В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Судьба Федерального научно-методического совета Минкультуры обсуждалась в Царицыно Назад
Судьба Федерального научно-методического совета Минкультуры обсуждалась в Царицыно
Вопрос о дальнейшей судьбе Федерального научно-методического совета (ФНМС) при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ стал одним из ключевых в ходе первого расширенного заседания ФНМС с участием представителей Москомнаследия, прошедшего в Большом дворце в Царицыно 23 ноября. Заседание прошло под председательством министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова и при участии мэра Москвы Юрия Лужкова. Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, место проведения заседания символически напоминало о конфликте между правительством Москвы и Федеральным научно-методическим советом, который в свое время высказался категорически против "фантазийной" реставрации дворца и других построек на территории усадьбы Царицыно. Напомним, что спор о допустимости вольного обращения с подлинным наследием великих русских зодчих и демонстративное игнорирование правительством Москвы мнения ФНМС, в качестве общественного органа наделенного правом совещательного голоса при обсуждении проектов, касающихся памятников федерального значения, буквально взорвал культурное сообщество. Несмотря на сопротивление специалистов, проект был осуществлен, и дворец, практически заново построенный с использованием исторических остатков недостроенных сооружений по проектам Василия Баженова и Матвея Казакова, был торжественно открыт осенью 2007 года. Ранее, 28 февраля того же года скончался самый непримиримый противник царицынских "фантазий" - заместитель председателя ФНМС Алексей Комеч.

По информации ИА REGNUM, руководители основных секций совета не сочли нужным присутствовать на данном заседании, памятуя о конфликте вокруг Царицына и желая подчеркнуть неизменность своей позиции по отношению к этому проекту. Кроме того, ряд членов ФНМС проигнорировали заседание из-за неясности своего собственного статуса.

В Федеральный научно-методический совет, существовавший при Академии наук СССР, а затем при Министерстве культуры более полувека, традиционно входило несколько десятков ведущих специалистов в области истории искусства, реставрации, охраны памятников. Решения совета и его отдельных секций, не имевшие обязательной силы, традиционно принимались во внимание профессиональным сообществом и органами власти в знак уважения к научному качеству его оценок и рекомендаций, вырабатываемых коллегиально. Однако в середине 2000-х гг. этот институт, основанный на доверии и профессиональной репутации, вступил в полосу кризиса. Все чаще его рекомендации оказывались "неудобными", противоречащими расчетам инвесторов крупных проектов. Решение Росохранкультуры поддержать проект реконструкции Царицына вопреки негативному мнению ФНМС стало одним из ярчайших свидетельств этого кризиса.

Предусмотренное административной реформой распределение полномочий между министерством культуры, подведомственными ему Федеральными агентствами и Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуры) затянулось, но в результате функция утверждения проектной документации отошла к Россвязьохранкультуры. По информации ИА REGNUM, в настоящее время планируется создание при данном ведомстве собственного научно-методического совета, однако его функции и состав пока официально не определены.

Как следствие этого, Федеральный научно-методический совет ждала реорганизация, однако ее характер до последнего времени оставался неясным. 31 октября 2007 года министром культуры был подписан приказ No 1298 "О внесении изменений в Положение о Федеральном научно-методическом совете по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ". Согласно этому приказу, совет был переименован, из его названия исчезли понятия охраны и сохранения. Новое название этого органа - Федеральный научно-методической совет по культурному наследию при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ. Также была изменена структура совета, его деление на секции.

Как отметили наблюдатели, независимость и общественный характер нового совета значительно ослаблены. Должность председателя совета сохранилась за министром культуры, сопредседателем назначен глава Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура) Михаил Швыдкой, заместителями председателя - директор Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Юрий Веденин (ранее - руководитель секции достопримечательных мест и историко-культурных заповедников), президент Ассоциации "Лермонтовское наследие" Михаил Лермонтов (ранее - председатель секции государственного учета культурного наследия и экономико-правового обеспечения) и президент Российской академии архитектурных и строительных наук, президент Московского архитектурного института Александр Кудрявцев (ранее не входил в состав ФНМС). Вопреки существовавшей ранее традиции выборности руководителей секций совета, приказом министра заместителям председателя ФНМС было предписано представить их кандидатуры на утверждение, однако до сей поры этот вопрос, как и вопрос о персональном составе обновленного Федерального научно-методического совета остается открытым, а статус руководителей секций и членов прежнего совета - неопределенным.

Согласно тому же приказу, в составе ФНМС должен быть образован административно-консультативный совет "с функцией совещательного органа по взаимодействию в области нормативно-правового, организационного, финансового, материально-технического, информационного и иных мер обеспечения правоустанавливающей и правоприменительной практики федеральных органов, а также собственной деятельности ФНМС" под председательством статс-секретаря, заместителя министра культуры Павла Пожигайло. Как предполагается, порядок формирования этого "совета в совете" и его полномочия, а также обоснование новой структуры ФНМС и функций новых секций должны быть определены в новой редакции Положения о Федеральном научно-методическом совете, однако поступивший в некоторые организации анонимный проект этого документа, никак не оформленный официально, не отвечает на эти вопросы.

Таким образом, заседание в Большом дворце в Царицыно состоялось в ситуации значительной неопределенности по вопросу, который с полным основанием считается исключительно важным как в профессиональном сообществе реставраторов, исследователей и специалистов в сфере охраны культурного наследия, так и с точки зрения широкой культурной общественности.

Что представляет из себя на сегодня Федеральный научно-методический совет при Министерстве культуры, и каким он станет завтра? Каково будущее системы профессиональной общественной экспертизы в сфере охраны и использования национального культурного наследия? Какое значение будут иметь суждения ведущих специалистов по вопросам, от которых зависит сохранение и реставрация выдающихся памятников культурного наследия? Не снизится ли уровень защищенности наследия перед лицом власти и активизирующихся бизнес-интересов? - найти ответы на эти вопросы отчасти помогают выступления участников заседания.

"Федеральный совет призван прежде всего обеспечивать научно-методическое оформление государственной политики, которую проводит министерство и министр в области сохранения культурного наследия", - отметил заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков.

"Именно министерство разрабатывает и вносит правовые акты в этом направлении, поэтому задачи Федерального научно-методического совета как консультативного органа меняются. Они носят характер только тех полномочий и функций, которые исполняет Министерство культуры. Если раньше Федеральный научно-методический совет занимался мелочной опекой и обсуждал конкретные проекты по конкретным памятникам, теперь этого не будет!" - решительно заявил Вилков. "Федеральный совет должен заниматься проблемами выработки государственной политики, обобщением опыта и претворением его на практике", - подчеркнул он и призвал, в частности, обобщить и внедрить по всей России "блистательный опыт Москвы".

Одним из примеров образцового похода столичных властей к сохранению и возрождению культурного наследия, по мнению Анатолия Вилкова, является реконструкция усадьбы Царицыно. В связи с этим он призвал выдвинуть коллектив авторов данного проекта и участников его реализации на Государственную премию РФ. Это предложение поддержал в своем выступлении и заместитель председателя научно-методического совета Москомнаследия, заместитель генерального директора - главный архитектор ГУП "Институт "Спецпроектреставрация" Виктор Виноградов.

Робкую попытку покритиковать ситуацию в Москве вообще и в Царицыно в частности предприняла председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), член Общественной палаты РФ Галина Маланичева. Отметив бесспорные достижения Москвы в сфере охраны культурного наследия и, в частности, примеры великолепного восстановления отдельных объектов, она указала, что продолжающаяся точечная застройка в ряде случаев негативно влияет на городскую среду в целом.

"Я очень рада, что с спор вокруг Царицына закончен, - перешла она к самому болезненному вопросу. - Для меня лично он давно решен. Мы получили объект культуры, к которому возможен доступ граждан, то есть осуществление одной из главных статей Конституции Российской Федерации. Только таким образом, оборудовав для комфортного времяпрепровождения посетителей в этом музее, мы и можем обеспечивать доступ к культурным ценностям". В то же время Галина Маланичева отметила, что "работы по воссозданию этого замечательного памятника велись очень быстро, и несколько сумбурным было начало согласовательного процесса". "Строительство пошло чуть-чуть вперед согласования. Эта процедура включилась немножечко поздновато. Мне бы хотелось, чтобы в нашей образцовой Москве не было случаев, когда процедура согласования чуть отстает от возможностей строителей", - заметила она.

Кроме того, председатель Центрального совета ВООПиК выразила пожелание, чтобы представители общественных организаций активнее привлекались к решению вопросов, находящихся в компетенции Москомнаследия и, в частности, непосредственно участвовали в обсуждении проектов, проходящих через эту организацию. "В последнее время Центральный совет для практического обсуждения вопросов по памятникам истории и культуры в Москве практически не приглашается", - пожаловалась Маланичева.

В ходе заседания также выступили недавно назначенные заместители председателя ФНМС Михаил Лермонтов и Александр Кудрявцев.

Поправив Анатолия Вилкова, упомянувшего о том, что новый Федеральный научно-методический совет уже сформирован, Михаил Лермонтов заметил, что формирование этого органа еще продолжается, хотя, как предполагается, "практически все действующие члены нынешнего Федерального научно-методического совета остаются работать в новом совете".

"Мне кажется, Федеральный научно-методический совет - это тот орган который заполняет пространство между ценностями и интересами, - заметил он. - Это пространство он заполняет своим профессиональным отношением, своей болью и своим неравнодушием". "Принципы деятельности совета, конечно, меняются, в связи с тем, что разделились полномочия между министерством и Россвязьохранкультурой. Россвязьохранкультура - это государственная охрана, а Министерство культуры - это сохранение, использование и популяризация. При этом государственная политика, в том числе в части государственной охраны, осталась за министерством. Представляете себе, насколько это запутанная конструкция, из которой только профессионалы могут находить разумный и конструктивный выход?", - пояснил Лермонтов новое функциональное назначение ФНМС.

"В новом совете предполагается формирование секций под конкретные задачи, вытекающие из 73-го и 258-го и 230-го законов (Федеральные законы "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", согласно которому, с 1 января 2008 г. снимается мораторий на приватизацию памятников федерального значения, и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", согласно которому определены задачи Министерства культуры РФ как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, - прим. ИА REGNUM)", - сообщил Михаил Лермонтов присутствующим, значительную часть из которых составляли члены прежнего совета, и предложил им включиться в дискуссию, в частности, о наименовании новых секций, которые, по его словам "подвергаются справедливой критике научной общественности".

"Я надеюсь, что с этого заседания мы с вами начинаем новую жизнь, - обратился Лермонтов к своим коллегам. - И ту самую миссию баланса между интересами и ценностями должны выполнить на высоком научно-методическом уровне".

Другой вновь назначенный заместитель председателя ФНМС Александр Кудрявцев в своем выступлении уделил значительное место уже разрешенному, по мнению Галины Маланичевой, спору вокруг Царицына. Похвалив законодательную базу в сфере охраны культурного наследия, созданную в Москве, и то внимание, которое уделяется в Москве археологическим исследованиям, он отметил колоссальный объем самых разнообразных работ - археологических, историко-архитектурных, инженерных, дендрологических и др., за короткий период выполненных в Царицыно. "Я считаю, что это объект чрезвычайного культурного интереса", - подчеркнул он, имея в виду восстановленный дворец и усадьбу в целом.

"Может быть, не нужно сейчас выносить окончательный вердикт, а тщательно изучать опыт, накопленный за этот очень короткий, но эффективный период времени. Может быть, еще рано выносить суждение, а, может быть, оно не должно быть одно. Может быть, оно должно быть разбито по разделам - это хорошо, а это не получилось", - предположил Кудрявцев.

"Анатолий Иванович (Вилков - прим. ИА REGNUM) сказал, что все здесь с точки зрения процедуры чисто, - продолжил он. - Это очень хорошо. Заявление такого авторитетного органа, каким является Россвязьохранкультуры, успокаивает общественность, но и этапы прохождения согласования тоже интересны. Где были компромиссы, а где нельзя было идти на компромисс, - это страшно интересно".

Заседание завершилось принятием проекта решения. К удивлению участников заседания текст проекта заранее роздан им не был. В конце мероприятия его зачитал у микрофона сам министр культуры. В решении проведение первого расширенного заседания Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций с участием представителей Москомнаследия оценивалось как положительный опыт, нуждающийся в продолжении, особенно в связи с предстоящим с 1 января 2008 г. снятием моратория на приватизацию памятников федерального значения и возрастающим в связи с этим объемом необходимых историко-культурных экспертиз, одобрялось достигнутое завершение процесса разграничение собственности на памятники федерального значения между Москвой и Российской Федерацией (соответствующий протокол Александр Соколов и Юрий Лужков подписали перед началом заседания) и др. Также получила положительную оценку деятельность Москомнаследия по охране и сохранению объектов культурного наследия.

В самом конце заседания Александр Соколов после подсказки Михаила Лермонтова напомнил о предложении Анатолия Вилкова выдвинуть на Государственную премию коллектив создателей нового Царицына. В ответ из зала раздались крики: "Нет! Не надо! Ни в коем случае!" Оценив энергичное несогласие членов совета, министр не стал настаивать и согласился оставить этот вопрос на потом.

www.regnum.ru/news/921754.html
26.11.2007

Док. 449678
Перв. публик.: 26.11.07
Последн. ред.: 03.06.08
Число обращений: 301

  • Маланичева Галина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``