В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эпос на злобу дня Назад
Эпос на злобу дня

Эпос на злобу дняВ фильме Абдрашитова и Миндадзе "Время танцора" действие происходит на условном мусульманском юге. Привычная метафоричность их кино на этот раз сталкивается с материалом, слишком еще болезненным для общества. Вокруг картины разгораются страсти

В одной из своих "колонок редактора" на радио "Либерти" Сергей Довлатов говорил примерно следующее: "...Америка многое заставила пересмотреть в себе и в жизни. Здесь все по-другому. Здесь понятия "бизнесмен" и "мошенник" не совпадают. Говоря проще, здесь надо работать... А как же быть с писателями на велфейере? С музыкантами за баранкой? С режиссерами, переквалифицировавшимися в управдомы? А вы присмотритесь. Может, они большего и не стоили. Может, это их настоящее призвание?! Америка не рай и распределитель ЦК. Америка не только вознаграждает одаренных и работящих. Америка жестоко отрезвляет самонадеянных и заблуждающихся... И то и другое - благо".

Прошедшие семь лет создали для гуманитарного советского истеблишмента ситуацию, во многом схожую с переездом в Америку. Остаться в профессии значило теперь подтвердить свой патент на реальное ею владение. Подтвердивших оказалось не очень много. Но даже в этом списке избранных Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов среди наиболее бесспорных фигур.

То, что после революционного Пятого съезда кинематографистов они продолжали снимать ровно так же, как и до него, казалось загадочным. Будучи не сильно старше большинства нынешних "молодых режиссеров", авторы "Охоты на лис" и "Остановился поезд", "Плюмбума" и "Парада планет" явно не могут быть причислены к творцам "нового русского кино".

...Поэтому, когда Госкино выделяет деньги на новый фильм Абдрашитова, многие его коллеги считают, что таким образом поддерживается традиционное - в ущерб киноноваторству. Впрочем, вопрос государственных денег - самый больной вопрос отечественной кинематографии - в случае с Миндадзе и Абдрашитовым решается просто. Оба последних фильма, и "Пьеса для пассажира", и "Время танцора", были сняты только потому, что сценарии Александра Миндадзе побеждали на открытых конкурсах, условием которых был запуск фильма в производство.

"Время танцора" получил от государства два миллиона долларов. (Для сравнения: очень дешевый по американским меркам "Английский пациент", на коммерческий успех которого никто, кроме продюсера, не надеялся и деньги в который вкладывать не хотели, стоил около 30 миллионов.)

Свой первый фильм, "Слово для защиты", Миндадзе и Абдрашитов сняли более двадцати лет назад, и он сразу принес им известность, которая долго шла по нарастающей. Смена стилистики, постепенно происходящая в их картинах, никогда не была революционной и не зависела ни от политической конъюнктуры, ни от изменений вкуса. И после глобальных перемен в российском кинематографе они не предпринимали никаких попыток догнать моду. Но на нынешней, десятой их картине мода сравнялась с ними.

Имитация советского кино в текущем сезоне признана самым ходовым товаром. Одна из самых любопытных коллизий нового сезона - столкновение стилизованного под старый советский фильм "Вора" с настоящим советским фильмом "Время танцора". Обнаружилось, что оригинал куда более прихотлив и менее приятен в употреблении, чем стилизация. Уходящая эпоха слишком много вопросов оставила открытыми - в том числе отношения между большой историей и большой литературой.

"Время танцора" - попытка эпоса, обернутая для красоты в яркий фантик мелодрамы. Расчет очевиден: в идеале оба жанра совмещаются, дополняя друг друга. Что, как не мелодрама, треугольник: Наташа - Андрей - Курагин?

Существен, впрочем, нюанс: "Война и мир" писалась десятилетия спустя после событий. Появление "Времени танцора" диктовалось желанием злободневной реплики. Но злободневный эпос - вещь все-таки небывалая.

В фильме четыре сюжетных линии. Три уральских казака едут воевать на Кавказ. Собственно войны мы не видим (действие картины начинается после того, как заканчиваются военные действия), знаем только, что один из друзей на войну не успел и стал танцором в ансамбле. Другой потихоньку превращается в "нового русского", третий остается воином и погибает. У каждого своя любовная история, своя женщина: вечная жена, вечная женственность и вечная жертва, соответственно.

Есть еще четвертый: местный врач, некогда живший счастливо в доме, который достается после большой кавказской войны воину-казаку. Тема дома, по замыслу режиссера, - главная в фильме. Абдрашитов же снимал фильм о БЕЗДОМЬЕ. Причем отсутствие дома -вечная тема Абдрашитова. (Возможно, поэтому призванная быть катализатором сюжета история о кавказском хозяине и его жене смотрится скорее вставной новеллой.)

Авторы фильма так не решаются, пусть трепеща и проклиная, но все же передать эпоху в руки ее новых героев. Они предпочитают героев надвременных - вечного танцора (он же вечный романтический всадник) и вечную женственность. Поэтому кажется, что у картины со столь патетично-поэтическим финалом - всадник и женщина уносятся вдаль (кажется даже, что ввысь), а оставшийся на земле хозяин с семейством машут ему рукой - финала на самом деле нет.

Всем очень не хочется переворачивать страницу в этой истории. Тем неизбежнее ощущение, что она-таки будет вот-вот перевернута: эпоха большой советской истории и большого искусства уходит в прошлое - слишком быстро, чтобы торопливая мода успела их догнать.

К новому фильму Миндадзе и Абдрашитова "Время танцора" все относятся по-разному. Кому-то он показался затянутым и скучным, кому-то очень понравился. Ясно, что это - продуманная и искренняя картина в жанре "большого кино". Неясно - может ли сегодня существовать такое кино вообще?

Но одно достоинство фильма бесспорно: он вывел на экран новых молодых актеров с несомненным дарованием.

Чулпан ХАМАТОВА, сыгравшая девушку, в которую влюблены два из трех главных героев фильма, - дебютантка. Сниматься в фильме у Абдрашитова она начала еще студенткой. Теперь она актриса Молодежного театра (бывший ЦДТ). Снимается у Валерия Тодоровского в фильме "Страна глухих". Для фильмов Миндадзе и Абдрашитова актеры очень важны - их всегда отбирали с особым тщанием. В этой картине все исполнители с незнакомыми широкому зрителю фамилиями. Но почти все хорошо знакомы театралам. В Хаматовой, помимо отличных профессиональных данных, есть еще кое-что: легкость, народность, тиражность - в общем именно то, что нужно для популярности.

http://khamatova.ru/?i=188

Док. 447565
Опублик.: 26.05.08
Число обращений: 258

  • Хаматова Чулпан Наилевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``