В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Солозобов: Нурсултан Назарбаев отделяет власть от управления Назад
Юрий Солозобов: Нурсултан Назарбаев отделяет власть от управления
На днях Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил системные поправки в конституцию страны, направленные на укрепление политической системы. В частности, предлагается расширить полномочия парламента "путем передачи ряда функций от президента парламенту". В том числе, таких значительных, как формирование Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета.

Также, по мнению Н. Назарбаева, "пришло время рассмотреть вопрос о том, что премьер-министр должен получить поддержку партии парламентского большинства, прежде чем занять свой пост". Кроме того, "принятие бюджета страны, а возможно, и местных бюджетов, и контроль за их исполнением должны стать полной прерогативой парламента". Фактически, Казахстан получит ответственное правительство, подотчётное исполнительной власти (Мажилису).

Вместе с тем, Президент Казахстана считает, что система президентского арбитража при реформировании политической системы страны должна быть сохранена. "В то же время это ни в коем случае не должно привести к ослаблению института власти, института президентства. Для сохранения системы сдержек и противовесов нужно продумать меры, сохраняющие влияние и президента, и парламента на формирование правительства. Это необходимо, чтобы избежать ослабления власти в стране", - отметил Н. Назарбаев.

Для большинства политологов внутри Казахстана и на постсоветском пространстве конституционные инициативы Назарбаева стали полной неожиданностью. Однако логика политических реформ в Казахстане вполне очевидна и прозрачна. Сильный действующий президент, каким и является Н.Назарбаев, имеет очень широкое поле для созидательной работы и может весьма разумно распоряжается своим преимуществом. Об этом мне приходилось говорить еще осенью прошлого года в интервью газете "Литер". Тогда же предложил свой прогноз о параметрах предстоящих политических преобразований: "В следующем году у вас наверняка произойдет конституционная реформа. Вероятнее всего, будет заложена структура парламентской или парламентско-президентской республики. Начнется этап подготовки преемственности власти, в смысле внешних и внутренних политико-экономических курсов развития".

Ведь все нынешние оживленные дискуссии о возможных преемниках Президента, о назревших изменениях в Конституцию или о "добавлении срока" Президенту отражают настоятельную потребность постсоветских новообразований в обеспечении безболезненного политического транзита. Точнее, в завершении переходного постсоветского состояния и формировании устойчивого легитимного государства.

Особенностью большинства постсоветских стран является то, что их президент — не глава исполнительной власти. Это глава государства, к которому, как к "некоронованному монарху", сходятся все ветви власти. Уже не раз говорилось, в том числе, на страницах АПН, что такая модель власти может быть устойчива лишь в том случае, если в ее рамках будут обеспечены механизмы ответственности правительства перед парламентом, при сохранении верховного качества президентской власти. Т.е. будет осуществлен принцип разделения власти и управления.

Этот принцип был положен в основу проекта Конституции России, подготовленного в 2005 году экспертным коллективом Института национальной стратегии. Теперь можно обоснованно утверждать, что многие идеи и принципы проекта "Новый строй" актуальны для политического транзита не только самой России, но и Казахстана и других государств бывшего СССР.

Принцип разделения власти и управления на практике означает, прежде всего, подотчётность правительства (исполнительной власти) парламенту при соблюдении верховенства президентской власти. Как ранее отмечал http://lgz.ru/archives/html_arch/lg392005/Polosy/1_2.htm М.Ремизов, "президент как носитель верховной власти не должен быть главным исполнителем социально-экономических программ, в противном случае его роль гаранта доверия нивелируется". Именно такой подход реализуется сегодня в современном Казахстане.

Важно подчеркнуть, системная конституционная реформа проводится властями Республики Казахстан в пакете с другой реформой – коренным преобразованием аппарата госуправления. Реформа госуправления необходима для создания эффективной внепартийной бюрократии, чье продвижение по службе определяется исключительно деловыми качествами и заслугами, а не родством или преданностью клану. Давно пора заменить в России и в Казахстане коррумпированных "служивых людей на кормлении" на новый дееспособный управленческий класс. И если внимательно прочитать выступление Нурсултана Назарбаева http://www.apn.kz/publications/article5626.htm на открытии третьей сессии Парламента РК, то в новых инициативах Президента Казахстана можно найти много созвучного с данными тезисами.

Мы видим, что сегодня Н.Назарбаевым принципиально решается стратегическая задача - построение надежного фундамента политической системы на грядущие десятилетия. Прослеживается четко продуманный план политического, экономического и стратегического реформирования страны. Советская атомизация и постсоветская аномия, которой до сих пор страдает аморфная российская государственность, в Казахстане была решительно преодолена. Астана оказалась способна быстро, причем на новых основаниях, выстроить эффективный государственный порядок и стать общепризнанным лидером в Центральной Азии.

Намеченные конституционные реформы делаются в РК не для "предвыборного пиара" и, разумеется, не с целью "пожизненного заключения" действующего Президента во власти! И, тем более, не для укрепления режима "имитационного государства", заинтересованного лишь в ненападении своих граждан на структуры экспорта сырья. Все эти преобразования означают, что сегодня Казахстан осознал себя как состоявшееся государство с долгосрочными целями развития. И, зная ту основательность, с которой в Казахстане готовятся важнейшие политические и государственные решения, можно утверждать – предлагаемая модель политического транзита в Республике Казахстан будет образцом для многих постсоветских стран.


http://www.apn.ru/opinions/article11531.htm

22.02.2007
 



Док. 449867
Перв. публик.: 22.02.07
Последн. ред.: 03.06.08
Число обращений: 80

  • Солозобов Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``