В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Римма Казакова: Герои современной литературы - прыгуны, скакуны и секс-бомбы Назад
Римма Казакова: Герои современной литературы - прыгуны, скакуны и секс-бомбы
Римма Казакова - поэт, автор многочисленных сборников стихов. Раннее детство провела в Беларуси, школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. В 1958 году вышел первый сборник ее стихов "Встретимся на Востоке". Через год принята в Союз писателей, а в 1976 - 1981 годах - секретарь правления Союза писателей СССР. Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня Римма Казакова - первый секретарь Союза писателей Москвы. Прямо скажем, ее высказывания в публикуемом сегодня интервью нелицеприятны, порой резки. Но, считаем, человек с такой творческой и жизненной биографией имеет право на свой взгляд, свои суждения о современной литературе.

- Римма Федоровна! Вы долгое время возглавляли Союз писателей Советского Союза, как осуществлялась и координировалась деятельность такой огромной организации? Ведь были тогда и республиканские Союзы писателей, в их числе - белорусский.

- И то было, и другое - но все они объединялись в профессиональный союз писателей СССР, в который входили Союзы писателей республик. Существовали местные отделения, но Союз был один.

- В союзных отделениях никого не заставляли писать на русском языке?

- Раз в четыре года проводили съезды, на которых рассматривали текущие вопросы организации, избиралось руководство.

- Вопросы идеологии тоже относились к прерогативе писательских съездов?

- Да, тогда идеология была, в отличие от нашего времени, поэтому вопросы идеологии государства стояли не на самом последнем месте в повестке дня. Более того, обсуждались и политические проблемы. Тогда литература была осознанно ангажированной, патриотической, гражданской. Считалось нормальным, если писатель писал не только о том, что у него на одном месте прыщ вскочил, а старался коснуться значительных тем общественной жизни.

Еще, добавлю, интенсивность литературного процесса не всегда зависит от того, какое время на дворе, кто стоит у власти. В ту пору было проще напечатать книгу, отсюда - отследить текущий литературный процесс.

- А сейчас?

- Сейчас литературный процесс не отслеживается, а, может быть, где-то в российской глубинке живет и творит замечательный поэт или писатель, но у него нет возможности выйти к большому читателю. Современный литературный мир разрознен. И так называемый рынок на него сильно влияет, потому что многие интеллигентные, образованные люди вместо того, чтобы сдать нечто достойное, сочиняют сплошь детективы и любовные романы. Такой литературы сейчас очень много, она находит сбыт, ее охотно издают. Издатели печатают только тех писателей, которые приносят доход.

- Откуда издатель может знать, как будет продаваться книжка начинающего автора?

- У издателей глаз наметан, в крайнем случае идут на промоушн, рекламные акции. Но раскрутка стоит дорого, поэтому часто издатели пользуются уже раскрученными именами, пусть даже они к писательской среде не имеют никакого отношения.

- А в нынешнем Союзе писателей Москвы какая-то работа проводится с молодыми авторами?

- Наш Союз раз в году проводит совещание молодых писателей. Есть Литературный институт, есть талантливые молодые писатели, которых мы берем на семинары и по их результатам принимаем в Союз.

- Какие герои, по вашему мнению, вышли на первый план в сегодняшней литературе?

- Прыгуны, скакуны и секс-бомбы. Как изменить ситуацию и нужно ли ее менять - не моя проблема. Писателей вообще как бы нет, их нет и в числе главных советников по культуре... О чем тут говорить... Везде попса и самодеятельность. Тут не до серьезных писателей, когда нет статуса у людей, делающих современную литературу.

- Зато многие бизнесмены и политики в России бросились писать книги - сами себя издают. Как вы к этому относитесь?

- К тем, кто считает себя великим поэтом или писателем и не видит других, к этому я спокойно отношусь. Потому что лично меня больше интересует, насколько политик состоятелен на своем политическом поприще, а не на литературном. Как правило, вирши таких писателей никому не нужны, а вот их деятельность на государственных постах интересует весь народ.

- Вы, похоже, обижены, что современный литературный процесс не поддерживается чиновниками...

- Нет, не обижена, но профессионального Союза писателей Москвы как бы не существует. Поэтому что можно сказать о современном литературном процессе? У нас даже помещения нет! Никто никаких денег не выделяет - ни Министерство культуры, ни городские власти. Нет, вообще-то дают - 3-4 стипендии на весь творческий союз, а в нем более двух тысяч человек, которые работают несмотря ни на что и которым мы, руководство, ничего не можем дать или помочь.

- Общаетесь ли с литературными организациями в бывших союзных республиках?

- Иногда "Литературная газета" публикует переводы с разных языков, в том числе с белорусского. Но вот с прямым общением сложнее. У нас нет помещения, чтобы принять ту же белорусскую делегацию писателей! Не могу же я разместить всех у себя в гостях в частном порядке?! И если я дружу с белорусами, то это мои личные отношения. Например, очень люблю белорусского поэта Анатоля Вертинского, когда бываю в Беларуси, мы обязательно встречаемся. Последний раз с белорусскими писателями я встречалась на похоронах Василя Быкова...

Наталья Заруцкая, Москва
Опубликовано в газете Союз. Беларусь-Россия N284 от 19 октября 2006 г.

Док. 446033
Перв. публик.: 19.10.06
Последн. ред.: 20.05.08
Число обращений: 454

  • Казакова Римма Федоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``