В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РОЛЬ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА `РАЗВИТИЕ АПК` Назад
РОЛЬ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА `РАЗВИТИЕ АПК`
Хотя тема доклада была заявлена подобным образом, хотела бы ее расширить и предложить нам с Вами осмыслить роль и значение СМИ в реализации всех национальных проектов, поскольку основные проблемы и схемы их решения, в которых могут принять участие СМИ, - идентичны.
Думаю, что не удивлю никого, если скажу, что нас, представителей СМИ, мягко говоря, не любят. Вы - серьезные люди, занимающиеся ответственными делами, удивляетесь: зачем мы идем в эту профессию, и насколько весомым может быть наш вклад в глобальное дело реализации национальных проектов.
Почему? Возможно потому, что со времени перехода России к рыночной экономике рейтинги, в которых, понятное дело, заинтересованы все СМИ, завоевываются двумя путями:
критикой всего, что движется, и
восхвалением всего, что относительно прочно.
Мы с Вами понимаем, что и тот, и другой путь неконструктивны, поскольку не ведут к позитивному результату.
При таких подходах СМИ действительно будет возникать вопрос о способности медиа приносить реальную помощь нацпроектам.
Особенно вреден подобный подход сейчас, когда Россия из ресурсного инфраструктурного придатка, каким ее пытаются представить некоторые мировые аналитики, становится самостоятельной сильной страной, и направленный информационный поток, дошедший до нужных аудиторий, в состоянии сыграть важную, а в некоторых случаях ключевую роль.
Важнейшим шагом на этом пути развития России стали национальные проекты. Если бы их не было - СМИ продолжали бы говорить, что власти не занимаются социальной сферой. Власть занялась тем, чем лет 15 предметно на таком уровне включения всех сил государства не занимались. Какова была первая реакция СМИ? - информационная волна о том, что это предвыборная активность. Потом, когда пошли первые результаты и неизбежные для начала любого дела проблемы, вопросы, многие СМИ занялись критикой этих проблем. Критика преподносится аудиториям как некая сенсация, что в данном случае очень опасно, потому что при низком уровне информированности о вопросе (а информированность общественности о национальных проектах продолжает оставаться достаточно низкой - по данным ВЦИОМ, публикуемым у нас в журнале, 40-60% населения так и остаются в неведении). Так вот люди, не зная досконально вопрос, получают его критику. Это ведет к негативному отношению, а впоследствии и к потере интереса к национальным проектам вообще.
Позже, когда стало понятно, что вопросы решаются, проблемы снимаются, объекты для критики оставались одними и теми же, интерес СМИ к нацпроектам стал спадать. И в этот момент особенно важно, чтобы субъекты, реализующие национальные проекты, сами могли построить работу со СМИ, полноценно используя все многообразие методов и механизмов таких коммуникаций.
Давайте обозначим основные проблемы, возникающие перед Вами, и методы, решающие эти проблемы при помощи СМИ.

I. Непонимание целей государственных инициатив
Даже если мы условно примем, что существует достаточный уровень осведомленности населения о НП, основной вопрос, который задает население, - а зачем все это нужно? Недавно мы встречались с молодежью - в основном это студенты московских вузов. Раздаются вопросы: "Зачем раздают кредиты ЛПХ?", "Зачем молодым семьям жилье на селе, если все хотят жить в городе?" - то есть непонимание доходит до нарушения субъектно-объектных связей в восприятии социально-экономической ситуации.
Для формирования понимания целей государственных инициатив эффективным будет использование высокотиражных СМИ, специальных мероприятий, разъяснительных встреч.
Во всех этих случаях важны каналы и форма подачи. Чтобы четко выясненная аудитория лояльно воспринимала информацию. Так, если мы хотим донести до молодежи эту инициативу, эффективно будет, если на разъяснительной встрече разъяснением будет заниматься не только "ответственный товарищ", а и референтные для этой аудитории персоны. Это как за рубежом, когда какая-нибудь рок-звезда разъясняет - почему мы сегодня бросаем курить, завтра пьем молоко или перестаем обижать приезжих. Так вот и у нас: почему на такой встрече Верка Сердючка не может с точки зрения обывателя задавать вопросы, ответы на которые разъяснят, почему возрождается жизнь на селе, в чем важность для страны - в лице конкретного человека. И для СМИ это будет прекрасным информационным поводом, который, скорее всего, заслужит освещения даже самыми "капризными" из нас.

II. Негативное отношение к государственным инициативам - отсутствие их поддержки и, как следствие, неучастие в них общественности
Ключевым словом решения этого вопроса может быть мотивация. Общественность в этом случае можно разделить на профессионалов и работать с ними с помощью профессиональных СМИ, у которых уже наработаны методы повышения мотивации к той или иной идее, начинанию и пр., в том числе с помощью проведения различных профессиональных конкурсов. Когда же речь идут о широких массах, то лучше всего будет мотивировать к реальным действиям ситуация, когда сосед, человек, которого встречаешь каждый день на улице, уже подхватил государственную инициативу, получил кредит и развивает ЛПХ, а я еще нет. И тут велика роль местных СМИ, которые призваны освещать удачный опыт конкретных людей, популяризировать его, называя конкретные фамилии, показывая реальных деятелей. Специальные приложения к периодическим изданиям - тоже хороший, эффективный ход.

III. Сложности в реализации национальных проектов
Тут можно выделить два уровня сложностей:
те, решение которых зависит от участия федеральных властей;
и сложности, которые условно можно назвать "технологического характера", то есть те, которые возникает в непосредственной реализации национальных проектов.
В первом случае необходимо влияние на общественное мнение, при том что за общественность нужно принять федеральные власти. Это возможно, когда профессиональное сообщество в состоянии заявить о системности возникших проблем и вопросов. Инструментами могут выступать профессиональные конференции, такие как сегодняшняя, и "круглые столы" с участием экспертов. Такие мероприятия тоже будут хорошим информационным поводом для СМИ, особенно если у них будет доступ к решениям, резолюциям, принятым в результате. При работе с такого рода проблемами будут эффективны отраслевые и специализированные издания и каналы.

Во втором случае "технологических сложностей" главной задачей для решения является оперативный обмен опытом. Решать такие проблемы удобно и результативно с помощью конференций, СМИ, которые могут собрать реальных деятелей, уже столкнувшихся с проблемами и успешно справившихся с ними, и экспертное сообщество. Общение происходит на одном языке, да и круг проблем, как правило, идентичный.
Например, как эту работу выполняет наш журнал "Национальные проекты"?
На его страницах авторы делятся удачным опытом в реализации нацпроектов; обсуждаются проблемы, находятся партнеры в ГЧП. Авторами выступают представители государственной и муниципальной власти, занимающиеся национальными проектами, представители бизнеса и науки. Существует экспертный совет, который тестирует планируемые темы и обсуждаемые вопросы, что позволяет журналу быть одновременно глубоким, актуальным и живым. То есть мы не пытаемся на ровном месте создать сенсацию, мы создали рабочий инструмент для деятелей национальных проектов.
У нас проблемы такие же, как у многих других СМИ.
Во-первых, до сих пор в некоторых случаях сложно получать информацию. Хотя все больше и больше существует понимание необходимости освещать свою деятельность по национальным проектам и мы используем все многообразие жанров - интервью, статьи, ответы на запросы, экспертное мнение, однако не со всеми получается наладить полноценную работу. С теми министерствами, администрациями, регионами, предприятиями, с кем работа уже налажена, взаимодействие крепнет, поскольку они чувствуют результаты этой работы. Мы проводим "круглые столы" - этой весной провели совместно с ТПП РФ, Общественной палатой, Информационным агентством "Регнум". Предоставляем контакты авторов, обладающих новыми технологиями, регионам по их запросам и проводим еще много другой работы, поскольку вокруг журнала собирается экспертное сообщество представителей всех сторон, участвующих в национальных проектах.
Перейдем ко второй проблеме. Несмотря на то, что мы всем потенциальным авторам отправляем запросы на статьи, часто продолжаем получать "сводки" и "отчеты", которые было бы сложно воспринимать нашим читателям. Мы, конечно, над ними работаем, приводим в удобочитаемый вид, однако пока это остается сложностью в работе с некоторыми администрациями. В общем, о журнале я могу долго говорить, однако буду соблюдать регламент. Отмечу, что мы готовы работать со всеми, кто готов делиться своим успешным опытом, рассказывать о том, как Вы в своих регионах решаете вопросы, связанные с реализацией национальных проектов. Для полноценной работы по освещению этого важного дела необходимо не ограничиваться официальными сводками, а использовать все многообразие инструментов взаимодействия со СМИ, что, безусловно, приведет к более эффективной реализации национальных проектов.

http://www.rus-reform.ru/doc

Док. 436707
Перв. публик.: 22.06.07
Последн. ред.: 04.04.08
Число обращений: 607

  • Эркенова Фатима Солтановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``