В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад на Первом межрегиональном экономическом форуме `Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики` Назад
Доклад на Первом межрегиональном экономическом форуме `Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики`
Своим докладом я хотела бы предложить нам осмыслить роль информационной поддержки в развитии кластеров и найти методы и механизмы, повышающие эффективность их деятельности, используя СМИ.
Не открою большого секрета, если скажу, что в сегодняшних инициативах как власти, так и бизнеса роль СМИ, мягко говоря, неоднозначна.
Интрига в том, что, с одной стороны, любой бизнесмен или государственный деятель понимает необходимость информационного продвижения своих идей и начинаний, а с другой стороны - к работе с нами - представителями медиа при старте любого проекта относятся как к чему-то вторичному, да еще и с опаской - эти СМИ обязательно что-нибудь не то напишут или скажут.
Причина понятна и кроется в том, что весь рыночный период России СМИ завоевывали свои рейтинги преимущественно конструированием сенсаций из негатива - критики, преступлений, нарушений, катастроф - это было основными информационными поводами. И сейчас некоторые СМИ продолжают действовать в этом направлении, однако я выступаю от лица деловых профессиональных СМИ, которые понимают, что сегодня для того, чтобы приносить реальную пользу в развитии экономики, промышленности, нам необходимо научиться выполнять новые функции:
- помогать в обмене положительным опытом;
- освещать внедрение новых технологий;
- продвигать мнение экспертов;
- обеспечивать новые возможности для сотрудничества.
И тут вырисовывается проблема: многие из нас, медийщиков, продолжают работать со "скандалами", а не с позитивным опытом. Ведь, например, мы не видим в высокотиражных СМИ информации о том, что в апреле этого года "Энерготехмаш" запустил уникальную прессовую линию, не имеющую аналогов в СНГ, с аналитикой: что это значит для региона, живущих тут людей и вообще для России. Зато пестрят новости о том, что вот, мол, Самарской "Пятерочке" не удалось отказаться от нижегородского майонеза и запустить свой. И в подробностях весь Интернет об этом гудит. Мы с вами понимаем разницу в практической пользе той и другой новости. В первом случае - реальная позитивная деятельность, которая имеет огромное значение для региона, во втором - скандал. То есть проблема в работе с нами, со СМИ - в том, что не все из нас умеют увидеть информационный повод в конкретной практической деятельности. Поэтому необходимо, чтобы государственные и бизнес-структуры сами могли организовать работу со СМИ с использованием всей палитры методов, создавали такие информационные поводы, за которыми мы будем охотиться.
Сегодняшняя стратегия России направлена на качественный прорыв в развитии регионов. Это и формирование региональных "локомотивов роста", и создание условий для модернизации промышленности, системы управления человеческими ресурсами, и повышение качества государственного и муниципального управления. Идея создания территориально-производственных кластеров в этой стратегии является одной из жизнеспособных, что подтверждает опыт других стран, где их механизм уже отработан. Насколько полноценно можно выполнить все эти задачи, если уже на этапе планирования не учесть информационной поддержки?!
Обозначим основные проблемы, которые могут возникать в деятельности территориально-производственных кластеров, и методы участия в их решении СМИ.
Эти проблемы условно можно разделить на две большие группы:
Возникающие в рамках кластеров.
Их внешняя активность.
Из внутрикластерных задач давайте выделим такие:
1. Необходимость укрепления взаимосвязей между участниками кластера.
2. Снижение издержек при совместном доступе к новым технологиям, научно-исследовательской работе, знаниям, обучению с привлечением специалистов мирового уровня.
Что мы - СМИ - можем сделать для решения первой задачи? Мы можем быть бесценным источником информации о достижениях компаний, стратегических и тактических планах. Это крайне важная для решения этой задачи информация. Независимо от того, как тесно общаются компании в одном регионе. Даже если руководители ходят в гости друг к другу, профессиональные нюансы развития так и будут оставаться внутри компаний.
Из наиболее эффективных инструментов в данном случае - корпоративные СМИ и пресс-конференции компаний. Корпоративные СМИ перестают быть летучим листком отдела кадров и становятся полноценным информационным инструментом, который рассказывает о команде предприятия, специалистах, планах, технологиях, то есть о том, что и составляет конкурентное преимущество предприятия и вызывает интерес со стороны потенциальных партнеров.
Что мы можем сделать для решения второй задачи, стоящей внутри кластеров?
Мы можем:
Мобильно освещать инновации.
Доходчиво, с примерами продвигать возможности их применения.
Организовывать реальные и виртуальные выставки достижений в применении инноваций.
Обеспечивать обмен успешным опытом по применению новых технологий в разных отраслях и регионах.
Инструментарием выступает Интернет, особенно в части, касающейся виртуальных проектов, выставок, аукционов, форумов по обмену опытом, be-to-be СМИ. Объясню на примере одного из наших проектов - журнала "Национальные проекты". Он создан специально, чтобы реальные исполнители национальных проектов на всех уровнях могли делиться опытом. Рассказывать - как они решают ту или иную проблему в своем регионе, какие новые методы успешно пошли, а какие буксуют, почему, что нужно сделать, чтобы их решить. Существует в журнале экспертный совет, который ежемесячно тестирует планируемые темы, чтобы они были актуальны и важны для обсуждения. Периодически собираются "круглые столы", на которых присутствуют эксперты, представители из регионов. Опять же делятся опытом, предлагают новые формы решения проблем - все это очень действенные механизмы.
Два слова о том, каким образом можно привлечь к сотрудничеству специалистов мирового уровня. Очень удачный пример есть у одного из наших партнеров. Они работают со школами по поставкам всякого инновационного оборудования. Крайне эффективной показала себя организация конкурсов. Они, в частности проходят среди российских школ по интерактивным инсталляциям. Школы активно участвуют - готовят ролики о том, как они применяют эти инновации, а в жюри и оценочные комиссии (внимание!!!) привлекаются те самые специалисты мирового уровня. Вовлеченность гигантская у всех - и у участников, и у жюри и организаторов, которые за время этапов конкурсов налаживают отношения с потенциальными партнерами - и это уникальная возможность, находясь бок о бок, понять: кто именно из специалистов необходим для привлечения к обучению в кластер.
Теперь о внешней активности кластеров. Тут основные задачи, в которых реальную помощь могут оказать СМИ, выглядят следующим образом:
1. Формирование среды для развития территориально-производственных кластеров.
2. Организация обмена опытом кластеров других регионов.
3. Выход на внешние рынки.

Формирование среды
В этом случае существуют задачи, направленные на федеральные уровень - инициативы по построению законодательного и финансового базиса и на привлечение деловых кругов, в том числе малого и среднего бизнеса, к участию в кластерах.
В первом случае важно, чтобы заинтересованное сообщество могло заявить о своих инициативах. Инструментарий - профессиональные конференции, "круглые столы", совместные пресс-конференции. Все это - хороший информационный повод для СМИ, особенно когда есть доступ к итоговым документам.
При привлечении бизнеса главные проблемы, которые в состоянии решать СМИ, следующие:
Формирование позитивного отношения к государственной инициативе по созданию кластеров.
Разъяснение положительных перспектив и - таким образом - привлечение к участию в кластерах.
В этом случае основную роль играют профессиональные, местные СМИ, пользующиеся доверием у бизнеса, и демонстрация результатов такого сотрудничества. Все мы знаем, что один из действенных способов еще у проповедников - это for example - пример из жизни. Эффективным будет использование разъяснительных встреч с представителями делового сообщества, при этом важно, чтобы разъяснением занимались не только ответственные товарищи, но и представители делового сообщества, которые пользуются авторитетом у местного бизнеса.

Выход на внешние рынки
При решении этой задачи польза СМИ очевидна.
Это информационные и рекламные мероприятия, формирующие образ выпускаемой продукции как конкурентоспособной, содержащей уникальное торговое предложение.
В результате еще раз отмечу, что в решении задач по развитию территориально-производственных кластеров СМИ могут принести ощутимую пользу, если использовать в работе с нами все многообразие методов и приемов, которые не бывают хорошими или плохими - мы же не будем винить молоток за то, что им неудобно рисовать картины.
Если мы, каждый со своей стороны, будем хорошо делать то, что умеем делать - вы развивать новые формы экономики, а мы - освещать эту деятельность, это приведет к более эффективному развитию нашей страны.

Правительство Самарской области. Самара
6 июля 2007 г.

http://www.rus-reform.ru/doc/4

Док. 436710
Перв. публик.: 06.07.07
Последн. ред.: 04.04.08
Число обращений: 384

  • Эркенова Фатима Солтановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``