В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вместо Высоцкого арапом Петра мог стать американец Назад
Вместо Высоцкого арапом Петра мог стать американец
Высоцкий брал на съемки Влади
У фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" могла быть совсем другая судьба.

- Фильм задумывался специально для Высоцкого, с которым я тогда дружил, - вспоминает режиссер Александр Митта. И вдруг один известный французский продюсер, узнав о проекте, послал Митте телеграмму: "У тебя на картине будут американцы".

Для 1976 года это было вещью совершенно диковинной. Француз, приехав в Москву, тут же радостно сообщил: главную роль хочет играть САМ Гарри Белафонте!!!

В те времена этот темнокожий антирасист был широко известен по лентам "Остров под солнцем", "Ставки против завтрашнего дня".

Митта ответил, не раздумывая:

- Главную роль будет играть Высоцкий.

- Ты с ума сошел, кто такой Высоцкий? Может быть, ты чего-то не понял? - француз был в шоке.

- Конечно, для француза Высоцкий был никто, - усмехается Александр Наумович. - Но я-то знал, что его слава на родине ни с чем не сравнима.

Но главная угроза Высоцкому пришла от советских чиновников. Режиссеру советовали попробовать на роль другого актера и даже предлагали съездить в Париж, поискать исполнителя в работавшем там Эфиопском национальном театре.

Митта от поездки отказался, а чтобы от него отстали, позвал на пробу никому не известного студента-эфиопа из литинститута.

Парнишка-эфиоп с восторгом прибежал на пробу:

- Мне очень нужна эта роль!

- Почему? - удивился Митта.

- Если я сыграю роль НАШЕГО национального поэта, я стану богатым человеком.

- Вашего?

- Конечно! У нас в Аддис-Абебе каждый второй с виду вылитый Пушкин!

Словом, паренька так и не утвердили.

- Владимир Высоцкий к тому времени уже стал настоящим европейцем, - вспоминает Михаил Кокшенов. - Похудел, постройнел, обрел несоветский лоск. На съемки он приезжал вместе с Мариной Влади, всегда одетый с иголочки. Но его доброжелательность осталась прежней. Мы в Москве были соседями, и он подвозил меня на шикарном "Мерседесе". "Как едем? Летим!" - не скрывал он восторга перед машиной.

Ирина Мазуркевич, не знала, с кем играет
Не подозревала о всенародной любви к исполнителю лишь одна актриса - Ирина Мазуркевич, по сюжету - возлюбленная арапа. Шестнадцатилетняя девочка только год как приехала из небольшого белорусского городка Мозыря. Там магнитофоны были редкостью. Поэтому, когда кандидатке на роль сказали, что ее партнером будет Высоцкий, она только кивнула: Высоцкий, так Высоцкий.

Режиссер выбрал Ирину по фото из картотеки. Сейчас Ирина вспоминает:

- Я была маленькая, с огромными глазищами и - полным незнанием жизни. Но когда режиссер спросил у Высоцкого, с кем он хотел бы работать, тот указал на меня.

К своей молоденькой партнерше Высоцкий относился покровительственно. Сам большой модник, одевавшийся в Париже, он дарил ей то французскую парфюмерию, то кофточку, то бархатные штанишки, которые изначально вез для сына. Однако романа между ними, несмотря на слухи, не было.

Сегодня "чудо с косичками" превратилось в стильную даму. После той роли Ирина Мазуркевич снималась во многих картинах: "Трое в лодке, не считая собаки", "О бедном гусаре замолвите слово", "Тайна "Черных дроздов", "Ты у меня одна", "Все будет хорошо".

Вот уже более двадцати лет она живет в счастливом браке с Анатолием Равиковичем, незабвенным Хоботовым из "Покровских ворот". Когда впервые будущий муж увидел Ирину на репетиции спектакля "Малыш и Карлсон" в питерском Театре Ленсовета, на ней была модная кофточка, подаренная Владимиром Высоцким...

Высоцкий ревновал режиссера к Петренко
Актера на роль Петра Великого искали очень долго. Первоначально Петру отводилась роль эпизодическая. Но, столкнувшись с бешеной энергетикой Алексея Петренко, режиссер дописал новые сцены.

- Высоцкий, увидев, как из незначительной фигуры Петр превращается в одну из ключевых, даже стал ревновать меня к актеру, - говорит Александр Митта.- Но я считаю, что Петренко - уникальный артист. Это тип актера, с которых Станиславский писал свою систему. Если он не понимает внутренней логики своего героя, он просто не может играть.

Администраторы фильма "пропили" Ледяной дворец
Фильм должны были снимать в Питере, в исторических местах. Но камера постоянно натыкалась на современные застройки. Поэтому было решено построить Петербург заново.

Новый город появился под Ригой, на песчаном берегу. Его строительство повторило сюжет фильма: дирекция воровала по-страшному. По сценарию часть съемок должна была происходить в императорском Ледяном дворце. Но съемки закончились до зимы, и решили обойтись без дворца.

Каково же было удивление Митты, когда из разговоров прибывших ревизоров он понял, что по смете шутовской дворец Петра был снят! Чтобы не продавать своих, Митта в ответ на расспросы, снимали ли дворец, твердо ответил:

- Снимал.

- И где же он?

- Растаял!

Цензура вырезала карликов
- Это был, наверное, лучший мой фильм, - говорит Александр Митта. - Но, на мое несчастье, перед сдачей этой картины запретили уже принятый на худсовете исторический фильм Элема Климова "Агония". Чтобы подстраховаться, мой фильм было решено сокращать.

Сначала из картины вырезали кульминацию, после чего трагикомедия превратилась в незатейливую комедию.

Но самое бредовое было впереди. Митта отобразил исторический факт - у Петра Великого было 86 карликов, изображавших сенат. Чтобы получить допуск к Петру, надо было сначала согнуться в три погибели, наговорить карлику кучу любезностей и, взяв его на руки, как ключ к государевму сердцу, нести перед собой.

- У меня в фильме карликов было всего восемь, - вспоминает Александр Митта. - Но они постоянно присутствовали в кадре у ног персонажей. Начальству изображение того, как самые маленькие становятся самыми важными, показалось поклепом на современность. И всех карликов велели вырезать! Из готовой картины убирали все кадры, в которых были замечены карлики. Сидел редактор и следил: "Вот карлик пробежал, вот еще один". После такого монтажа исчезали необходимые эпизоды...

И, наконец, цензура решила изменить даже само название. Мол, для легкомысленной комедии, каковой и стала картина, пушкинское "Арап Петра Великого" - слишком много чести. Сами же цензоры и придумали название, длинное, как забор, - "Сказ про то, как царь Петр арапа женил".

Американцы испугались возмущения чернокожих
Фильм понравился зарубежным прокатчикам. И картину даже хотели закупить американцы, пока до них не дошло, что арапа Ибрагима играет белый. Возмущению их не было предела, все разговоры о прокате в США были прекращены.

Однако другие страны, где на подобных вопросах не слишком зацикливались, фильм купили и успешно показывали много лет. Только спустя годы и сам режиссер стал понимать: все-таки что-то есть в этой легкой комедии, которая задумывалась как совсем другой фильм!

http://www.kp.ru/daily/22671/13319/

Док. 448327
Перв. публик.: 09.11.01
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 305

  • Митта Александр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``