В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Звонят, откройте дверь Митте Назад
Звонят, откройте дверь Митте
Ему не раз предлагали снимать фильмы на Западе, но он всегда отказывался, потому что считает, что режиссер должен знать про своих персонажей все, а его опыт жизни на Западе невелик. Сегодня Александр Митта отмечает свой день рождения.




28 марта 1933 года в Москве родился известный российский кинорежиссёр и киносценарист Александр Митта (настоящая фамилия Рабинович). Вначале Саша хотел стать художником, но был отчислен из художественной школы за активное нежелание работать в стиле соцреализма. Ему хотелось реализовать себя в кино. Как многие творческие личности 50-60-х годов в СССР, он перед приходом в кинематограф приобрёл инженерную специальность: окончил в 1954 году инженерно-строительный факультет МИСИ им. Куйбышева, после чего... работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах. В 1960 году Митта окончил второй институт - режиссерский факультет ВГИКа, где его учителем был Михаил Ромм. Александр Митта принадлежит к кинорежиссёрам-шестидесятникам, заявившим о себе в пору хрущевской "оттепели". Это Тарковский, Шукшин, Кончаловский, Калик, Хуциев, Климов, Шепитько.

В кино он дебютировал в 1961 году, поставив на "Мосфильме" в соавторстве с Алексеем Салтыковым полнометражную ленту "Друг мой, Колька!". Затем, в 1963 году, снял ленту "Без страха и упрека".

Но мировую известность Александру Наумовичу принес фильм "Звонят, откройте дверь" (1966), где впервые снялась Елена Проклова. Фильм был удостоен Большого приза "Золотой лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. В 1970 году вышла его революционно-романтическая драма "Гори, гори, моя звезда", в которой Митта участвовал и как сценарист. Удачным был и музыкально-драматический фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976), в котором главные роли сыграли Владимир Высоцкий, Алексей Петренко и Ирина Мазуркевич. Потом Митта снял культовую картину "Экипаж" (1980), названную первым советским "фильмом катастроф". В числе актеров в этом блокбастере были Георгий Жженов и Леонид Филатов. Фильм имел бешеный успех, его смотрела вся страна. В одном из интервью режиссер рассказал, что с этой лентой не всё было так просто: "Название фильма очень трудно придумать и оно почти всегда приходит в процессе создания картины, первоначальный вариант чаще всего меняем. У фильма "Экипаж" три или четыре раза переделывали название, последнее, с которым запускались в производство, было - "Запас прочности". Мне совсем это не нравилось, но когда я предложил - "Экипаж", то даже сценаристы были против, дескать, непонятно - что за "экипаж", лошади запряженные, что ли? А вот прижилось - "Экипаж". Одна из картин называлась "Комедия об Искремасе", название казалось мне очень удачным. Но начальство раскритиковало: непонятно, кто это - "Искремас"? И я тогда предложил другое - "Гори, гори, моя звезда". И вот этот вариант одобрили, у них это название ассоциировалось с чем-то красноармейским. Но "начальники" либо забыли, либо не знали, что это слова романса, который пел Колчак, когда его вели на расстрел. Название - это весьма существенная вещь. Довженко говорил: "Когда я придумал название и написал первую строчку, я сделал половину работы".

Кстати, вспоминая о "проходимости" этой ленты, Александр Наумович рассказал о неожиданном вмешательстве Леонида Ильича Брежнева в кинопроцесс: "Там было пять классных эпизодов. Один из них - смерть Тищенко, которого играл Жженов. Его отстранили от полетов, он лежит в больнице после сердечного приступа. И вдруг ему звонят, говорят, не перегонишь ли маленький самолетик на север? Он, конечно, соглашается, сбегает из больницы ночью в валенках и больничном халате, прибегает на аэродром, там команда. Он им: "Ребята, мы же с вами с войны не виделись, а что ж вы молодые?" И он боится потерять этот сон, садится за штурвал, они кладут ему руки на плечи, как крылья, и он взлетает в небо и растворяется. Был хороший серьезный финал.

Но перед этим Андрей Смирнов снял картину "Градостроители", где умирает старый архитектор-академик, и Брежнев сказал: "Что вы мне постоянно показываете картины, где умирают старики?!" Тут же приказ по Госкино: чтобы смертей стариков не было нигде! Я упрямился, пытался переубедить, дескать, это преемственность поколений, это нормально. Злая директор студии пригрозила, что из-за моего упрямства студия лишится премии, а картина ляжет на полку. И я сглупил, выбросив из картины кусок, который повысил бы ее уровень. Потом узнал, что можно было этого избежать... Некоторые, Аскольдов, например, сломал себе всю жизнь, но остался с бескомпромиссной картиной "Комиссар". Климов по три-четыре года сидел без работы, Тарковский, Герман. Это люди, которые не шли на компромисс. Но платить надо было жестоко. Я считал, что лучше работать..."

В 1991 году Александр Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму "Затерянный в Сибири", которая выдвигалась на "Оскара" в номинации "Лучший иностранный фильм". Тема картины - послевоенные сталинские лагеря. Сам Александр Наумович как актёр снялся в двух фильмах Марлена Хуциева - "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") и "Июльский дождь".

Все снятые Миттой фильмы зрители помнят и любят. Доказательство тому - высокий рейтинг его фильмов при показе на телевидении. Его фильмы - долгожители экрана, они музыкальны, в них впервые прозвучали песни Булата Окуджавы. После нескольких лет "простоя", когда кинорежиссер занимался исключительно педагогической работой, его имя появилось на экране в связи с телесериалом "Граница. Таёжный роман". Этот фильм собирал миллионы зрителей у экрана, как когда-то собирали их в кинозалах на фильмах "Арап Петра Великого", "Гори, гори моя звезда", "Экипаж"... Этот сериал получил премию ТЭФИ в трёх номинациях.

А еще он написал книгу "Кино между раем и адом", работал для продюсеров пяти стран, в том числе Англии, Германии, Японии, в общей сложности 12 лет вел курс кинорежиссуры в американских университетах и преподавал в киношколе Гамбургского университета (Германия), где вел разработанный им "Курс креативного развития творческого замысла для режиссеров и сценаристов". И в настоящее время регулярно проводит занятия в международных киношколах - Литве, Чехии, Германии. Эта как бы "побочная" работа создала ему авторитет и репутацию и, в конечном счете, стала стабильным источником существования. Сам режиссёр говорит о грустном парадоксе, состоящем в том, что когда он стал по-настоящему профессиональным режиссером, он стал меньше снимать кино.

А на вопрос уральской журналистки Юлии Гольденберг: "Какое место Россия занимает на кинематографической карте мира?" Александр Митта ответил (интервью было записано в прошлом году): "Это очень печальный вопрос. На самом деле, мы там не занимаем вообще никакого места. И всё, что мы себе придумываем, это неправда. Ни один фестиваль нас всерьез не воспринимает. У нас нет школы. Эта ситуация, правда, начала меняться. В этом году на американском фестивале - три наших картины, хотя - ничего свежего. Австралийское кино выдало целый ряд классных режиссеров, английское кино себя сохраняет, французское кино полностью адаптировалось под американцев, не представляя интереса. А московский фестиваль международным авторитетом не обладает, и, в общем, уровень наш очень низок".

Но, несмотря на столь пессимистический ответ, Митта не теряет оптимизма. Ему не раз предлагали снимать фильмы на Западе, но он всегда отказывался, потому что всегда считал и считает, что режиссер должен знать про своих персонажей всё, а его опыт жизни на Западе невелик. И Александр Митта - без звонка в дверь, без уговоров и без гордыни - вернулся к своей главной работе в своей стране, потому что ему есть, что сказать ее сегодняшнему зрителю.



Леонид Школьник, "Еврейский журнал"


Док. 448297
Перв. публик.: 28.03.07
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 354

  • Митта Александр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``