В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инновационные подходы в информационном обеспечении социально-экономических программ как фактор развития ГЧП Назад
Инновационные подходы в информационном обеспечении социально-экономических программ как фактор развития ГЧП
Докладчики данного пленарного заседания рассматривают увлекательные инновационные подходы в своих сферах деятельности. Проблема использования инновационных подходов в информационном обеспечении эффективного ГЧП не менее важна и актуальна. Я не берусь осветить эту проблему в целом, потому что ГЧП - довольно новый институт в нашей стране, его информационное обеспечение - это как бы уже вторая производная, ну а уж инновационные подходы в этом обеспечении - это и вовсе космос. То есть я хочу поделиться опытом, наработанным нашим издательским домом и журналом НП, который непосредственно работает с Федеральной, региональной властью и бизнесом - основными субъектами ГЧП. (Они наши подписчики, авторы, эксперты и партнеры). Поделиться представлениями об основных проблемах этого партнерства и возможностях их решения с помощью информационного обеспечения, проводником которой в том числе выступают СМИ. Не буду говорить от лица всех СМИ, чтобы не теоретизировать и обобщать, а предлагаю рассмотреть основные группы проблем с ГЧП на конкретных примерах из нашей практики.
Журнал НП помогает их решать благодаря двум вещам:
с одной стороны, потому, что он сам концептуально является инновацией;
с другой стороны, мы считаем, что для успешного ГЧП с точки зрения информационного обеспечения принципиальным является правильное позиционирование всех участников потенциального партнерства. Нередко на ТВ, из прессы, радио мы слышим выступления представителей федеральной власти, которые сетуют, что они делают все возможное для регионов, а региональные власти только и пытаются перетащить на себя бюджет, не вовремя предоставляют информацию и постоянно обвиняют федеральную власть в отсутствии нормативной базы, финансирования и т.д.
Региональные власти говорят, что им на местах виднее, что деньги бы они потратили разумнее, что им надо не 52 автобуса, которые необходимо обслуживать, а три вездехода и тому подобное.
Бизнес говорит, что незачем ему ввязываться в это ГЧП, потому что в случае чего ему же придется за все платить и это партнерство будет в убыток, что тендеры проводятся неправильно и выигрывают их только свои.
Конечно, все это реалии жизни, однако любую проблему можно решить при желании двигаться навстречу или под влиянием стереотипов загнать ситуацию в тупик. То есть необходимы изменения стереотипов в сознании всех участников потенциального партнерства. И огромную роль тут могут сыграть инновационные подходы в информационном обеспечении (позиционировании).


Первую проблемную ситуацию обозначим как позиционирование частных компаний на новых рынках для успешного ГЧП (применительно не только к новым рынкам).
Животрепещущий сегодня - вопрос акционирования объектов ЖКХ. Администрации муниципальных образований вынуждены сделать выбор схемы такого перехода. При отсутствии проверенных и опробованных по всей России схем эта проблема влечет за собой другую систему компании, которая поможет сделать переход, чтобы выбранная схема была сделана не с позиции сегодняшней выгоды, а действительно перспективной пользы для муниципального образования. Такая компания должна пользоваться доверием, иметь серьезный успешный опыт. Доверие на ровном месте не берется.
Пример. Консалтинговая компания изначально скептически отнеслась к работе с нашим журналом именно потому, что мы работаем с госорганами. Опубликовали их опыт акционирования ЖКХ в одном из подмосковных городов. По результатам первой же статьи главу города вместе с представителями компании пригласили на заседании в Комитет СФ по экономической политике, результаты проекта одобрили, рекомендовали к распространению. Затем организовали с участием С. Миронова выездное заседание СФ в этом городе. И буквально в этом сентябре мы выпустили спецвыпуск к журналу по теме "Акционирование ЖКХ"; поддерживали конференцию с участием руководителя Росстроя, администрации Московской области, организованную уже несколькими городами Подмосковья, ведущими на разных этапах деятельность по акционированию объектов ЖКХ с этой компанией.
То есть компания скептически относилась к работе с журналом НП потому, что не понимала важность позиционирования ее деятельности среди органов государственной власти, а власти муниципальных образований не знали, где взять компанию, которая поможет акционировать, чтобы не пришлось отвечать на вопросы: "А где вы взяли этих аферистов?". Реальная помощь журнала НП в данном случае заключалась в верном позиционировании той и другой стороны. Что предоставило возможность эффективного партнерства.
Вторая ситуация (в которой позиционирование играет ведущую роль для ГЧП). Назовем ее условно "Повышение культуры проектного подхода в решении социальных задач с участием бизнеса и власти". Сразу пример. Всем нам известная система ДЛО, в которой до этого года в общий котел входили и дешевые лекарства, и дорогие. Помните ситуацию с проблемами финансирования, когда первыми сократили поставки дорогостоящих препаратов? Мы с этой ситуацией столкнулись, когда один из наших партнеров - производитель такого дорогостоящего препарата - сказал: "Да вы что, какие статьи? У нас люди умирают!" - лекарство было от рака крови. Если его принимать без перерыва - люди живут себе и имеют анализы здорового человека, а по ДЛО сократили поставки, не глядя на заявки из регионов. Поставили региональных гематологов перед необходимостью выбирать - вот этот будет жить, а этот нет. Разумеется, мы были не единственные, кто писал об этой ситуации, вольно или невольно позиционируя товар (западный кстати - не делает больше никто такого лекарства) и производителя, благодаря которым многие люди могут позволить себе жить. Мы опубликовали видение этой ситуации главным гематологом России и письма региональных гематологов. Стал решаться вопрос о том, что не могут в одном списке быть и дорогие, и дешевые средства. Минздрав довольно быстро разрешил эту ситуацию и - хочу надеяться - не допустит подобного. То есть своевременная информация, правильное позиционирование ситуации средствами СМИ (и в том числе - нашим журналом) привели к скорейшему разрешению ситуации со стороны федеральных властей.
Третья ситуация. Формирование позитивного образа федеральной власти для повышения эффективного взаимодействия региональных и федеральных властей.
Пример. Ситуация с поставками в школы учебного оборудования и автобусов. ФАО в прошлом году за кратчайшие сроки организовало эту работу. Мы общались не только с ними, а и с поставщиками этого оборудования, которые рассказывали, как буквально по ночам они работали, чтобы успеть в срок. Однако если десятилетиями системно не заниматься теми же поставками в школы, за один присест вопрос не решить - неизбежно появятся проблемы. О них можно говорить, что федеральные власти не справляются с задачами, что, мол, надо отдать в регионы финансирование, они лучше все закупят, хотя все понимают, что оптовая закупка - это и скидки, и лучшие поставщики. А можно спокойно решать проблемы в рабочем порядке, упреждая их. Для этого необходимо, чтобы федеральные власти могли зарекомендовать себя как действенные органы, профессионально решающие задачи, готовые помочь. В таком позиционировании инструмент - СМИ.


Мы сейчас публикуем отдельным блоком информацию о деятельности некоторых федеральных органов. Некоторые из них своеобразно понимают работу со СМИ (Минобр - аудитор СП). То есть мы публикуем не хвалебные статьи, а будни и проблемы, как они справляются с ними - касается ли это типов школьного оборудования или конкретных поставщиков.
Кстати, с ними (поставщиками) связана следующая проблемная ситуация - четвертая, обозначим ее как использование метода клиентоориентированности в ГЧП.
Коммерческие компании с готовностью воспринимают новые методы ведения бизнеса, пока речь не заходит об органах власти. Конечно, при наличии устойчивого стереотипа "тендеры выигрывают свои" проще всего после отказа по заявке на участие с указанием, что необходимо доделать, чтобы его выиграть, продолжать твердить, что власти виноваты, или писать жалобы вместо того, чтобы эти силы потратить на доработку товара. На рынке, если наш товар не удовлетворяет ожидания и потребности потребителя, мы его дорабатываем в соответствии с этими потребностями. Так почему, если мы хотим видеть в числе клиентов государство, мы не готовы удовлетворить его потребности которые, кстати, жестко регламентированы. Примеры: продолжим тему школ - тендер на интерактивные доски. Подано 10 заявок - все с нарушениями требований, все отклонены с указанием недоработок. Шестеро из десяти подают жалобы, что их заявки неправильно отклонили.
Или объявляется тендер на медицинское оборудование. Проигравшие тендер пишут жалобы, что не их оборудование выиграло, а зарубежное. А замечания Минздрава оценивают как несущественные. Несущественна скорость обработки материалов, скорость диагностики - а что тогда для больного существенно? То есть практика двойных стандартов.
Для объективности картины замечу, кстати, что мы публиковали эту ситуацию защищая отечественного производителя - собирали документы, писали запросы, получали ответы от Минздрава и ФАЗ - достали их, наверное, серьезно. Пока разбирались - руководителя, занимающегося тендерами, уже сняли. А все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Раз отечественный производитель - значит, его обижают - вот оно, позиционирование.
Итак, практика двойных стандартов. Для рыночных клиентов мы готовы быть клиентоориентированными, а государство отказываемся воспринимать как клиента.
Как мы эту проблему помогаем решать? - проводим мероприятия - подобные этому и другие - хорошо работают "круглые столы".
Для того чтобы регионы или представители какой-то отрасли могли заявить о своих проблемах, мы делаем спецвыпуски по определенному региону или теме, подобные ЖКХ.
Резюме. Всем трем сторонам - двигаться в позиционировании к большей открытости, и в этом, безусловно, велика роль СМИ, при котором верное позиционирование приведет-таки к эффективному ГЧП.


Если у Вас возникли вопросы или предложения относительно доклада Эркеновой Ф.С. или сотрудничества с журналом "Национальные проекты", Вы можете направить их на konkova@directpress. С вами непременно свяжутся представители редакции.


http://www.rus-reform.ru/doc/5

Док. 436714
Перв. публик.: 04.11.07
Последн. ред.: 04.04.08
Число обращений: 795

  • Эркенова Фатима Солтановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``