В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Отношения с Россией станут приоритетом новых грузинских властей: интервью и.о. спикера парламента Грузии Гиги Церетели ИА REGNUM Назад
Отношения с Россией станут приоритетом новых грузинских властей: интервью и.о. спикера парламента Грузии Гиги Церетели ИА REGNUM
Г-н Церетели, каков Ваш прогноз, удастся ли Грузии преодолеть нынешний кризис и провести президентские выборы? Не приведет ли это к началу развала Грузии с учетом того, что Абхазия и Южная Осетия не будут голосовать - нет позитивных сдвигов и в переговорах по участию в выборах Аджарии?

В Грузии действительно произошли революционные изменения, и грузинский народ показал очень высокую готовность к демократическим процессам, очень высокий уровень гражданского самосознания. Все эти волнения, приведшие к бархатной революции -"революции роз", свидетельствуют о том, что в Грузии сформировалось гражданское общество. После революции мы чувствуем огромную поддержку народа и его огромную надежду на значительные перемены в стране, которые коснутся не только каких-то нескольких политических лидеров или обернутся пересмотром каких-то конкретных политических направлений, а отразятся на каждой семье - люди почувствуют, что в стране начинается новая жизнь. Дело совершенно не в том как провести выборы, как стабилизировать ситуацию в Грузии - очевидно, мы просто обязаны это сделать, нас обязывает, в первую очередь, наш народ и общественные стремления, ставшие явными в течении последних событий в Грузии. Таким образом, на нас возложена огромная обязанность: есть поддержка народа, есть высокая мотивация в обществе - провести нормальные, цивилизованные, демократические выборы президента страны, затем - парламентские выборы и начать новую эру Грузии. Таким образом, в наличии все предпосылки для проведения президентских выборов 4 января.

Тот факт, что Абхазия и Южная Осетия в данном политическом процессе принимать участия, по всей видимости, не будут, является вопросом нашей территориальной целостности и распространения юрисдикции - данный вопрос, конечно же, стоит весьма остро. К сожалению, мы проводили все наши выборы без участия автономных единиц. В дальнейшем, считаю, после президентских выборов, мы должны как-то способствовать урегулированию этого вопроса. Что касается Аджарии, то я позволю не согласился с вами в утверждении, что там нет никаких позитивных сдвигов. Позитивные сдвиги есть и весьма значительные. Сразу после революции позиции казались гораздо более жесткими. Они смягчились после встреч Нино Бурджанадзе, а затем и Зураба Жваниа с Асланом Абашидзе. В процессе переговоров активное участие принимают и наши иностранные коллеги: посольство США, российские политические круги, представители европейских структур, заинтересованных в том, чтобы Аджария и население Аджарии все-таки приняли участие в президентских выборах. Но самое главное, опять таки, это желание народа - его стремление. Мы в реальности знаем, о чем думает и чего хочет аджарское население. Его очень высокий процент желает участвовать в выборах. Я уверен, что Аслан Абашидзе и другие руководители республики будут придерживаться адекватных шагов, поскольку препятствование желанию народа к позитивным результатам не приведет. Так что, надеюсь, на территории Аджарии выборы будут проведены. Каковы будут результаты - другой вопрос, зависящий от воли избирателя, от того, кого он поддержит. В целом по Грузии выборы обязательно будут проведены. По предварительным данным, солидный процент (до 60%) избирателей уже прошли регистрацию в соответствии с новыми установками Центральной избирательной комиссии. Это очень хороший индикатор того, как люди готовятся к выборам. До выборов еще больше недели, но я уже уверен, что процент будет высоким.

Есть, конечно, и внутри страны, и за ее пределами определенные желания... Существуют политические группы и отдельные политические фигуры, которые стараются препятствовать выборам, не желают установления стабильной атмосферы... Все-таки, считаю, что их старания не остановят процессов демократического развития нашей страны. Я просто уверен, более чем уверен, что 4 января у нас будет новый президент. Уже давно здесь выделяется фигура кандидата в президенты и самого реального претендента на этот высокий пост - Михаила Саакашвили. Уверен, он и будет избран президентом Грузии. В скором будущем нам предстоит решить и вопрос о парламентских выборах. Хотя парламент работает и работает довольно активно, мы все-таки срезали перечень вопросов и выделили основные - бюджетные вопросы, международные договора, обязательные и нужные кадровые вопросы и вопросы, связанные с выборами. Однако главная задача этого законодательного органа - мирно прийти к новым выборам. Чем скорее будут проведены новые парламентские выборы, тем выше шанс скорейшего установления стабильности, легитимной атмосферы в правительстве и парламенте.

Каким Вы видите дальнейшее развитие грузино-российских отношений, ожидается ли их нормализация?

Мы считаем, отношения с Россией, в дальнейшем, станут приоритетом нового грузинского правительства и нового парламента. Об этом свидетельствует событие, произошедшее буквально накануне - обмен визитами. Грузинское общество приветствовало также министра иностранных дел РФ господина Иванова, когда он присутствовал в те бурные дни в Грузии и оставался здесь до последнего момента, когда ушел в отставку Шеварднадзе. Мы приветствуем любые попытки России, направленные на позитивное, мирное разрешение кризиса. С таким же успехом мы бы хотели видеть шаги наших российских коллег по урегулированию абхазской и осетинской проблем. К сожалению, за последние десять лет особых стараний с российской стороны и политических кругов этой страны в данном направлении мы не замечали. Были очень сложные моменты в наших отношениях, когда бомбили территории Грузии, наблюдались абсолютно необоснованные попытки установления различных паспортно-визовых режимов на нашей территории - различные в Абхазии и в Тбилиси. Вот был скандал по поводу смягчения визового режима с Аджарией. И так далее. Все это, конечно, не приводит к улучшению наших отношений, что абсолютно необходимо Грузии и очень важно для России. Но налицо и старания по нормализации отношений - визит Нино Бурджанадзе в Москву и встреча с Владимиром Путиным, очень положительное заявление президента России по поводу территориальной целостности Грузии и так далее... Сложно будет работать с Государственной Думой, потому что это новый орган. Однако мы надеемся, что и в "Единой России", занимающей доминантное положение, и в ЛДПР, и блоке "Родина", и среди коммунистов есть люди, которые считают важным улучшение, смягчение, сглаживание отношений между нашими странами, перенесение наших контактов в гораздо более конструктивное русло. Так что перспективы есть, считаю, их реализация во многом зависит от дальнейших импульсов, которые будут исходить из президентских кабинетов. Влияние господина Путина на российскую политику и деятельность Думы сейчас огромно, и его позиция во многом будет иметь решающее значение в отношениях между Москвой и Тбилиси. Я абсолютно уверен, что добрые традиции, которые сохранялись грузинской стороной, и старания находить конструктивные решения сложных вопросов - останутся. Но мы будем всегда действовать как страна независимая, как страна, которая имеет свои приоритеты. А приоритетом считаем добрососедские отношения с Россией, но, хочу подчеркнуть - как двух независимых государств. После выборов уже станет ясно, какие шаги будет предпринимать новый президент Грузии. Из заявлений господина Саакашвили явствует, что он сделает все возможное с целью улучшения отношений Россия-Грузия и урегулирования проблем, существующих в отношениях этих двух стран.

А вопрос военных баз?

Этот вопрос входит в перечень наиболее главных и нерешенных проблем. В соответствии со Стамбульским соглашением Россия должна вывести свои военные базы. Процесс начался, но потом застопорился. Мы бы обязательно хотели внесения в скором будущем ясности в плане сроков вывода, ответов на финансовые вопросы и т.д. Постоянное откладывание вопроса приведет к его неправильному решению. Во всяком случае, для Грузии вопрос определен, и международное сообщество всячески способствует тому, чтобы российская сторона ускорила выполнение обязательств, взятых на себя в Стамбуле.

Грузия ставит вопрос получения по льготным ценам российского газа и электроэнергии. Вместе с тем Тбилиси ставит вопрос вывода российских баз, ведет политику, ориентированную на Запад и ущемляющую региональные интересы России. Насколько совместимо ожидание льгот от России с, прямо скажем, антироссийской политикой?

Чтобы было ясно, я бы поставил вопрос иначе... Грузия не получает от России ни по каким льготным ценам ни газ, ни электричество, ничего абсолютно. Мы все это обсуждали вместе с госпожой Бурджанадзе и с господином Чубайсом во время встречи в Тбилиси. Мы прямо поставили вопрос - получает ли Грузия что-то по льготным тарифам? Нет, никаких льготных тарифов не существует. Может быть, это приемлемый тариф, но абсолютно не льготный для Грузии. Что будет в будущем - мы не знаем. А требовать исполнить соглашение и выполнять обязательства, которые кто-то на себя взял - это, по-моему, нормально. Мы хотим иметь с Россией очень близкие, соседские, партнерские отношения. Они могут быть экономическими, культурно-просветительскими и так далее. Однако военное присутствие в том же духе и том же объеме, как это было лет двадцать назад абсолютно неадекватно создавшейся сегодня в Грузии ситуации, не сопоставимо с приоритетами страны в международной и внутренней политике. Мы должны договориться о сроках - сесть за стол переговоров и выбрать оптимальный вариант. По-моему, никаких обострений после этого не будет. Вот и вся проблема. Это сложно решаемая проблема, но все-таки нас поддерживают международные институты, США и европейские страны. Все они изъявили готовность содействовать нам в финансовом плане. Сейчас нужна политическая воля, настраивающая на политическое решение данного вопроса. Базы, в основном, локализованные в Джавахети и в Батуми, к сожалению, превратились в рычаг политических манипуляций, а если еще не превратились, то могут превратиться. Таким образом, мы бы не хотели, чтобы здесь были дополнительные рычаги и еще раз хочу заявить, это решение России и решение Грузии - обязательство перед нашими государствами и перед мировым сообществом.

Возможно ли изменение статуса регионов, населенных нацменьшинствами - в частности, Джавахети?

В Грузии есть исторически сложившиеся десять регионов, и дискуссии по поводу административно-территориального деления нашей страны не утихают - районное будет деление или региональное. В принципе, регионы существуют, но как будет проводиться и осуществляться самоуправление в них - вопрос, остающийся открытым. По данному вопросу была создана комиссия по территориальной реформе. Это важный и сложный вопрос, касающийся будущей конфигурации парламента - будет ли это Сенат или двухпалатный парламент, или останется однопалатным. В решение этого вопроса должны быть подключены все слои общества, включая ученых и экспертов. Мы бы не хотели своими решениями усложнять проблемы, но то, что регионы существуют - это факт, и в тоже время у нас административное деление - районное. Так что в скором будущем Грузия должна решить вопрос - будет она региональной страной или на первых позициях опять таки будут районы. Этот вопрос пока еще не решен и по нему ожидается более активная дискуссия в ходе президентских и парламентских выборов.

www.regnum.ru/news/199023.html
26.12.2003

Док. 447686
Перв. публик.: 26.12.03
Последн. ред.: 27.05.08
Число обращений: 268

  • Церетели Зураб Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``