В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Управление рисками в коммерческих банках интегративный подход Назад
Управление рисками в коммерческих банках интегративный подход
В связи с выходом в счет пакета документов "Базель II" одной из самых обсуждаемых тем в банковском сообществе сегодня является практическая потребность формирования системы интегративного управления рисками коммерческих банков и их корпоративных клиентов. Однако проблема управления рисками в системе отношений "коммерческий банк - корпоративные клиенты" в литературе комплексно еще не ставилась и не рассматривалась.

В данной монографии предложения по интегративному методу управления рисками в коммерческом банке, специализирующемся на обслуживании корпоративных клиентов, то есть в виртуальном финансовом холдинге, высказаны впервые и являются результатом собственных исследований и разработок автора.

Монография предназначена для преподавателей, студентов, научных работников, аспирантов, руководителей высшего и среднего управленческого звена кредитных организаций, их корпоративных акционеров и клиентов, а также партнеров банков - участников рынка банковских продуктов и услуг.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение
1.    Финансовая стабильность и банковский риск-менеджмент
2.    Риски коммерческих организаций
3.    Методический инструментарий управления рисками
Формат ОСС
Методика RAROC
Формат CAMELS
Базельский формат
Система KYC
Формат COSO
Общий инструментарий
4.    Рисковый ландшафт корпоративного коммерческого банка
5.    Управление рисками банка как виртуального финансового холдинга
Заключение
Библиография
Информация

ПРЕДИСЛОВИЕ

Банковский сектор России развивается очень динамично, появляются новые банковские продукты и услуги, финансовые инструменты, источники рефинансирования. Однако бурный банковский рост сопровождается увеличением количества рисков.

Практически любой российский банк, если захочет, может стать динамично развивающимся учреждением, но для этого необходимо сегодня решить вопрос эффективной организации работы банка. Успех решения этого вопроса зависит практически от того, насколько добросовестно строят банкиры свою внутреннюю работу. Большинство российских банкиров понимает, что время "легких" денег ушло, что конкуренция с иностранными поставщиками банковских услуг обостряется, и будет обостряться, и надо в этой конкурентной борьбе жить, работать и побеждать: работать быстрее и качественнее конкурентов, быстрее внедрять новые финансовые продукты и услуги. При этом у банка должна быть четкая политика по управлению всеми видами рисков, политика в области внутреннего контроля.

Позавчера банки конкурировали на уровне первичного разделения рынков, вчера - на уровне разработки и предоставления новых услуг. Сегодня же конкуренция переходит в область качества услуг и менеджмента. Решать проблему с качеством управления надо и по другим причинам. Вся история экономических кризисов в России показывает, что слабым звеном российских банков является управление рисками.
Банки, которые внедрят новые подходы управления, приобретут главное конкурентное преимущество перед остальными. В сегодняшних условиях на рынке банковских услуг выживут только те банки, которые сумеют быстро перестроиться, понимая, что одним из главных конкурентных преимуществ будут являться как раз новые подходы в сфере управления. Дело в том, что бизнес многих банков развивается настолько динамично, что они не успевают вносить необходимые коррективы в модель управления. В результате качество сервиса многих банков снижается. Слабое место большинства российских банков - это управление рисками.

Эффективная банковская система, тот самый конечный результат, к которому мы стремимся. Это та банковская система, которой свойственно качественное бескризисное выполнение основных функций банковской системы в экономике - это сохранность вкладов, финансовое посредничество, организация расчетов, агрегирование и распространение важной экономической информации. Во-вторых, что не менее важно, это конкурентность спроса на заемный капитал и на банковские услуги и способность банковской системы предоставлять эти услуги вовремя и качественно. Банковская система должна уметь делать то, что нужно от нее экономике. И, наконец, некоторое поддержание свободного резерва мощности банковской системы для предвосхищения и поддержки эффективного развития экономики. Вот то, что называется эффективной банковской системой, это та банковская система, которая лидирует в экономических реформах. Это та самая стратегическая цель, к которой мы должны стремиться.

Главная задача - надо сделать банковский бизнес прибыльным, но при этом не рискованным, потому что это одна из болевых точек банковской системы. Эта задача полностью вписывается и в международный процесс повышения устойчивости банков, который возглавляется Базельским Комитетом. В настоящее время банковская система России готовится к внедрению так называемого формата Базель II, который главным образом посвящен именно проблемам повышения финансовой устойчивости путем развития общего и внутрибанковского управления рисками. Повышение качества банковской системы основывается на обеспечении следующих параметров:
-    стабильность каждого банка, его финансовая устойчивость, оптимальный размер рисков;
-    грамотное бизнес-планирование;
-    здоровая добросовестная конкуренция;
-    информационная прозрачность акционеров и клиентской среды;
-    оценка качества процедур управления, включая риск-менеджмент и внутренний контроль.

Данная позиция Центрального банка РФ находит свое отражение в книге В.А. Гамзы "Управление рисками в коммерческих банках: интегративный подход". В этой книге описаны общие эффективные методы и инструменты регулирования рисков. Автор также рассматривает специальные проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой.

Эта актуальная монография будет необходимым руководством для банков в сфере управления рисками и, безусловно, станет интересна и полезна как профессиональным участникам банковского сектора, так и широкому кругу клиентов и партнеров банков - участников рынка банковских продуктов и услуг.

Первый заместитель
Председателя Центрального банка
Российской Федерации
А.А. Козлов

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность коммерческих банков проходит в среде, подверженной воздействию широкого спектра рисков - как рисков-опасностей, так и рисков-возможностей. Действительно, например, снижение инвестиционного рейтинга страны оказывает негативное воздействие на возможность внешних заимствований банка. Изменение конъюнктуры на мировых рынках может привести к резкому притоку или уменьшению валютных поступлений в страну и, следовательно, отразиться на уровне монетизации и инфляции и, соответственно, - на финансовом положении банка. Характер роста национальной экономики, переток финансовых ресурсов из одной отрасли в другую или снижение потребностей в финансовых ресурсах влияет на процентные ставки. Примеры можно продолжить, все они будут иллюстрировать степень риска деятельности коммерческих банков. Необходимость укрепления устойчивости коммерческих банков, их защиты от негативного воздействия рисков привели к тому, что организация и методы управления рисками сформировались и оказались весьма развитыми, прежде всего, именно в банковской сфере - слишком велика их зависимость от тех, кто вкладывает в банки финансовые ресурсы, и тех, кто их потребляет. Реалистичное представление о характере такой зависимости заставляет банковское сообщество предпринимать все новые шаги по уменьшению рисковой напряженности своей деятельности.

Разработано много страховых и нестраховых инструментов управления банковскими рисками, направленных на анализ симптоматики рисков, созданию стандартов и так называемых форматов управления рисками. Эта работа активно проводится на международном уровне: тринадцатью странами был создан Базельский комитет Банка международных согласований, результатом деятельности которого был выпуск первого Базельского соглашения, предложившего схему оценки капитала для международно-активных банков1. В настоящее время уже идет процесс внедрения во многих странах нового развитого формата этого соглашения - "Базель-2", практически целиком посвященного управлению банковскими рисками2. Большое число концептуально самостоятельных разработок, направленных на снижение кредитных рисков, выполнено банковскими сообществами и консультантами США, Великобритании, Канады, Австралии, Японии, Франции и других стран. А в связи с формированием рыночной экономики эта работа активно стала проводиться и в России. С другой стороны, корпоративные клиенты коммерческих банков, стремясь минимизировать свои риски, начали - особенно с 80-х годов прошлого века - все больше внимания уделять риск-менеджменту. Активизировались также страховые компании и страховые брокеры, стремясь "накрыть" соответствующими инструментами как можно большее количество потенциальных рисков в клиентской базе коммерческих банков.

Темпы изменений в экономике, темпы взаимопроникновений и интеграции различных сфер экономической деятельности в последние полвека постоянно возрастают, тем самым не только провоцируя известные риски, но и рождая новые. Сопровождающее этот процесс все большее проникновение банков в экономику настоятельно требует обобщения накопленных знаний и практических методов формирования такой комплексной системы управления рисками, которая позволила бы интегрировать рисковый ландшафт коммерческого банка и его корпоративных акционеров и клиентов, найти адекватные инструменты управления и организационные решения. Проблемы и практическая потребность формирования системы интегративного управления рисками коммерческих банков и их корпоративных клиентов - это одна из самых "горячих" тем для современных банкиров.

В трудах отечественных и зарубежных ученых отражены, в основном, проблемы внутриорганизационного управления рисками, будь то коммерческий банк или промышленное предприятие. А между тем эти риски взаимозависимы и в целях достижения общей эффективности использования финансовых средств они должны быть согласованы и минимизированы с использованием инструментария управления рисками. В такой постановке проблемы управления рисками в системе отношений "коммерческий банк - корпоративные клиенты" в литературе практически еще не рассматривались. Именно с этой точки зрения написана эта книга. Эту тему мы обозначили как интегративный подход к управлению рисками в коммерческих банках. Банки, специализирующиеся на работе с корпоративными клиентами, мы будем называть "корпоративные коммерческие банки"3.

В.А. Гамза

Москва
2006
viperson.ru

Док. 436461
Перв. публик.: 03.04.06
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 248

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``