|
Звонят, откройте дверь Митте
Назад
Звонят, откройте дверь Митте
|
Ему не раз предлагали снимать фильмы на Западе, но он всегда отказывался, потому что считает, что режиссер должен знать про своих персонажей все, а его опыт жизни на Западе невелик. Сегодня Александр Митта отмечает свой день рождения.
28 марта 1933 года в Москве родился известный российский кинорежиссёр и киносценарист Александр Митта (настоящая фамилия Рабинович). Вначале Саша хотел стать художником, но был отчислен из художественной школы за активное нежелание работать в стиле соцреализма. Ему хотелось реализовать себя в кино. Как многие творческие личности 50-60-х годов в СССР, он перед приходом в кинематограф приобрёл инженерную специальность: окончил в 1954 году инженерно-строительный факультет МИСИ им. Куйбышева, после чего... работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах. В 1960 году Митта окончил второй институт - режиссерский факультет ВГИКа, где его учителем был Михаил Ромм. Александр Митта принадлежит к кинорежиссёрам-шестидесятникам, заявившим о себе в пору хрущевской "оттепели". Это Тарковский, Шукшин, Кончаловский, Калик, Хуциев, Климов, Шепитько.
В кино он дебютировал в 1961 году, поставив на "Мосфильме" в соавторстве с Алексеем Салтыковым полнометражную ленту "Друг мой, Колька!". Затем, в 1963 году, снял ленту "Без страха и упрека".
Но мировую известность Александру Наумовичу принес фильм "Звонят, откройте дверь" (1966), где впервые снялась Елена Проклова. Фильм был удостоен Большого приза "Золотой лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. В 1970 году вышла его революционно-романтическая драма "Гори, гори, моя звезда", в которой Митта участвовал и как сценарист. Удачным был и музыкально-драматический фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976), в котором главные роли сыграли Владимир Высоцкий, Алексей Петренко и Ирина Мазуркевич. Потом Митта снял культовую картину "Экипаж" (1980), названную первым советским "фильмом катастроф". В числе актеров в этом блокбастере были Георгий Жженов и Леонид Филатов. Фильм имел бешеный успех, его смотрела вся страна. В одном из интервью режиссер рассказал, что с этой лентой не всё было так просто: "Название фильма очень трудно придумать и оно почти всегда приходит в процессе создания картины, первоначальный вариант чаще всего меняем. У фильма "Экипаж" три или четыре раза переделывали название, последнее, с которым запускались в производство, было - "Запас прочности". Мне совсем это не нравилось, но когда я предложил - "Экипаж", то даже сценаристы были против, дескать, непонятно - что за "экипаж", лошади запряженные, что ли? А вот прижилось - "Экипаж". Одна из картин называлась "Комедия об Искремасе", название казалось мне очень удачным. Но начальство раскритиковало: непонятно, кто это - "Искремас"? И я тогда предложил другое - "Гори, гори, моя звезда". И вот этот вариант одобрили, у них это название ассоциировалось с чем-то красноармейским. Но "начальники" либо забыли, либо не знали, что это слова романса, который пел Колчак, когда его вели на расстрел. Название - это весьма существенная вещь. Довженко говорил: "Когда я придумал название и написал первую строчку, я сделал половину работы".
Кстати, вспоминая о "проходимости" этой ленты, Александр Наумович рассказал о неожиданном вмешательстве Леонида Ильича Брежнева в кинопроцесс: "Там было пять классных эпизодов. Один из них - смерть Тищенко, которого играл Жженов. Его отстранили от полетов, он лежит в больнице после сердечного приступа. И вдруг ему звонят, говорят, не перегонишь ли маленький самолетик на север? Он, конечно, соглашается, сбегает из больницы ночью в валенках и больничном халате, прибегает на аэродром, там команда. Он им: "Ребята, мы же с вами с войны не виделись, а что ж вы молодые?" И он боится потерять этот сон, садится за штурвал, они кладут ему руки на плечи, как крылья, и он взлетает в небо и растворяется. Был хороший серьезный финал.
Но перед этим Андрей Смирнов снял картину "Градостроители", где умирает старый архитектор-академик, и Брежнев сказал: "Что вы мне постоянно показываете картины, где умирают старики?!" Тут же приказ по Госкино: чтобы смертей стариков не было нигде! Я упрямился, пытался переубедить, дескать, это преемственность поколений, это нормально. Злая директор студии пригрозила, что из-за моего упрямства студия лишится премии, а картина ляжет на полку. И я сглупил, выбросив из картины кусок, который повысил бы ее уровень. Потом узнал, что можно было этого избежать... Некоторые, Аскольдов, например, сломал себе всю жизнь, но остался с бескомпромиссной картиной "Комиссар". Климов по три-четыре года сидел без работы, Тарковский, Герман. Это люди, которые не шли на компромисс. Но платить надо было жестоко. Я считал, что лучше работать..."
В 1991 году Александр Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму "Затерянный в Сибири", которая выдвигалась на "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм". Тема картины - послевоенные сталинские лагеря. Сам Александр Наумович как актёр снялся в двух фильмах Марлена Хуциева - "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") и "Июльский дождь".
Все снятые Миттой фильмы зрители помнят и любят. Доказательство тому - высокий рейтинг его фильмов при показе на телевидении. Его фильмы - долгожители экрана, они музыкальны, в них впервые прозвучали песни Булата Окуджавы. После нескольких лет "простоя", когда кинорежиссер занимался исключительно педагогической работой, его имя появилось на экране в связи с телесериалом "Граница. Таёжный роман". Этот фильм собирал миллионы зрителей у экрана, как когда-то собирали их в кинозалах на фильмах "Арап Петра Великого", "Гори, гори моя звезда", "Экипаж"... Этот сериал получил премию ТЭФИ в трёх номинациях.
А еще он написал книгу "Кино между раем и адом", работал для продюсеров пяти стран, в том числе Англии, Германии, Японии, в общей сложности 12 лет вел курс кинорежиссуры в американских университетах и преподавал в киношколе Гамбургского университета (Германия), где вел разработанный им "Курс креативного развития творческого замысла для режиссеров и сценаристов". И в настоящее время регулярно проводит занятия в международных киношколах - Литве, Чехии, Германии. Эта как бы "побочная" работа создала ему авторитет и репутацию и, в конечном счете, стала стабильным источником существования. Сам режиссёр говорит о грустном парадоксе, состоящем в том, что когда он стал по-настоящему профессиональным режиссером, он стал меньше снимать кино.
А на вопрос уральской журналистки Юлии Гольденберг: "Какое место Россия занимает на кинематографической карте мира?" Александр Митта ответил (интервью было записано в прошлом году): "Это очень печальный вопрос. На самом деле, мы там не занимаем вообще никакого места. И всё, что мы себе придумываем, это неправда. Ни один фестиваль нас всерьез не воспринимает. У нас нет школы. Эта ситуация, правда, начала меняться. В этом году на американском фестивале - три наших картины, хотя - ничего свежего. Австралийское кино выдало целый ряд классных режиссеров, английское кино себя сохраняет, французское кино полностью адаптировалось под американцев, не представляя интереса. А московский фестиваль международным авторитетом не обладает, и, в общем, уровень наш очень низок".
Но, несмотря на столь пессимистический ответ, Митта не теряет оптимизма. Ему не раз предлагали снимать фильмы на Западе, но он всегда отказывался, потому что всегда считал и считает, что режиссер должен знать про своих персонажей всё, а его опыт жизни на Западе невелик. И Александр Митта - без звонка в дверь, без уговоров и без гордыни - вернулся к своей главной работе в своей стране, потому что ему есть, что сказать ее сегодняшнему зрителю.
Леонид Школьник, "Еврейский журнал"
Док. 448297 Перв. публик.: 28.03.07 Последн. ред.: 28.05.08 Число обращений: 354
Митта Александр Наумович
|
|
|
|
|