Сахалинский уголь уйдет на восток. Олег Мисевра продаст его японцам через новый портНазад
Сахалинский уголь уйдет на восток. Олег Мисевра продаст его японцам через новый порт
Президент управляющей компании "Сахалинуголь", в прошлом топ-менеджер Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК) Олег Мисевра объявил о намерении построить морской порт в Сахалинской области мощностью 6 млн т. Через него предполагается вести отгрузку российского бурого угля в Японию. Участники рынка сомневаются в возможности реализации плана господина Мисевры и недоумевают, где тот собирается найти столько угля на Сахалине.
До 2004 года Олег Мисевра занимался в группе МДМ управлением угольными активами, в частности, был гендиректором АО "Байкал-уголь". Более того, ему принадлежал пакет акций в СУЭК, до весны 2004 года управлявшейся ЗАО "Группа МДМ". Когда ее акционеры год назад приняли решение реструктурировать бизнес, уничтожив группу МДМ и выделив СУЭК в самостоятельный бизнес, господин Мисевра продал свою долю и взамен получил всю угольную собственность МДМ на Сахалине, а также пакет акций ОАО "Сахалинэнерго", основного потребителя шахт, входящих в группу "Сахалинуголь".
В "Сахалинуголь" входят АО "Сахалинуголь", ООО "Сахалинуголь-1, 2, 3, 4", филиал "Углегорский" ООО "Сахалинуголь-2", филиал "Поронайский" ООО "Сахалинуголь-1". После ухода из МДМ Олег Мисевра докупил некоторое количество угольных активов на Сахалине. Сейчас ему принадлежит около 11 угольных предприятий, что составляет, по данным компании, до 80% всей сахалинской добычи угля. Покупатели "Сахалинугля" - "Сахалинэнерго" и островные службы ЖКХ. По данным отчетности компании за первый квартал 2005 года, объем поставок составил 829,7 тыс. т, из них на АО-энерго ушло 522,4 тыс. т. Официальный экспорт равен нулю.
В минувший четверг в Москве господин Мисевра рассказал журналистам, что ООО "Управляющая компания "Сахалинуголь"" намерено принять участие в реконструкции морского порта в Шахтерске (Сахалинская область). Порт предполагается подготовить для перевалки и экспорта бурого угля в Японию. После перестройки мощность порта составит 6 млн т угля в год. Стоимость проекта оценивается в $40 - 50 млн. Сейчас проходит ТЭО строительства, его реализация займет 2 - 2,5 года, окупаемость, по подсчетам Олега Мисевры, составит около пяти лет. Кроме того, "Сахалинуголь" неофициально обсуждает с менеджерами ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) план строительства железнодорожной ветки длиной 140 км от порта до Южно-Сахалинска и от порта до разреза "Солнцевский", где будут добываться основные объемы экспортного бурого угля. Предполагается, что финансировать его будет ОАО РЖД. "Но, если потребуется, мы готовы рассмотреть свое долевое участие", - говорит Олег Мисевра. "Сахалинуголь", по словам господина Мисевры, готов поставить в Японию до 1 млн т угля в 2005 году и до 2 млн т - в 2006 году. Президент компании заявил, что уже провел переговоры с несколькими японскими торговыми домами и достиг договоренности об отгрузке в этом году пробных партий углей. Он отметил: "Экспортируемый нами уголь не потребляется сегодня японской энергетикой, его используют пока цементные заводы. Мы планируем выйти на энергетические компании Хоккайдо и на Tokyo Electric".
Впрочем, откуда господин Мисевра собирается брать 6 млн т угля ежегодно, он не объяснил. Общий объем добычи на Сахалине в лучшие годы составлял, по данным ЦДУ ТЭК РФ, 3,5 млн т. В момент продажи год назад сахалинские предприятия СУЭК добывали около 1,5 млн т. Переваливать уголь из других дальневосточных регионов, кроме Сахалина, смысла не имеет. Сейчас разрез "Солнцевский" добывает около 700 тыс. т ежегодно. С учетом потребления угля предприятиями "Сахалинэнерго" на долю японцев, даже если Олег Мисевра с ними договорится, останется не более 1,5 - 2 млн т. Впрочем, владелец сахалинского добывающего бизнеса уверен, что сможет модернизировать мощности своего основного разреза так, чтобы он производил около 5 млн т в год. Каким образом, он не уточнил.