Чулпан Хаматова и Иван Волков. Днями они отметили шестилетие совместной жизни. Но отметили странно: он в одном городе, она - в другом. По словам Чулпан, они редко отмечают "нормально, по-человечески" свои праздники. Только раз в году, что бы ни происходило, собираются всей огромной семьей на католическое Рождество. Садятся за стол: едят, пьют, а потом все вместе поют песни. И делают это великолепно - я была свидетелем одного такого семейного концерта. Обаяние и темперамент замечательной актрисы театра и кино Ольги Волковой, в данном случае матери и свекрови, заставят запеть даже того, кто напрочь лишен слуха и голоса.
Сейчас Чулпан Хаматова популярна и востребована чрезвычайно. Два фильма - "Страна глухих" и "Лунный папа" - сделали ее номером один среди молодых киноактрис. О ее театральных работах ходят легенды. Она сыграла "Дневник Анны Франк" еще в институте, "Фанту-Инфанту" в Театре Луны, "Три товарища" и "Три сестры" в "Современнике". Неплохой список для 24-летней актрисы? И не сыграла Офелию у всемирно известного режиссера Петера Штайна. Посмотрев на пробах около двадцати актрис, Штайн остановил свой выбор на Чулпан, а она отказалась, так как не захотела выбирать между "Гамлетом" и "Лунным папой". За роль в этом фильме она была номинирована на "Нику" как лучшая актриса года.
Работа Ивана Волкова в тех же "Трех сестрах", где он играет Андрея, всеми серьезными критиками столицы названа открытием года. Мало кто знает, что Ваня полтора года проработал в труппе Вячеслава Полунина, объездил с ним весь мир...
Чулпан опаздывала на встречу, что было и неплохо... Можно посплетничать о вещах, которые при ней даже и в голову не придут.
- Почему вы расстались с Полуниным?
Иван. Мы чрезвычайно редко виделись с Чулпан. Наступил такой критический момент - я его хорошо помню, - когда я приехал в Москву, а она за три часа до этого улетела очень надолго в Таджикистан. Отчаяние мое было чрезвычайное.
- Вы испугались, что уже можете без нее жить или что вас легко можно заменить?
Иван. Нет. Нет. Было тяжело физически жить без Чулпан. Для меня это ощущение пытки - вся моя жизнь там без нее. Видишь интересных людей, ездишь по интересным городам, а ей невозможно показать, поделиться.
- Вы с Чулпан вместе учились. Тем более интересно, когда вы обратили на нее внимание и сказали: "Вот моя судьба"?
Иван. Такого конкретного момента -чтобы меня осенило - я не помню... Это было постепенно.
- Вы к ней присматривались?
Иван. Пожалуй. Вообще, это очень странная история. Лет в шестнадцать я дал себе клятву, что ни в кого не влюб-люсь до двадцати четырех лет.
- Почему?
Иван. Начитался книг, очень серьезно обдумал и спланировал свою жизнь - и решил. А тут в институте попалась Чулпан, а "мальчонке в ту пору шел семнадцатый год". Надо было договориться с самим собой, выяснить отношения со своей совестью, взвесить все "за" и все "против". Не очень простой процесс, согласитесь?
- Вы за ней у хаживали?
Иван. Ну, я закидывал удочки: делал с ней разные этюды. Потом мы вместе репетировали. И так потихоньку, потихоньку она привыкла ко мне, и мы сблизились. Потом стали жить вместе.
- А как вы сказали маме, что женитесь?
Иван. Я позвонил по телефону в Питер - мама и ее муж Владимир Алексеевич, совершенно замечательный художник, жили еще там - и сказал, что мы приняли решение пожениться. Кстати, жена моего отца Николая Волкова все время меня подкалывала: пора-пора, а то, мол, как я Чулпан друзьям, детям представлять буду.
- И все же мама.. Она ревновала вас к Чулпан?
Иван. Она очень тихо сказала: "Вот и славно".
- Какие черты характера вам нравятся в женщинах?
Иван. Нежность нравится.
- А такие понятия, как преданность, верность?
Иван. Это же естественно.
- Что значит "естественно"? А предположить, что вы любите женщину и в какой-то момент узнаете, что она вам не верна?
Иван. Нет. Ответ сразу на все вопросы. Нет.
- А варианты?
Иван. Для меня вариантов быть не может.
- Очень жаль, что Чулпан не сыграла Офелию...
Иван. Она сама не жалеет.
- И между тем... Чулпан кажется абсолютно бескомпромиссным человеком. Абсолютно. Офелия тоже женщина, которая не приемлет компромиссов. Она любит - так любит. Когда отец умирает, а любимый отказывается от нее, она предпочитает смерть. Может быть, я неправильно что-то понимаю?
Иван. Да нет, правильно. Она хорошо сыграла бы эту роль, потому что действительно знает, про что играть. Но... я не люблю социальных аллегорий, приемов, которые используют режиссеры при работе над классическими пьесами. Тем более псевдополитических. А в случае с этим "Гамлетом" все было именно так. Возможно, Чулпан еще и поэтому отказалась. По крайней мере, она сделала это с легкостью.
- Получается, что социальная жизнь, бушующая вокруг, вас с женой не интересует.
Иван. Только на уровне новостей с телевизионного экрана. Намного важнее, что мы никак не можем купить хороший песенник.
- Как вам удалось так абстрагироваться? Вы счастливые люди.
Иван. Жизнь состоит из потрясений. Это аксиома. Может быть, это и неплохо. Может быть, это один из способов движения вперед. Если не принимать эту философию, тогда надо искать другой путь движения. Мы же можем выбирать, правда?
- А предназначение актера?
Иван. Мы вдохновители народа. Может, это банально или излишне романтично, но я так думаю и живу.
- Вы не ревнуете Чулпан к ее славе?
Иван. Это вызывает у меня единственное чувство - беспокойство.
- Хороший ответ. Вам не кажется, что она попала в историю сиюминутного интереса? Стала модной еще в силу определенной экзотики ее внешности, про-исхождения? А мода ведь заканчивается в самый неподходящий момент. Примеров много.
Иван. Я об этом часто думаю. Но тут хорошо, что это - Чулпан. Ей не будет тяжело, ей будет только легче. От постоянной востребованности она очень сильно устает. Конечно, для нее сейчас ситуация проверочная. Не дай бог никому испытания потоком моды, но Чулпан это помог-ло в профессиональном смысле. Она всему сопротивляется, очень придирчиво относится к любому предложению, берет только то, что двигает ее вперед. Она молодец.
- А какая она, ваша Чулпан?
Иван. Она умный и сильный челов Пытающаяся быть сильной. Беда ее в том, что она все принимает близко к сердцу. Какие-то вещи до максимализма. У нее характер моей матери. У них нет защи в этой жизни.
- А вы?
Иван. Делаю все, что в моих силах.
Чулпан, опоздав на сорок минут, ворвалась в кафе вихрем, совершая одновременно несколько движений: одной рукой она доставала из сумки мобильный телефон, ногой отодвигала стул, плечом скидывала пиджак...
Чулпан. Дальше вы не могли сесть? Извините, но я очень не люблю журналистов, так как ничего хорошего от них не видела. Спрашивают то, на что невозможно ответить. Я удивляюсь, откуда они берут свои вопросы. Я так долго была открыта всем ветрам, и меня использовали как хотели. В один день я подумала: "Ради чего?" У меня так мало времени, ничего не успеваю сделать... Не хочу. Кстати, у восьмидесяти процентов журналистов отсутствует понятие нравственности, какой-то внутренней цензуры.
- Вас что, журналисты обидели?
Чулпан. Обидели. И моя реакция нормальна. Я защищаюсь. И читатели, кстати мои зрители, тоже хороши, позволяют им так относиться ко мне, к моей жизни. Зачем мне дорожить таким зрителем?
- Никаких компромиссов?
Чулпан. Никаких. Не приходите ко мне. Интервью не даю. А те зрители, кто действительно хочет со мной общаться, пусть пишут в театр "Современник".
- И вы ответите на каждое письмо?
Чулпан. На каждое. У меня уже есть несколько хороших друзей, с которыми я познакомилась таким образом. Они мне интересны, а я им. И всю информацию обо мне они получают из первых рук.
- Хорошо так говорить сегодня, когда ваше имя у всех на устах. Пресса свое дело сделала...
Чулпан. Да. Это правда. Сейчас мне не требуется какая-то стимуляция, чтобы быть на плаву. Наверное, настанет день, когда станут забывать мое имя... Но сию секунду я об этом думать не хочу. Я не знаю, что я буду делать тогда, обращусь ли за помощью к прессе, буду ли кидаться к знакомым журналистам... Не знаю.
- Сейчас есть работа, которая занимает вас полностью?
Чулпан. Полностью, я думаю, меня не займет ни одна работа, потому что на первом месте все равно моя семья. А так я максимально затрачиваюсь на любом спектакле. Я не могу позволить себе работать с тем материалом, который не нравится, не понимаю, зачем тогда заниматься профессией вообще. Поэтому все роли люблю, как собственных детей, по-этому язык не повернется выделить одну среди других,
- В спектакле "Фанта-Инфанта" вы играли чудо-девочку, нежную и озорную. Это было пять лет назад. А вот сейчас - Ирина в "Трех сестрах". Вы сейчас совсем другая, абсолютно другой человек - можно пройти рядам и не узнать. И все-таки кажется, что из-за "длинной юбки" выглядывает та самая девчушка...
Чулпан. Да, надеюсь, что это так. Мне кажется, что человек совсем не меняется. Он может только куда-то чуть двинуться: или развиваться, или деградировать, или обтачиваться, или заплывать жиром. А стержень у него остается все тот же, заложен-ный кем-то когда-то. То, что я живу в творчестве, - это мое становление, мое мироощущение, которое возникло не сейчас и не здесь, и там основа моего стержня. Я думаю, что у всех так: большинство людей всю жизнь пытаются сберечь себя, сберечь то, что дано изначально.
- Вы говорили, что очень любите музыку. А муж для вас музыку пишет?
Иван. Я же не настоящий музыкант. Настоящий - это когда ноты, оркестр, а у меня только компьютер.
Чулпан. Пишет, пишет. У меня есть целый диск с его музыкой. Так случилось, что я снималась целую вечность в Таджи-кистане, было тоскливо-невыносимо без Вани, а он вдруг прислал такое вот письмо музыкальное.
-Про любовь?
Чулпан. И про любовь.
- А ваше отношение к предательству, измене? Вы так же здесь категоричны? Никаких компромиссов?
Чулпан. Нет. Есть предательства случайные. Так сложились обстоятельства, и выбора просто не дали, не предоставили. Что тут можно сделать... А есть предательства злонамеренные. Второго не приемлю.
- Мы с Ваней уже об этом говорили... Вы помните, когда он для вас стал единственным-неповторимым?
Чулпан. Была очень конкретная ситуация, не буду уточнять, но она очень сильно повлияла на мое отношение к понятиям "дружба", "коллектив", "театральная семья" в плохую сторону. И единственный человек, который подставил плечо, ни о чем не спрашивая, был Ваня. Я его какое-то время воспринимала прежде всего как друга, и только друга, с которым можно было общаться, а не трепаться. А через какое-то время он уже стал и любимым.
- Вы человек ответственный?
Чулпан. Я ответственность понимаю, только когда это касается моих близких. Здесь я совершенно преображаюсь. Если мне нужно сварить суп, то этому будет подчинено все. И чем больше этой ответственности, тем для меня лучше. Знаете почему? Я очень тщеславный человек. Я должна сама себе доказать, что я лучше, а потом пусть узнают и окружающие. Мне безразлично, какой я номер в рейтинге по отношению к кому-то. Мне важен мой собственный рейтинг по отношению к самой себе и к тем целям, которые я по-ставила пять лет назад, десять лет; к той себе, которой я была две недели назад, и так далее.
- Но так же можно себя и загнать..
Чулпан. Может быть. Но я все равно хо-чу играть роли, которые давались бы мне с трудом, чтобы в них было много азарта, интереса. Хочу играть роковую женщину, например Кармен.
- Ваш темперамент может сжечь и Рим. А как вы живете такой большой семьей - вместе со свекровью, ее мужемхудожником? Не бывает скандалов?
Чулпан. Я очень не люблю конфликтовать. И Ваня тоже. От любых размолвок страдаю больше, чем те, кто находится рядом. Мне кажется, что если отстаивать себя, то с большим достоинством, а не пускаться в конфликты с близкими людьми. Поверьте, способы есть, мы же творческие люди.
Иван. Я принципиально стараюсь избегать подобных ситуаций. Делаю все, что-бы они не возникали. Вы знаете, какая у меня мечта... Мама рассказывала, что когда они были очень молодые, то часто собирались по вечерам с бабушками, дедушками, всей семьей. Каждый приносил свою любимую книгу с закладкой, и читали по очереди вслух. Вот мне хочется, чтобы у нас дома были тоже такие вечера.
- И вы знаете, кто какую книгу принесет?
Иван. Могу предположить. Я точно принесу Набокова "Защиту Лужина". Мама, скорее всего, тоже Набокова. А Чулпан - , стихи Марины Цветаевой.
- Ваня прав?
Чулпан. Если Ваня хочет, то Цветаеву.
Галина Скоробогатова. "Ах...", июнь 2001
http://khamatova.ru/?i=34
Док. 447577 Перв. публик.: 26.06.01 Последн. ред.: 26.05.08 Число обращений: 283
Хаматова Чулпан Наилевна
|