В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АЛЕКСАНДР МИТТА: НЕ ХОЧУ СНИМАТЬ ПО СТАРИНКЕ Назад
АЛЕКСАНДР МИТТА: НЕ ХОЧУ СНИМАТЬ ПО СТАРИНКЕ


Александр Митта - патриарх отечественного кино. В этом году он отметил 40 лет своей режиссерской деятельности. "Звонят, откройте дверь", "Гори, гори, моя звезда", "Экипаж", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"... Мы выросли на его фильмах и смотрим их до сих пор. Он не снимал восемь лет. А совсем недавно закончил работу над восьмисерийным фильмом "Граница. Таежный роман".

- Александр Наумович, как же так получилось, что вы так долго не снимали?

- Я когда-то дал себе слово: не начну снимать, пока не буду полностью готов к тому, чтобы работать для новой аудитории так же качественно, как для прежней. Ведь изменились все параметры взаимоотношений художника и зрителя. На всех нас обрушилось огромное количество мировой кинопродукции. Причем не самого худшего качества. И когда перед нами открылся мир, обнаружилось, что мы провинциальные недоучки. Правда, не все так считают. Многие хотят продолжать работать по старинке. А для меня это совершенно невозможно. Я получил предложение работать в Америке. И использовал его для того, чтобы поучиться тому, как делают кино во всем мире. И пришел в отчаяние, поскольку увидел, что мы неконкурентоспособны. Наши фильмы имеют мало шансов выйти на международный уровень. Не потому, что мы не талантливы, а потому, что мы технологически старомодны. Я изучал индустрию кино. Написал по этому поводу книжку ("Кино между адом и раем". - Н.М.) и стал очень популярен как педагог. Меня пригласили преподавать в Гамбургский университет. Работа пошла успешно. У меня не было потребности зарабатывать на хлеб режиссурой.

- А остаться там не хотели?

- Нет, я получал там даже предложения снимать, но отказывался.

- ?!

- Я могу снимать только в России. Режиссер должен знать все про своих героев: где родились, как дышат, о чем думают. Но самое главное, я понял, что не хочу возвращаться в кино. Я хочу работать на телевизионном экране, снимать кинороманы. Мне всегда было тесно в рамках фильма. Приходилось выбрасывать в корзину половину картины. "Экипаж" сокращал, "Затерянный в Сибири" сократил почти наполовину...

- У нас к сериалам по-прежнему относятся как к чему-то постыдному. Недавно была свидетелем разговора двух известных актеров, и они с большим смущением говорили о том, что играют в сериале.

- Внутренний пафос моей работы в том, чтобы превратить то, чего так стыдятся, в предмет гордости. Я давно мечтал сделать фильм такой же просторный, как роман. И это удалось благодаря телевидению. У восьми серий - единая форма. Одна кульминация, сквозной сюжет, вышли полноценные характеры, понятная история. Действие происходит в пограничном городке на окраине России. Это фильм о любви, верности, дружбе, предательстве. В фильме шесть главных героев: три женщины и три мужчины.

- Одну из ролей играет легенда нашего кино Татьяна Окуневская...

- Она прекрасно работала! Практически все сцены с ее участием были сняты с одного дубля. У Татьяны Кирилловны жесткий характер, если ей что-то в тексте не нравится, она никогда этих слов в кадре произносить не будет. Мне было интересно с ней работать. Окуневская - красива, благородна и, несмотря на свой возраст, выглядит фантастически и играет первоклассно. И еще маленькая деталь: я был дружен с ее семьей с детских лет. Американский режиссер Вудди Ален как-то сказал: "Я работаю только с теми людьми, с которыми ходил в детский сад". Это важно, когда ты хорошо знаешь свою команду.

- Однако у вас играют в основном модные исполнители...

- У меня снялись замечательные молодые актеры: Ольга Будина, Лена Панова, Рената Литвинова, Марат Башаров, Миша Ефремов, Андрей Панин. Главную роль играет Леша Гуськов. Я его знаю уже лет семь. Однажды хотел снять его в своем фильме, но тогда проект не получился. Поэтому, когда мы с Зоей Кудря сели за сценарий, то сразу решили, что эту роль пишем специально для Гуськова. А Панову я увидел в крошечной роли в фильме Дениса Евстигнеева "Мама", она играла героиню Мордюковой в молодости. Меня так поразило ее лицо, что я сразу решил: вот претендентка на главную роль. В результате она сыграла вторую по значению роль, но для меня самую любимую. Лена играет жену героя Миши Ефремова. По сценарию они давно живут вместе. Любят, не изменяют, не предают. Мне всегда хотелось снять фильм про людей, которые живут вместе много лет.

Съемки проходили в маленьком военном городке, в 350 км от Москвы. Когда-то этот город был суперзасекреченным, там стоял аэродром стратегических бомбардировщиков. Теперь аэродром рассекретили, а хорошо оборудованный город остался. Там живут летчики. Первоклассные люди, у меня с ними еще со времен "Экипажа" хорошие отношения.

"Границу" покажут в декабре по первому каналу. Конечно, я не стану надеяться, что сериальный фильм станет большим событием в культурной жизни страны. Для этого нужно иметь очень много амбиций. У меня их нет. Но надеюсь, что те, кто будет смотреть, полюбят наших героев.

- А почему вы не пригласили актеров, с которыми работали раньше: Проклову, Яковлеву, Табакова?..

- Я решил: новая жизнь - новые артисты. Вообще по японским правилам мне и фамилию надо было сменить. В Японии существует традиция: художник должен каждые 20 лет менять фамилию, начинать все заново.

- Ваши фильмы часто попадали под идеологический пресс. В "Экипаже", например, чиновники Госкино заставили поменять финал...

- У нас был совсем другой финал, там герой Жженова умирал. Но тогда в тяжелом состоянии был Брежнев. И когда в фильмах умирал какой-нибудь пожилой герой, то все воспринимали это как намек на генсека. Начальство злилось: "Не показывайте нам умирающих стариков!" Замминистра кинематографии стучал кулаком и орал: "Никаких намеков мы не допустим!" Это был канун Нового года, меня пугали, что группа не получит премии, а мне больше не дадут работы на "Мосфильме". Скорее всего, меня просто брали на пушку. Полежала бы картина полгода и вышла. Но тогда все выглядело драматично. Кроме того, у меня в голове уже была следующая картина - "Сказка странствий". И я понимал, что смогу ее снять, если без сучка и задоринки пройдет "Экипаж". Короче говоря, изменил я финал, хотя было очень жалко.

Еще пришлось выбросить ту часть съемок, которые проходили за границей. Тогда наши власти поддерживали кровавого диктатора Амина. Мы снимали в его резиденции - скромном таком домике с бассейном. Я там искупался, а потом мне сказали, что в этом бассейне Амин скармливал крокодилам своих политических противников... Потом Амина свергли, обнаружилась вся его кровавая сущность. Добрососедские отношения с такой подозрительной страной мы афишировать не хотели. В результате все эпизоды, снятые там, выбросили.

- В фильме "Гори, гори моя звезда" главную роль должен был играть Ролан Быков, а сыграл Олег Табаков...

- Фильм вообще сначала закрыли. Советские танки вошли в Чехословакию, в связи с этим прошла ревизия всех картин. В моей усмотрели некий дух свободомыслия. А так как сценарий был принят, им нужно было выкручиваться, и мне сказали, что неправильно выбран актер. И тем самым я исказил идею фильма. Пришлось "продать" Быкова. Пригласил Табакова. У него была репутация любимца всех властей. Когда в Госкино узнали, что главную роль будет играть Олег Павлович, то решили, что я исправился, и разрешили снимать. А на самом деле мы делали то, что хотели. Но я рад, что сыграл Табаков. Он, как сильная личность, привнес в картину свое дыхание.

- Еще с этим фильмом связана какая-то история с украинским партийным начальником по фамилии Шелест...

- Это мелкая история. Он посмотрел картину, ему не понравилось, и он сказал: "Ну вот, как бандит - так украинец. Денег бы не платить этим режиссерам, сразу бы поумнели". И его пожелание приняли как рекомендацию к действию. Мне не заплатили за картину. Я делал пересъемки по указанию чиновников, на фильм, естественно, ушло больше кинопленки, чем предполагалось. И по "Мосфильму" вышел такой смешной приказ: "У режиссера А. Н. Митты за перерасход пленки вычесть весь гонорар и доплатить в кассу 144 рубля". Так что за свой фильм я еще и доплачивал. Правда, через несколько недель мне заплатили деньги, но по самой низшей ставке.

- А на картине "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", говорят, вы поругались с начальством, так как оно не хотело, чтобы играл Высоцкий...

- Со стороны Госкино против Высоцкого в роли "арапа" не было возражений. Он не мог играть маршалов, народных героев и людей позитивной идеологии. Но к проекту захотели подключиться французы. Они прочитали сценарий, им понравилось. Я не возражал, совместные постановки тогда в диковинку были. Но они настаивали, чтобы главную роль играл Гарри Беллафонте, настоящая звезда. Я отказался. Они потом говорили: "Вот пример русского идиотизма. Если бы Митта взял Беллафонте, у него бы вся жизнь изменилась". Я предпочел снимать друга. Для него картина и задумывалась. Вообще эта лента более всего пострадала от цензуры. Мне выделили редактора, который вырезал очень важные сцены. Фильм из трагикомедии о том, как власть и интеллигенция, царь и поэт по-своему любят родину, превратился в незамысловатую комедию.

- Я читала, что в основе фильма "Затерянный в Сибири" лежит история вашей семьи...

- Да, это память детства. У меня почти вся семья постреляна. Точнее, мужчины постреляны, а женщины сидели. Мать - десять лет. Когда ее посадили, мне было всего четыре года. А когда выпустили, то предписали жить за 101-м километром. Вскоре она умерла... В этом фильме две истории: моя и моей жены. С одиннадцати лет она должна была кормить семью. Мать и отец лежали больные, а она зарабатывала на жизнь. Покупала чулки в похоронной конторе, красила их луком и на рынке продавала. Еще пирожками торговала, нужно было как-то прокормиться...

- Вы с женой прожили вместе...

- ...Сорок лет. Познакомились благодаря творчеству. Я учился во ВГИКе и подрабатывал тем, что писал детские стишки. А Лиля - художник, работала в издательстве. Нас свели, чтобы мы вместе сделали книжку. Книжку мы не сделали, но поженились. Лиля - довольно известный детский художник. Она практически основала жанр книг-"раскладушек" с объемными картинками. Помните такие? Это была ее придумка. Почти 30 лет она этим занималась. Сейчас, к сожалению, производство этих книг прекращено. Поскольку стоит дорого, ручная работа.

- Сын, по-моему, тоже художник. Даже работал у вас на "Сказке странствий"?

- Да, несколько декораций было сделано по его эскизам. Жене тогда было 13 лет. У него проходили выставки по разным городам мира - от Токио до Лос-Анджелеса. Сейчас Женя работает как театральный художник. А также делает дизайн модных кафе, ресторанов.

- Так вы сами стали рисовать под влиянием семьи?

- Я все время рисовал как маньяк. Я же по первой профессии - архитектор. Помню, в журнале "Крокодил" подрабатывал, рисовал карикатуры.

- Алкоголиков с красным носом?

- Нет, я специализировался на любовной тематике... Вообще на съемках мне легче объясняться с группой не словами, а рисунками. К каждому фильму у меня был ворох рисунков. Все выбросил, а сейчас жалко.

- Александр Наумович, а как же вас в архитектурный институт занесло?

- Мы же были семьей врага народа. И мне мои близкие говорили: "Тебя тоже посадят. Ты слишком много суетишься. Выбери профессию, которая неприменима в лагерях на общих работах, тогда выживешь". Я поступил в архитектурный, а как только Сталин помер, я понял, что уже не посадят. И пошел поступать во ВГИК. Так и засосало меня кино...

Москальонова Наталия
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200012012250603

Док. 448301
Перв. публик.: 01.12.00
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 300

  • Митта Александр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``