его не волнует, какая огромная брешь образуется в телевизионных программах. Радзинский уже увлечен еще более оригинальными задумками. Представьте себе, что в гигантской всемирной сети Интернет появится совершенно необычный открытый для всех мир - "Домашняя страничка Эдварда Радзинского". Мы говорим об этом, и кажется, что стены его московского кабинета раздвигаются, впуская в дом писателя многочисленных гостей.


Королевские тайны на одном дыхании
- Хорошо то, что хорошо кончается. Сейчас, на пике интереса к моей работе на телевидении, и надо остановиться. Слишком много душевных сил все это отнимает, потому что импровизация на телевидении - вещь очень сложная. А я собираюсь писать большой исторический роман, просто гигантскую сагу. В принципе, давно бы надо было уйти из эфира. Но, когда постоянно слышишь от людей какие-то замечательные слова, получаешь огромное количество писем, да и рейтинги голосуют за программу, с этим очень трудно расстаться.


Дар Радзинского говорить со зрителями о сложном и далеком, как о реальных событиях живой истории, его эрудиция пока не нашли подражателей. Мы уже привыкли к тому, что, глядя на нас с телеэкрана, выступающие гладко и складно считывают текст с "телесуфлера". А он играет со зрителями в непростую игру, которая называется импровизация. В студии происходит некое таинство. Не вставая с места, он может снять подряд по две серии своих рассказов. За ним следит всего одна телекамера. Несмотря на сумасшедшую популярность и две высшие телевизионные награды "ТЭФИ", программа Радзинского делается на "медные деньги". Продюсеры не вкладывают в "антураж" его телефильмов большие средства. "Это самая дешевая в мире передача, - смеется Эдвард Станиславович. - Я бы мог расхаживать по студии, размышляя, но мне и так удобно, да и оператору легче и продюсеру дешевле: не надо двух камер".
Перерыв в съемках случается только тогда, когда необходимо по ходу действия сменить "картинку", на фоне которой выступает Радзинский. Он уверен, что мог бы записывать и по три программы подряд, но жалеет свою группу, для которой такая нагрузка не по силам. Самому Радзинскому, кажется, неведома усталость. Он всегда в форме, чему явно помогают обязательные утренние пробежки. За рубежом телевизионщики недоумевают, как можно 45 минут держать аудиторию без всяких телевизионных ухищрений. Такого нет в мире - чистой воды театр, где в одном лице сосредоточены и актер, и режиссер.
- Однажды меня впервые пригласили на телевидение, - вспоминает Радзинский. - Долго уговаривали, что я не должен бояться телекамеры, придумывали, как бы это покомфортнее сделать для меня. Загорелся огонек, и вдруг я ощутил тот самый контакт с аудиторией, которого, оказывается, мне так не хватало. У меня с камерой совершенно особые отношения, почти как с женщиной.
Может быть, поэтому его эмоциональные "взрывы" во время передачи, неожиданный смех завораживают и озадачивают.
- Если вы готовите речь к эфиру, это одно. Но чтобы импровизировать в кадре, нужно быть готовым внутренне. То есть приблизительно за два дня выключиться из жизни и стараться не думать о передаче. И при этом жить в каком-то особом мире. Для меня успех даже странен. Ведь темы передач - Нерон и Сенека, Моцарт или история о Чаадаеве - в принципе не из "рейтинговых". Но интерес к истории в стране очень велик. Зрители могут многого не знать, зато они чувствуют напряжение, в котором я нахожусь, импровизируя и размышляя на их глазах, и незаметно для себя включаются в этот процесс. Смешки, которые прорываются у меня в самых, казалось бы, неожиданных местах передачи, конечно, озадачивают. На самом деле в этот момент я уже размышляю о том, что буду говорить впереди. Моя улыбка и смех - это реакция на парадокс, который вскоре будет высказан, а зрители этого еще не понимают. Это забавный прием - так озадачивать аудиторию. Но самое главное - свобода сочинять на глазах зрителей. После этого мне очень легко писать рукой. Как правило то, о чем я рассказываю, формирует будущую книгу. Про Ивана Грозного я говорил с экрана раньше, чем написал о нем и Борисе Годунове в эссе "Кровь и призраки русской смуты". Все открытия для себя - как писать о Казанове, Моцарте, были сделаны во время программ. Так сказать, вначале было слово. Но несмотря на огромное обольщение, которым является успех на телевидении, сфера моих интересов перемещается в Интернет.
И снова мы в разговоре возвращаемся к новому проекту, которым сейчас во многом заняты мысли этого удивительного человека. Радзинский уже создал свой сайт, но вынужден был дать ему название не в привычной транскрипции, которой обозначена его фамилия в энциклопедиях и в зарубежных изданиях книг.
"Гостевая книга" в виртуальном мире
- Оказалось, что сайты с рядом фамилий, в том числе моей, уже кем-то куплены. Пришлось написать "www. radzinski.ru", поставив в конце "i" вместо привычного "y". Перекупать "свой" сайт я не собираюсь, это почти то же, что потворствовать терроризму. Предпочел взять такое звучание.
Сайт уже готов, туда заходит очень много людей. Во-первых, там есть мой круг чтения. Буду разговаривать о том, что читаю, давать некоторые цитаты из прочитанных книг. Второе - я собираюсь ежемесячно обсуждать события, которые покажутся мне значительными. Они могут не иметь ничего общего с актуальными политическими страстями. Например, событием месяца иной раз окажется концерт в Большом зале Консерватории, а вовсе не "борения политические". Ведь это - "Домашняя страничка Радзинского", мой взгляд на мир. Кроме того, там появятся неопубликованные вещи, которых у меня немало, или только что опубликованные. Например, повесть "Игры писателей". Ее первая часть напечатана в журнале "Октябрь", но ее можно будет читать в Интернете на моем сайте. Это - про Бомарше, Шатобриана, Маркиза де Сада... Есть у меня широкий круг друзей, у которых нет своих сайтов: литераторы, музыканты, философы и просто интересные личности, чьи взгляды и поступки мне кажутся чрезвычайно важными. У них будет день, когда они смогут прийти и поговорить с гостями сайта. В "Гостевой книге" есть отзывы на разных языках, поскольку пишут мне из разных стран. Словом, голос читателей и зрителей будет слышен. Я хочу разговаривать с людьми в реальном времени.
- Получается, что, покинув телевидение, вы целиком погружаетесь в виртуальный мир?
- Ну почему же? Я собираюсь создать совершенно реальный "Культурный центр". Это будет, кстати, телевизионный проект. Попробуем изменить язык, которым разговаривают сегодня на радио и телевидении. С помощью Интернета подберу команду молодых людей - интеллектуалов. Они пройдут через ряд тестов. Главным образом меня интересуют журналисты, прозаики, драматурги, режиссеры. Эта молодежь должна проявить себя с творческой стороны. Возможно, некоторые из них потом войдут в число кандидатов на премию "Дебют", поскольку я являюсь председателем попечительского совета этой премии. Но не только телевидение станет нашим "полигоном". Театру тоже требуются талантливые интеллектуалы.


Елизавета ТРЕНЁВА


"Российская газета" No 68 (2680)



Док. 435392
Перв. публик.: 06.04.01
Последн. ред.: 31.03.08
Число обращений: 360

  • Радзинский Эдвард Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``