В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дом-крепость Назад
Дом-крепость
Текст: Фекла Толстая
Режиссер Александр Митта изучает строительную документацию, лазит по подвалам и чердакам и осматривает перекрытия Дома кино на Васильевской. Ученик архитектора Мельникова и его коллеги не хотят, чтобы председатель Союза кинематографистов Никита Михалков построил на месте старого дома новый.

- Что случилось, Александр Наумович?

- Руководители нашего союза считают, что Дом кино - развалина, которую нужно

уничтожать, а на месте его строить большой коммерческий дом. Я случайно, как инженер-строитель в прошлом, попал в комиссию и с удивлением обнаружил, что он совершенно не развалина. Мы с архитектором, который строил этот дом, обошли все - от подвала до чердака. Там нет ничего, буквально ни одного уголка, который бы указывал, что дом постарел. Подвал сухой, чердаки сухие. Этот дом в семидесятые годы был построен - тогда, когда строились Дворец съездов в Кремле, гостиница "Россия". Вы видели, как гостиницу "Москва" раздолбали в два счета, а "Россию" не могут снести! Там стоит металлический каркас, а это значит - вечный.Так же и Дом кино - разломать его будет непросто.

- А вам совсем не хочется более современного Дома кино? Там, например, нельзя смотреть фильмы с системой Dolby.

- Для того чтобы поставить Dolby, не надо разрушать здание.

- Но можно построить большое здание, где будет гораздо больше залов.

- Сносить дом, а на его месте строить другой - это называется "отдай жену дяде, а сам иди к б...ди". Отдашь свой, а что там получишь - непонятно.

- Скажите, а зачем союз сейчас?

- Вот кончает режиссер работу над фильмом. Где он? В чистом поле. А в союзе у тебя есть друзья, коллеги. Показать свою картину - не за деньги, недоделанную, обсудить ее. Где можно? В союзе. Или молодые ребята - у них какое-то поверхностное обучение и продюсер, который из них веревки вьет. Надо же людей учить. Да и просто союз как клуб, нам нужен клуб. А мне один из руководителей союза говорит: "А, сюда никто не ходит, все, кто имеет отношение к кино, собираются в ресторане "Ваниль". Но "Ваниль" - ужасно дорогой ресторан.

- В "Кексе" еще много киношников.

- Но есть те, у кого и на кекс денег не наберется. А в фойе Дома кино собираются все время, сидят люди, обсуждают. Белый зал - он небольшой, всего шестьсот мест, но в Американской гильдии немногим больше зал, в Английской гильдии такой же. То, что у нас есть в союзе, - это не убожество, это международный стандарт.А сейчас единственная форма социальной оценки - фестивали, где кто-то кому-то раздает никому не нужные награды. И больше ничего.

- Ладно уж вам, люди встречаются, обсуждают...

- Нет там общения, есть шоу и премии, которые ничего не значат.

- А если получаешь приз "Кинотавра", разве это ничего не значит?

- "Кинотавр" - да. Но это очень маленькая часть. А о главном мы не говорим. Мы бесправны. Нам нужна юридическая защита.

- Почему же столько лет все одно и то же? Что же члены союза сами не сделают так, как надо? И какую роль играют молодые? Работает ли там Бондарчук? А Тимур Бекмамбетов? Те, кто сидит в "Ванили"?

- Это и есть главный вопрос. Нужно, чтобы они работали.

- Может, им не нужно.

- Нужна связь поколений. И нужно какое-то мероприятие, чтобы их привлечь, акция.

- Так они не члены союза?

- Может, и члены. Ну вот и я член союза. Зачем мне? Пока меня не позвали в эту комиссию, я годами туда не ходил. Союз должен быть естественной формой. Если Бондарчуку не надо, значит, он и не тратит на это времени. Но Бондарчук - это лучший продюсер, а далеко не все такие.

- А вы хотите плохих?

- Любой союз - это защита слабых. Не все имеют предка Бондарчука, талант Бондарчука и харизму Бондарчука. А в кино тем не менее работают. На одного Бондарчука есть тысячи других людей. Им нужно общение. Зайдите рядом - в Союз архитекторов. Вот вам модель. Там непрерывным потоком идут выставки, конкурсы...

- А если вас, например, изберут председателем союза, пойдете?

- Никогда в жизни. Это должен быть молодой парень.

- Режиссер?

- Не обязательно. Может, и продюсер, они хваткие ребята и ориентируются в мире денег. Режиссер видит мир всегда деформированно. Вот если у него есть идея снести Дом кино, то он только это и видит. Он так фильмы строит все. Как мы делаем фильм? Приходим на пустое место и создаем реальность, которая соответствует нашим фантазиям. Если фантазия убедительная - фильм хороший. Режиссер живет в мире фантазии, и я никакого режиссера не могу упрекнуть, что он неправильно смотрит на жизнь. Но рядом-то с ним, с режиссером, есть реальные люди, которые каждый день ходят на работу в союз и которые могли бы ему сказать: Никита Сергеевич, это хороший дом. Они знают, как на самом деле, но они смотрят на мир, открыв рот, глазами режиссера. Как и должны смотреть в команде режиссера.

- Разные у нас есть творческие союзы, но почему у кинематографистов все время скандалы?

- Это совершенно неправильное представление о союзе - как о месте, где скандалят. Чего это у соседей тихо, а вы орете? Когда отбирают дом родной, конечно, будешь возражать.

http://www.bg.ru/article/6236/

Док. 448123
Перв. публик.: 20.11.06
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 312

  • Митта Александр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``