В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чулпан Хаматова: `Слава - это мишура, она утомляет и мешает творчеству` Назад
Чулпан Хаматова: `Слава - это мишура, она утомляет и мешает творчеству`
В декабре в театре "Современник" состоялась премьера спектакля с необычным названием "Мамапапасынсобака" сербского драматурга Беляны Срблянович в постановке Нины Чусовой. Особенный успех выпал на долю Чулпан ХАМАТОВОЙ, сыгравшей роль Андрии. Актриса мастерски перевоплотилась в современного мальчишку, душевный мир которого искорежен жестокостью людских отношений. Это уже третья роль Чулпан на сцене "Современника"; она сыграла также, и тоже с успехом, Патрицию в "Трех товарищах" и Ирину в "Трех сестрах" (режиссер Г. Волчек).
- Чулпан, расскажите, пожалуйста, как рождался образ Андрии, "Сына", восхитивший всех смотревших ваш спектакль.

- Родился этот образ не сразу. Пришел ко мне этот мальчик во время репетиций, но когда пришел, то постепенно стал устанавливать свои права. Режиссер Нина Чусова говорила, что это будет спектакль-праздник, что герои должны существовать как в муль-тике, поэтому она просила поискать подходящую для каждого актера маску. И я стала думать: как должен выглядеть подросток? Вдруг всплыло ощущение мальчишки, не выговаривающего букву Р, с растопыренными ушами и безумной энергией. У своего младшего брата я брала на репетиции его личные вещи, а потом положила в штаны подушку вместо попы, и получилась такая спущенная задница, и все стало на место, потому что он такой обвисший, сутулый подросток с огромными ушами.

- В чем же секрет этого спектакля, и трагического и комического, и лирического и ужасного, в котором взрослые играют детей, играющих во взрослых?

- Я думаю, что секрет в узнаваемости и в злободневности. На самом деле это проблема огромная. Ходят стаи этих чудовищных подростков - чудовищных просто! - и ты не понимаешь, как они будут, когда вырастут, рожать детей, и какие это будут дети и во что все это выльется. Потому что их нравственный уровень, их интересы убоги настолько, что становится страшно. По-моему, из узнаваемости и возникает такой феноменальный успех спектакля у публики. Зрители реагируют даже на те реплики, на которые мы не рассчитывали как на эффектные, не предполагали, что будет такой живой отклик..

- Как шли репетиции с Ниной Чусовой? Андрия - Ч. Хаматова "Мамапапасынсобака"

- Замечательно. Она очень рискованный режиссер, бесшабашный в хорошем смысле слова, она приветствует импровизацию. Это был настоящий творческий труд. Нам была дана полная свобода, мы перекроили всю пьесу, так что там семьдесят процентов нашего собственного текста. В самом начале Нина сказала, что она хочет видеть на сцене мультики, это и была наша основная задача. Сама по себе пьеса просто "черная". Когда я ее читала, то не могла понять, как и что это будет, потому что текст словно насыщен состоянием депрессии, безнадежности, и юмора там было кот наплакал. Чтобы немножко смягчить "чернуху" (а она, как в нашей жизни, есть, конечно, и в пьесе) и чтобы это не выглядело очень уж назидательно, режиссер обернул представление в фарс, который в итоге превратился в трагифарс.

- Финал спектакля неожиданный и обнадеживающий, кажется даже, что кое-кто o зале вытирает слезы.

- Мы молимся. Как говорит Нина Чусова, это "глобалка" всего спектакля. Какие бы они ни были испорченные, изуродованные, но все равно они дети, и они просят прощения у родителей. Правда, если вслушаться в текст, они просят прощения за какие-то мелкие провинности: недоеденный суп, сворованные конфеты - это не такая уж вина, а скорее невинные шалости. Но чтобы искупить свою мнимую вину перед родителями, они молятся за них, просят у бога, чтобы родители были живы и помнили о них. Кто-то из нас играет, что родители умерли. Я играю вот что: моя воображаемая мамаша -блондинка, разъезжающая по ночным клубам и таскающая своего ребенка от няни к няне, это стиль ее жизни, матери наплевать на него. И все равно даже к такой маме он все равно неравнодушен, он все равно нуждается в ней, хочет быть с ней рядом. И поэтому звучит молитва: "Пожалуйста, взгляни на меня, ты мне нужна". Мы как бы даем этим детям, которые уже превратились в монстров, шанс остаться людьми. Молясь, они думают: а что с ними будет, если они потеряют родителей? Поэтому они не безнадежны и еще могут исправиться.

- В "Современнике" уже несколько молодых режиссеров поставили хорошие спектакли. Как вы к ним относитесь?

- Я счастлива, что есть это поколение молодых режиссеров, счастлива, что они столь востребованы. Галина Борисовна Волчек не побоялась пригласить очень яркую и талантливую Нину Чусову, не побоялась предоставить ей большую сцену. Это был определенный риск с ее стороны, и тем не менее она пошла на это, и результат замечательный, риск оправдался полностью. Я думаю, что это заслуга и Нины как молодого режиссера, и театра "Современник", который распахнул двери для молодых, если вспомнить еще и "Сладкоголосую птицу юности" молодого режиссера К. Серебренникова.

- Чулпан, бывает ли так, что роль у вас не получается, не идет? Есть у вас какие-то приемы преодолевать подобные трудности?

- В театре возможно многое преодолеть, так как спектакли повторяются, и если не на одном, то на другом можно исправить ошибку. Каждый вечер у тебя есть возможность сыграть лучше, чем на предыдущем, неудачном или просто плохом спектакле. А в кино это невозможно, так как если роль не пошла, то она не пошла на всю оставшуюся жизнь: все запечатлено на пленке. В отличие от кино сделанный спектакль - это еще не конец работы над ним для актера. Мне нравится, что спектакль - как живой организм, который требует твоего постоянного вмешательства.

- Что касается спектакля "Мамапапасынсобака", неудачных не бывает?

- У нас был один спектакль, очень для нас поучительный, когда мы поняли, что немножечко расслабились.

- Чулпан, каковы ваши планы, связанные с кино?

- То, на что меня сейчас приглашают, это скука и пошлость, и поэтому я этих предложений не рассматриваю.

- Вы хоть и молодая актриса, но знаменитая. Слава, успех утомляет или приносит радость, может быть вдохновляет, кружит голову?

- Я предпочла бы подлинную любовь зрителей, а не популярность, связанную с прессой. Я, наверно, говорю сейчас так, потому что я этого поела, я с этим познакомилась и мне это не понравилось. Если бы я была с этим незнакома, может быть, думала бы по-другому.

- Что, пресса вас донимает?

- В последнее время уже не так.

- Чулпан, с первых же фильмов и спектаклей к вам пришел настоящий успех. Его вам бог послал или это результаты упорного труда?

- Естественно, во мне есть какие-то способности, которые дарованы небом или моей генетикой, но все-таки из пруда не выловишь рыбку без труда.

- Что для вас самое важное, главное в жизни?

- Самое главное - это здоровье моих близких. Боль других меня убивает больше всего остального.

- Чего вы не принимаете, что мешает вам жить и творить?

- Я не люблю злости, не люблю хамства, не терплю цинизма, не люблю собственную лень.

- Есть ли у вас какое-то жизненное кредо или колесо повседневности крутится и нет минуты задуматься о высоких материях?

- Я думаю, что вся моя философия была привита мне в детстве, когда формировалась и вырастала моя душа. Я очень благодарна своим родителям, которые заложили во мне некие каноны существования и вообще внушили ради чего я живу. В каких бы ситуациях я ни оказывалась, меня спасает вера: все будет хорошо.

- Вы имеете в виду саму атмосферу вашей семьи?

- Это было воспитание и атмосферой, и словами, книгами, музыкой. И, конечно, вниманием родительским. Поэтому я и выросла такой, какая я есть. Именно благодаря родителям. О чем и наш последний спектакль.

Александр Вислов

Фотография обложки журнала любезно предоставлена редакцией журнала "Театральная афиша". Сайт журнала: http://www.teatr.ru

"Театральная афиша", апрель 2003
http://khamatova.ru/?i=36

Док. 447581
Перв. публик.: 26.04.03
Последн. ред.: 26.05.08
Число обращений: 326

  • Хаматова Чулпан Наилевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``