В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чулпан Хаматова всю жизнь играла в `трех товарищей` Назад
Чулпан Хаматова всю жизнь играла в `трех товарищей`
Разгуливая по московскому метрополитену, я невольно останавливалась у каждого газетного лотка. Окидывала взглядом множество ярких журналов и каждый раз с удивлением обнаруживала на обложках портрет нашей землячки Чулпан Хаматовой. Буквально за последний год эта молодая актриса из Казани взлетела на вершину популярности и сегодня считается одной из самых модных и перспективных актрис страны. Главные роли в нашумевших фильмах "Время танцора" и "Страна глухих" принесли ей популярность, а недавняя премьера "Трех товарищей" по Ремарку в театре "Современник", где актриса играет Патрицию, стала поводом для того, чтобы о Чулпан Хаматовой заговорила вся Москва.

Встреча с Чулпан была назначена у главного входа в Большой театр. До нужного часа еще было много времени, и я все пыталась представить, какой может быть молодая девушка в момент своего творческого взлета, ведь лишний билетик на спектакль в "Современник" спрашивают еще в метро, а московские журналисты прогнозируют популярность этой постановки как минимум на ближайшие полгода. Но мои думы о возможной "звездной" болезни актрисы и ее важности улетучились, как только я увидела бегущую мне навстречу молодую леди. Это была Чулпан Хаматова. В свободном пальто, длинном вязаном шарфе, запыхавшись, она извинилась за опоздание, и уже через несколько минут мы сидели в кафе через дорогу.

- Чулпан, сейчас все московские газеты и журналы пестрят материалами о премьере "Трех товарищей" в театре "Современник", где ты играешь главную роль. Как тебя нашла Галина Волчек?

- Случайно. Просто она очень рисковый человек. Как-то Волчек включила телевизор и увидела в программе "Взгляд" какую-то девушку. Эта девушка чем-то ее зацепила, и она решила пригласить ее в театр. В то время она не знала, что я актриса, она не видела ни одной моей картины, ни одной роли в театре. К тому же меня очень долго не было в Москве, а она ждала, чтобы со мной познакомиться. Потом я пришла к ней в театр, и она сразу же, без всяких проб, предложила мне главную роль.

- И ты сразу же согласилась?

- Я вообще-то сложно отношусь к государственному театру, потому что это всегда ненужная ответственность, какие-то обязательства. До этого я год проработала в Молодежном театре, а потом ушла оттуда только потому, что чувствовала себя несвободной. Но Галина Волчек меня приятно удивила, я была ошарашена тем, что режиссер мне доверяет, и я согласилась. Наконец, мы выпустили этот спектакль, и я надеюсь, что она не жалеет.

- Наоборот, я слышала, что она так довольна работой актеров, что преподнесла им какой-то сюрприз...

- Да. Чуть ли не полный состав театра отдыхал в чудеснейших местах, в том числе и на Кипре. Это казалось вообще нереальным, чтобы режиссер делал такие подарки простым монтировщикам, осветителям, костюмерам. Мы с "тремя товарищами" тоже ездили на Кипр, провели там весело время и ближе познакомились, чего, кстати, мы не успевали сделать за время репетиций.

- "Комсомольская правда" очень лестно отозвалась о твоей игре в роли Пат. Насколько тебе близка эта героиня?

- Моя героиня на сцене немного другая, чем та, что в романе. К той, о которой я читала, примешались и главные героини других романов. Сейчас мне кажется, что Пат мне близка, но когда я впервые читала Ремарка, она была совсем другой: более сдержанной, с более меланхоличным представлением о жизни, чем у меня. Но тем не менее эта роль потрясающая для актрисы! Драматическая героиня - это тот вид амплуа, который требует большой отдачи. Я играю не всегда одинаково, но всегда с азартом.

- Насколько я знаю, в детстве у тебя была интерпретация "трех товарищей". Точнее, вас было три неразлучные подруги. Как сейчас складывается ваша дружба?

- Это вообще невероятно, но мы опять в одном городе, только на этот раз в Москве. Когда-то мы учились вместе в одной казанской школе No5, весело проводили время. Например, мы очень любили убирать школу. До самого последнего задерживались после уроков в гардеробе, чего-то там колбасили, а нас ловили и заставляли мыть полы. Было такое ощущение, что со шваброй в руках по школе носимся только мы втроем, хотя дома никто из нас аккуратностью не отличался. На этой почве нас пригласили помогать еще и одной старушке. Никакой пионерской организацией уже не пахло, и какие-то пионерки ее просто бросили. Так вот мы этой бабушке помогали: ходили в магазин за продуктами, убирали квартиру, а все над нами смеялись.

- Вы были примерными девочками?

- Только на первый взгляд. Однажды мы выпросили у учительницы ключи, пообещав, что все там уберем, а сами разворотили весь кабинет географии. Мы начали играть. Разделили громадный кабинет на три части и каждый там построил себе квартиры. Перевернуто было все! А любимый фикус, которым учительница больше всего дорожила, был наряжен под новогоднюю елку. И вдруг - стук... Мы долго не открывали дверь, так как меня давно обвиняли в нехороших вещах. Моей маме говорили: "Заткните вашу девочку, она у вас слишком активная!". Потом мы все-таки открыли двери, но я предварительно спряталась за занавеску. Позже меня все-таки вычислили, так как мы всегда были неразлучными. В общем, получили мы по мозгам - будь здоров! Был момент, когда мне было очень плохо, я не могла никому пожаловаться и поняла, что если сейчас ко мне не приедут мои друзья, я совсем сломаюсь. Девчонки сорвались с места, приехали в Москву и очень сильно меня поддержали. Сейчас мы вместе развиваемся. Вообще это выгодно (смеется). Оксана пишет статьи про меня, Олеся кое-что оформляет. Я тоже их стараюсь как-то поддерживать, потому что в данный момент у них нелегкая жизнь, общага... Я сама прошла через это и знаю, что это такое.

Когда Чулпан Хаматова жила в общежитии и училась на третьем курсе Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС), ей предложили попробоваться на роль Кати в фильме Вадима Абдрашитова "Время танцора". Чтобы выглядеть повзрослее, как того требовала роль, она подключила к сборам всех соседей и в результате, накрашенная, на каблуках и одежде с "мира по нитке", отправилась на первую в своей в жизни пробу на "Мосфильм".

- А сейчас, когда ты стала такой известной, к тебе часто набиваются в друзья?

- Это вообще свойственно Москве - знакомство на один день. Я регулярно получаю приглашения на все "звездные" тусовки, но практически никогда на них не попадаю. Даже если иногда есть желание вывести куда-нибудь подруг, мы чаще всего вместе оттуда убегаем. Все это не наш жанр, и нам не нравится устраивает. В дружбе у меня очень серьезный отбор, а просто знакомство меня не устраивает. Я даю сразу понять, что это ничем не закончится и лучше не общаться.

- Помнишь, как ты поступала в Казанское театральное училище?

- Конечно, я пришла, когда уже практически все закончилось, на третий тур. Что-то прочитала и меня взяли. Потом училась. После школы с углубленным изучением математики учеба в театральном казалась чем-то необычным. Вадим Кешнер и Юнона Карева дали мне путевку в жизнь. Именно Юнона Ильинична сказала, что мне надо ехать в Москву, она так в меня поверила! Это была ее идея, и она даже нашла мне квартиру пока я поступала в Российскую академию театрального искусства.

Чулпан повезло. Здесь как всегда был большой конкурс. Экзамен она пошла сдавать с трясущимися от страха коленками. Зашла в аудиторию и, обо всем забыв, начала читать: сначала стихотворение Саши Черного, а потом басню Сергея Михалкова "Пьяная мышь". Когда Чулпан очнулась, поняла, что сидит на столе у экзаменаторов, локтем упираясь в пепельницу. Но не принять ее не могли.

- Как ты думаешь, твое необычное имя сыграло какую-то роль в твоей популярности?

- Да. Роль запоминания и зацепки. Люди один раз слышали имя Чулпан, и оно прочно застревало у них в мозгу. Конечно, иногда оно впечатывалось в самых чудовищных вариациях: Чурбан, Чушпан, Султан, но зато его не забывали. Для Москвы это имя абсолютно невероятное, а моя внешность совсем не татарская. Мне часто говорят: "Какая же ты татарка, типичное европейское лицо". И вот эта смесь - странное, непонятное имя и при этом обычное лицо - очень сработала. Когда я росла, имя Чулпан было очень редкое даже в Казани. Был, конечно, у нас один ресторан "Чулпан", но никто на него не обращал внимания. Все надо мной издевались. Клички придумывали, какие только могли. Но как раньше в Казани я мучилась с этим именем, так сейчас я им горжусь. И спасибо за это и все остальное моим родителям.

- Ты часто с ними общаешься?

- По телефону чуть ли не каждый день. И если я не звоню, звонит мама. Периодически я и сама стараюсь приезжать в Казань, если, конечно, нет съемок. Но мама приезжает на все мои премьеры. Так что в Москву она - уже как на дачу.

Дочь обожает своих родителей. И считает, что такой женщины, как ее мама, просто нет. В детстве она боялась, когда мама одна переходила дорогу. Почему-то при внутренней силе мамы Чулпан она казалась незащищенной. Чулпан и теперь по возможности бывает с ней. А недавно они вместе ездили на гастроли в Болгарию.

- Я знаю, что иногда по Москве ты разъезжаешь на роликах. Что это - нежелание взрослеть?

- Просто это, во-первых, удобно, а во-вторых, полезно. Хоть какие-то тренировки. А вообще, я иногда одеваю ролики только потому, что на московских дорогах ужасные пробки. Вот и с тобой на встречу я бы не опоздала, будь у меня в машине коньки. Ну невозможно ехать на машине около часа до места, куда можно пешком дойти за 15 минут. Это никакой не выпендрежь, это средство передвижения.

- А у тебя вообще есть свои методы ухаживания за внешностью?

- Есть судорожные попытки. Все, что связано с каким-то насилием в моем сознании, все это сразу же терпит неудачу. Как только я себе говорю, что должна похудеть, то понимаю - кому я должна? И если есть работа, забитый график, худею сама собой.

- Твой муж Иван, как известно, занимается клоунадой. Интересно, он только на работе этим занимается или дома тебя тоже веселит?

- Да, дома тоже. Очень любит комментировать телефонные разговоры, да так, что те, кто со мной разговаривает, кладут трубки. Мало кто понимает, что этот человек шутит. Недавно мне звонила Галина Борисовна, так он взял трубку и сказал, что это бойлерная. А она испугалась и положила трубку.

- Ты не думаешь о том, чтобы сейчас стать мамой?

- В данный момент, я понимаю, что не смогу этого сделать. Нужно к этому прийти, как-то подготовиться, потому что самой воспитывать ребенка, поднимать его - очень большая ответственность. К тому же нужно будет просто ложиться в больницу и поправлять свое здоровье, которое сильно запущено. Но главная причина - это психологическая проблема. На год вылететь из работы - очень тяжело.

- Чулпан, представь, что ты бы не играла в театре, не снималась в кино. Как бы ты зарабатывала себе на жизнь?

- Я недавно думала над этим вопросом. И поняла, что во мне есть какая-то энергия, которую можно выплеснуть только благодаря моей профессии. Я это поняла, когда у меня долго не было спектаклей и я не играла на сцене. Ни с того ни с сего у меня в руках взорвался стакан с горячим кофе, и я обожгла себе ногу. А потом я села в машину и тут же врезалась. Так что просто не представляю, какая еще профессия позволила бы мне выпустить эту энергию. Наверное, без нее я бы просто была злая, ходила бы и на всех орала.

- Но у тебя есть любимые занятия, когда тебе удается одной посидеть дома?

- Я люблю спать, бездельничать, читать книги, рисовать, смотреть какие-нибудь видеокассеты или что-нибудь писать. В общем, пытаюсь расслабиться, потому что такие минуты не часто выпадают.

- О чем ты мечтаешь сейчас?

- О неделе выходных. Таких, чтобы можно было куда-нибудь уехать. Летом у меня не получилось отдохнуть, не считая четырех дней на Кипре. Хотелось бы уехать в лес, где есть небольшой домик, спокойно подышать свежим воздухом и прийти в себя, потому что начало сезона - это всегда тяжело.

Расставаясь, я все-таки рискнула пригласить Чулпан Хаматову на юбилей "Молодежки", ведь она знакома с нашей газетой уже давно. А Чулпан, в свою очередь, попросила передать через "МТ" благодарность за все своим родителям, ведь сейчас "Молодежка" - это ниточка, связывающая ее с родным домом.

Елена Понамарева. "Молодежь Татарстана", No 43 от 25.10.99
http://khamatova.ru/?i=30

Док. 447572
Перв. публик.: 25.10.99
Последн. ред.: 26.05.08
Число обращений: 282

  • Хаматова Чулпан Наилевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``