В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Митта: Мне надоели унижения Назад
Александр Митта: Мне надоели унижения
Накануне Дня кино, в тот момент когда в СМИ обсуждали смерть депутата Госдумы Головлева, режиссер Александр Митта представлял свой новый фильм "Раскаленная суббота". Премьера картины состоится на этой неделе в сорока регионах страны. И это первый фильм, с которым полтора года назад созданный Роскинопрокат выходит этой осенью на рынок, давно завоеванный зарубежными картинами. Премьеру приурочили к Дню кино, а вот смерть депутата - что ж, сюжет фильма как раз и раскрывает непосвященным политическую кухню (консультировал картину депутат Госдумы Владимир Рыжков). Получается, что фильм актуальнейший. А вот сам режиссер далек от радужных ощущений.

Зачем сделано это кино

Александр Наумович откровенен:
- Мы сделали это кино с одной-единственной целью - попытаться попасть в кинотеатр.
Заявление смелое и удивительное лишь на первый взгляд. Казалось, столь известному режиссеру не надо печалиться о зрительской аудитории. Однако в той же Москве картину покажут в спальном районе - другие кинотеатры так зависимы от американских блокбастеров, что нашему режиссеру не прорваться через эти кордоны.
По России дело обстоит и проще, и сложнее. Фильм "Раскаленная суббота" снят по мировым стандартам - со звуком долби сюрраунд. Монозвук - главная черта большинства наших кинотеатров в провинции. Значит, качественное восприятие звука уже потеряно. Вторая проблема - отсутствие мультиплексов с этим самым долби звучанием, то есть многозальных кинотеатров по стране единицы. И расположены такие современные многозальные сооружения в городах-миллионерах. Так что увидеть российскую картину в небольших городах невозможно, а о деревнях и говорить нечего. В мультиплексах наше кино берут с одной оговоркой - в те временные рамки, которые свободны от американской кинопродукции. В одном из регионов картину Митты будут крутить лишь одну неделю. Если зритель не успел - не увидит вовсе. Такая вот печальная статистика. И это больше всего удручает наших киношников, которые стараются быть увиденными. Но их душит сначала смета, затем кинопрокат. Режиссер горько подытоживает:
- Когда англичане увидели этот фильм, то сказали, что затраты обошлись в $ 3,5 миллиона. А затраты у нас и у британцев идентичны. Они изумились, узнав, что мы затратили во много раз меньше. А сколько мучений я испытывал, каждый день вычеркивая из съемочных расходов самое необходимое! Это ведь унизительно, когда, вместо того чтобы думать о творчестве, на съемочной площадке режиссер сидит, уткнувшись в смету, стараясь понять, на чем еще можно сэкономить...
И все же задача режиссером выполнена - картина снята всего за семь недель (сроки для нас рекордные, для американцев с их бюджетом и огромной съемочно-монтажной группой - обычные), смонтирована, выпущен рекламный ролик, и ее где-то все же увидят. Остается ждать реакции зала.

Про что кино

1995 год. Депутат Госдумы Земцов пытается провести закон о малом предпринимательстве, с помощью которого региональные бизнесмены посредством тендера получают возможность зарабатывать деньги открыто и в честной конкуренции, не ожидания "благословления" центра. Цена вопроса - миллиарды долларов. Земцов счастлив, надеясь преобразить страну. Оптимизм недалекого нашего прошлого сегодня выглядит как ирония. Да и сам Митта (он еще и автор сценария) признает, что балансирует на грани черного юмора.
Вторая линия картины - взаимоотношения героев (их несколько, и все они важны). Режиссер уверен, что она наиглавнейшая и картина не про передел сфер влияния и не про олигархов и депутатов, а именно про любовь, ревность, предательство и дружбу.
Жена депутата - умница, красавица, сильная женщина, а не изящная безделушка, украшающая собой приемы и банкеты. Эдакий современный вариант некрасовской русской бабы, которой под силу все то, что не удается нашим мужчинам. В какой-то момент героиня актрисы Виктории Толстогановой резко бросает любимому: "Все, ты жил за мною как за каменной стеной. Пришло время попробовать самому что-то делать". Работу актрисы Митта оценивает высоко, убеждая собеседников в том, что через пару лет красавица Вика станет нашей новой примой в кино. Ее работа действительно хороша, собственно, как и весь актерский ансамбль - от Анатолия Кузнецова, сыгравшего олигарха, до юной Маши Абрамишвили, убедительной в роли дочки главных героев. Анатолий Кузнецов, снявшийся когда-то в картине Митты "Друг мой, Колька" на вопрос, не противно ли было играть мафиози, ответил так:
- Во-первых, Митта меня успокоил, что мой герой не мафиози, а олигарх. Второе очень важное ощущение - после первой картины с Миттой я как-то опрометчиво отказался сняться затем у него в эпизоде фильма "Звонят, откройте дверь!". И роль забулдыги исполнил Олег Ефремов. Я до сих пор жалею, что тогда отказался. Поверьте, что у хорошего режиссера сниматься надо в любых ролях!
Олигарх Кузнецова жесток и умен, не лишен обаяния "почти интеллигента". Он видит в инициативном депутате "тот маленький бугорок, об который споткнуться можно, поэтому его надо сравнять".
Неуемному депутату, которому до принятия закона остаются лишь считанные часы, подсылают Троянского коня. И приняв одно нелогичное для себя решение, Земцов попадает в вихрь событий, из которых один выход - смерть. Митта взял эпиграфом к своему фильму цитату из Книги самурая: "Когда у самурая есть выбор, он предпочитает смерть". Роль депутата сыграна чуть прямолинейно, и режиссер винит в этом и самого себя:
- Я знаю, какие прекрасные комедийные данные у Владимира Симонова. И моя вина, что их не использовал. Потому что талантом комедийного актера сегодня могут похвастать немногие.
Но самая большая удача картины - актер, приглашенный на роль Ивана. Алексею Гуськову удалось еще раз подтвердить, что он в прекрасной форме, что не зря он так востребован сегодня и в кино, и на ТВ. Пластика, обаяние, резкая смена эмоций и главная трудность, с которой он не впервые справляется легко, - его герой неоднозначен, а значит, притягателен. Жестокий и нежный, открытый и через минуту показывающий свое второе и даже третье лицо - иногда актеру приходится резко меняться в одной сцене. Работа хороша, а режиссер признается, что на образе обаятельного негодяя держится успех многих картин.

Как снято кино

Александру Наумовичу удалось в своей картине удивительно легко соединить, казалось, несоединимое (или редко сочетаемое в нашем кино) - иронию и детектив, любовную историю и экшн. Сам Митта категоричен:
- Сегодня в кинотеатрах идут генитальные комедии - фильмы с интеллектом ниже пояса или же блокбастеры, на которые нужно в двести раз больше денег, чем принято тратить на производство у нас. У меня не было желания снимать первое и не было возможности сделать второе. Поэтому, имея на производство $700 тысяч, я делал картину, во-первых, для семейного просмотра, во-вторых, старался угадать, что интересно нашему зрителю. Хотелось сделать что-то человеческое. Конечно, в фильме немало недостатков, но мною она любима. Главная удача фильма - это актерский состав.
Митта скромен. Хороши и сценарий, и монтаж, и операторская работа. Пожалуй, у телевидения после сериала "Граница. Таежный роман" Александр Наумович перенял многое. И в результате перенес на широкий экран главное - фильм (за всеми минусами, которые я лично списываю на проклятую смету: дай Митте среднестатистические для Голливуда $ 50 миллионов - неизвестно, чтоб он натворил на такие деньги) радует отсутствием длиннот и ненужных пауз. Это не авторское кино, где полчаса можно любоваться проездом камеры, это не арт-хаус, это нормальное, крепко сколоченное кино, смотреть которое интересно. И главное достоинство - ни за что не догадаешься (по крайней мере, до самого финала), что же будет через пять минут. Актер Анатолий Кузнецов признался:
- Я взахлеб прочитал сценарий, все время хотелось узнать: а что же дальше произойдет?
Митта подчеркивает, что больше всего боролся с искушением сделать жанровую картину - то тянуло в черный юмор, то очень хотелось поглубже покопаться в переживаниях героев, дать больше сцен, где показана вся гамма человеческих чувств. Он вовремя останавливался и делал кино для кинотеатра. По-моему, получилось. А вот сам режиссер недоволен.

Почему он уходит из кино

Он прямо заявил об этом. Прошу уточнить: не хочет бороться за зрителя, понимает, что наш кинопрокат еще очень уязвим от зарубежной агрессии? Митта отмахивается:
- Снимать сегодня хорошее кино практически невозможно - вас все время хватает за горло нищета. Я даже интерьер в доме олигарха сделал в японском стиле лишь потому, что не мог заплатить за декорации и аренду старинных картин, антиквариата и прочего. А тут мне подсчитали, сколько будет стоить аскетический антураж в японском стиле - и я понял, что по моей смете это подходит. Конечно, не только из-за убогости средств я решил заняться другим. Поработав на ТВ, по-другому начинаешь мыслить. Другой ритм работы, другая техника, все иное. И это затягивает. Я ухожу из большого кино, но картины буду делать. Правда, для телевидения. Это и сериалы, и в наметке один кинофильм, но сделанный именно для телепоказов. Вот так...
Режиссер прав. У телевидения огромная аудитория. У ТВ неограниченные возможности, невероятные темпы развития технологии, другой принцип работы. И это интересно любому творческому человеку.
Александр Митта поедет с новой картиной по стране: встречаться со зрителем, обсуждать фильм, говорить о кино. Мне кажется, после этого он изменит свое решение и как-нибудь соберет новую (а может, и старую свою команду) и категорично заявит:
- Надо попробовать сделать картину для кинотеатра.
И все начнется заново.

Юлия Малахова

http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0826/hit.shtm

Док. 448331
Перв. публик.: 28.03.02
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 325

  • Митта Александр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``