В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Первая звезда Назад
Первая звезда
"Если бы балета не было, я бы его, наверное, постарался создать".

Слово "цискари" по-грузински означает первая звезда

В свои 27 лет этот танцовщик стал самым молодым Народным артистом в истории России, а этим летом в Лондоне - первым не-мариинским солистом, выступившим с этим знаменитым балетом (который здесь до сих пор именуют Кировским).

Новый кумир театральной Москвы

В последние годы вся театральная Москва смотрит на него с восхищением. На его спектакли с интересом ходят знатоки балета; о нем с восторгом говорят те, кому удалось увидеть его только по телевизору; полученные им премии, призы и медали могли бы образовать весомое ожерелье; он самый молодой Народный артист России; его приглашают исполнять главные партии в спектаклях извечного соперника Большого - Кировского балета. Он покоряет своим романтическим обликом и поразительным танцевальным мастерством.

Его имя - Николай Цискаридзе

Я познакомилась с новой звездой случайно. После окончания лондонских гастролей Большого Балета летом 1999 г. группа ведущих солистов должна была ехать в Харрингейт, где уже был аншлаг на их гала-концерт. Менеджер попросил меня поехать с ними в качестве переводчика, а на следующий день сопроводить в аэропорт Цискаридзе, который должен был лететь на выступление в Любляну.

Незадолго до отправления в Харрингейт ко мне подошел высокий черноволосый принц и довольно робко спросил: "Это вы Наташа? Я Коля Цискаридзе. Спасибо большое, что вы завтра поможете мне", - и просительно добавил: "Только, пожалуйста, не потеряйте меня". Ему не было необходимости представляться: я видела его в спектаклях в "Колизеуме". Увидев однажды, вы уже ни с кем его не спутаете. Высокий, с очень гибкой юношеской фигурой, певучими плавными линиями тела, крупными чертами лица и огромной копной черных волос на хорошо посаженной голове. Таков он как на сцене, так в и в жизни.

На концерт в Харрингейт

До Харрингейта мы добирались автобусом 4,5 часа. В дороге одни болтали, другие играли в карты, многие отсыпались, но лишь один артист балета увлеченно читал книгу. Это был Коля. Если бы он взглянул в заднее окно автобуса, то увидел бы, что всю дорогу от Лондона до Харрингейта за автобусом следовала машина, в которой ехали представители клуба поклонников Цискаридзе, не желавшие пропустить последнее выступление своего кумира перед его отъездом из Англии.
В Харрингейте Цискаридзе с большим успехом исполнил концертный номер "Нарцисс", который он подготовил еще с великой Улановой. Из зала неслось "Браво!" А наутро - подъем в 6 часов утра и отъезд в Хитроу. Когда в аэропорту мы с Колей попрощались с его коллегами, он показал мне свой билет, в котором было написано: "Северный терминал. Гэтвик". К счастью, до отлета еще оставалось 4 часа.

Зарубежный дебют состоялся в Лондоне

Всю дорогу, пока наш автобус-экспресс Хитроу-Гэтвик мужественно пробивался по маршруту М4-М25-М23, мы говорили о БАЛЕТЕ. Коля рассказывал о театре, о себе, о своих ролях, а я рассказывала ему о тех, кого видела в Большом до того, как он родился. И конечно, мы говорили о Лондоне, где в свободное время он бегал по музеям, смотрел спектакли (увы, многие артисты посещают лишь торговую улицу Оксфорд-стрит). У Коли особая нежность к Лондону: здесь в 1993 г. проходили его первые зарубежные гастроли, и уже тогда его 18-летний (такой же юный, как и у Шекспира) Меркуцио восхитил критиков и зрителей.

В Стейк-хаузе в Гэтвике Коля заказал то, что заказал бы любой его коллега, - большой бифштекс. Затем была регистрация его багажа: чемоданы, где лежали костюмы принца Дезире, сплошь увешанные "драгоценными" камнями размером со сливу, тянули на 40 кг. Две скучающие регистраторши немедленно оживились, когда я рассказала им о потрясающих костюмах нового "принца Большого", и они даже не потребовали доплаты за перевес. Цискаридзе улетел в Любляну, а мне захотелось записать все, что я узнала о нем, и при следующей встрече обязательно взять у него интервью.

"Грузину пятерку - и принять в Большой!"

Николай Цискаридзе родился в столице Грузии Тбилиси. Он был поздним и единственным ребенком, и его мама, Ламара, водила его в театры и на концерты. Увидев в возрасте трех с половиной лет балетный спектакль, Коля заявил, что хочет танцевать. Мама сопротивлялась, но была вынуждена уступить и отдать его в балетную школу. Когда Коле исполнилось 13 лет, он настоял, чтобы она повезла его в Хореографическое училище Большого театра. Для нее это означало отрыв от родного города, жизнь в Москве, к которой она не могла привыкнуть, арендование комнаты в коммунальной квартире недалеко от училища и постоянная борьба за то, чтобы ее сын, без связей и высокопоставленных родственников, не чувствовал себя ущемленным в таком элитном заведении, каким было выбранное им училище. Посвятив себя служению его будущей карьере, она преждевременно ушла из жизни вскоре после окончания им школы. Ее благословение, как видно, осталось с ним. Во время выпускных экзаменов главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович объявил: "Грузину пятерку - и принять в Большой!" Театр Станиславского и Немировича-Данченко тоже пригласил его, и сразу на главные роли, но Коля решил: лучше буду пробиваться в Большом.

Неповторимая индивидуальность

Через три года он стал ведущим танцовщиком и сейчас танцует Альберта в "Жизели", Дезире и Голубую птицу в "Спящей красавице", де Бриена в "Раймонде", Принца в "Щелкунчике", Солора в "Баядерке", Зигфрида и Ротбарта в "Лебедином озере", Джеймса в "Сильфиде", Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Паганини в одноименном балете, ведущие партии в "Видении розы", "Дочери фараона" и "Симфонии до мажор". Все эти партии исполнялись до него другими. Чем же так привлекает он? В первую очередь "лица необщим выраженьем", он не похож ни на кого. Одна из газет как-то назвала его "вторым Нуреевым". Но это вовсе не похвала: артисту неинтересно быть вторым, повторять других. В действительности он совершенно неповторим: удлиненные пропорции тела, крылоподобные руки, летящие прыжки, блестящая техника, аристократичные жесты... "Коле Бог дал столько, - говорит выдающийся танцовщик Владимир Васильев, - что мне всё время кажется: он должен еще очень многое сделать".

Большой в Лондоне - без Цискаридзе

Лондон вновь увидел Николая в "Щелкунчике" в феврале нынешнего года в театре "Аполло" в Хаммерсмите. Почтенный балетный критик "Файнэншл таймз" Клемент Крисп писал о "звездном" выступлении Цискаридзе в "Щелкунчике", его величественно масштабном танце: "Он сверкал, говоря нам о том, каким на самом деле должен быть балет". Зритель это ценит, и там, где Николай танцевал хотя бы раз, его возвращения ждут. Так ждали и его приезда в Лондон с труппой Большого Балета в апреле этого года. Плакат, изображающий его в элегантном прыжке, красовался на фасаде Королевского театра Друри Лейн. Но неожиданно труппа приехала без него. Утешением для разочарованных поклонников стало лишь то, что даже и без участия их кумира Большой, приехавший со своим художественным руководителем Борисом Акимовым, показал отличный балет. А в июне произошла сенсация...

Цискаридзе выступает с Кировским балетом

12 июня начались гастроли петербуржцев, и впервые в их лондонских гастролях был объявлен ведущий танцовщик Большого театра. Цискаридзе приехал на день позже - после получения в Кремле Государственной премии России. Мы договорились, что я возьму у него интервью. И вот я вижу его репетирующим в Ковент-Гардене "Рубины" Баланчина - сначала с Ирмой Ниорадзе, а затем с Дианой Вишневой. (В Москве, за неимением партнерши, ему пришлось репетировать с большим плюшевым мишкой.) Замечаю, как его блестящее голубое трико постепенно становится темно-синим от пота, но он не дает себе расслабляться: завтра спектакль. "Если я доживу до него", - говорит Николай. Репетитор спрашивает его: ты, что ли, боишься?" - "Да, - отвечает он. - Хотя после "Баядерки" и "Легенды о любви" можно ничего больше не бояться, но перед первым спектаклем все равно страшно".

Наконец репетиция закончена. Приняв душ и переодевшись, Николай объявляет мне: "Я в вашем распоряжении". Пересекаем Флорал-стрит и находим столик в небольшом ресторане "Ла баллерина". Не пьющий обычно ничего алкогольного, Николай заказывает себе пиво: лучший способ снять физическую усталость. На мой первый выпрос: как получилось, что он танцует с Кировским балетом? - он объясняет:

- Гастроли Большого театра в Лондоне планировались на апрель-май, а Кировского (Мариинского) балета - на июнь-июль. Еще в феврале мариинцы пригласили меня поехать с ними в Лондон, но с условием: либо еду с ними, либо с Большим. Гастроли с Кировским очень выигрышны для любого актера: они проходят в Ковент-Гардене, и репертуар у них гораздо интересней. Все же я сказал, что не могу подвести свой театр и поеду с Большим. А перед самыми гастролями я попал в автомобильную аварию, получил сотрясение мозга, и специалисты из Институтa нейрохирургии имени Бурденко велели мне лежать. Когда начал снова работать, художественный руководитель Кировского балета Махарбек Вазиев предложил мне все же поехать с ними. Администрация Большого дала разрешение на мою поездку.

- Ходили слухи, что в театре вас заподозрили в симуляции. Почему?

- В нашем театре артисты часто симулируют. Актер говорит доктору, что у него болит нога, а больничный лист оспаривать нельзя. Ну, а меня заподозрили в симуляции, так как я громко высказывался в театре, что программа составлена неинтересно, что надо улучшить рекламу, а может, и отложить гастроли. Моих коллег также раздражает внимание, которое мне оказывают пресса и зрители. Поэтому, когда я попал в аварию, кое-кто решил: это нарочно, теперь вот выведем на чистую воду. К счастью, этого не случилось.

На мой вопрос, где же он будет танцевать дальше, Николай признается, что хочет танцевать в Большом и участвовать в спектаклях Кировского. Он считает, что вся балетная классика мирового уровня, поставленная за последние 50 лет, появилась в Кировском театре. Век балетного артиста короток, и Коля боится состариться в ожидании новых ролей. С сочувствием вспоминает Людмилу Семеняку, которая 15 лет ждала постановки "Сильфиды", и, только когда она ушла на пенсию, этот балет поставили в Большом.

- Я не хочу, чтобы это произошло со мной, - говорит он. - Я уже прошел половину своей карьеры танцовщика. Через 10 лет - на пенсию. Хочу успеть как можно больше. Практически все спектакли в Большом театре, которые я мог и должен быть станцевать, я станцевал.

- А Красс в "Спартаке"? Это же для вас.

- Красса гениально танцевал Марис Эдуардович Лиепа - он создал его сильным, волевым и властным человеком, хотя Красс, по описаниям, был очень трусливым, изнеженным и нервным. Я недавно говорил с Григоровичем, который, возможно, не будет менять для меня рисунок роли, но изменит акценты. Стараться повторить, что делал Лиепа, бессмысленно. Я бы хотел сыграть эту роль по-другому.

Гость "Взгляда" становится его ведущим

Итак, он танцует с двумя труппами, готовит новые роли. Остается ли время на что-либо еще? Оказывается, да. Коля интересуется историей, много читает и все свободное время в поездках старается проводить в музеях. Обожает смотреть дoма записи старых кинофильмов и признаётся, что вообще по характеру домосед. И еще он любит... вышивать! и даже свой костюм Золотого Раба в "Шахерезаде" по эскизу Бакста расшил сам. Недавно стал одним из ведущих программы "Взгляд" на ОРТ. Произошло это случайно. ОРТ объявил конкурс на роль ведущего, и, когда соискатели интервьюировали Николая как гостя программы, он в шутку сказал: я тоже хочу попробовать. Передача шла в прямом эфире, и зрители стали звонить в студию, поддерживать Колю, в результате чего он выиграл этот конкурс. Конечно, постоянным ведущим он стать не согласился, а ведет отдельные передачи. Для одной из них ему удалось уговорить своего педагога великую балерину Марину Тимофеевну Семенову, проработавшую в Большом театре 70 лет, дать первое за 93 года ее жизни интервью перед камерой.

Мечтаю станцевать...

Главным же в жизни Цискаридзе остается театр и его роли. В сентябре французский балетмейстер Ролан Пети начнет репетировать в Большом "Три карты" (по "Пиковой даме"). Познакомившись с труппой, Пети поставил условие, чтобы Германа танцевал Цискаридзе. А на роль графини он хотел бы пригласить Алтынай Асылмуратову.

- Я мечтаю также станцевать де Грие в "Манон" и Онегина,- говорит Николай, - а еще - Демона и уже просил Бориса Эйфмана - он один из самых экспериментирующих балетмейстеров, - чтобы он поставил такой балет для меня. Пока же надо танцевать то, что есть.

Друзья записывают для Николая на видео каждое его выступление, и дома он тщательно изучает запись.

- Это так тяжело. Смотрю запись и вижу одни недостатки: тут не так, это плохо. Или: вот здесь я же действительно умирал, а никто даже не заметил и не оценил, что я совершил подвиг Матросова.

Если не свершение подвигов, то уж постоянное подчинение жизни требованиям профессии стало для него нормой. Одно из таких требований внезапно обрывает и нынешнеее пребывание Цискаридзе в Лондоне, и наше интервью: он должен лететь в Москву танцевать в "Лебедином озере", а затем вернуться в Лондон и танцевать с Кировским... он даже не знает что именно.

Золотой Раб покоряет Ковент-Гарден

И вот он снова в Лондоне и узнаёт, что через три дня должен выступить в "Шахерезаде". Он никогда не танцевал этот балет целиком, не репетировал с партнершей. Она занята, и он репетирует один. Накануне наконец репетиция с Ирмой Ниорадзе, где он "выкладывается" полностью: второй репетиции не будет. В субботу, перед дневным спектаклем, он узнаёт, что должен танцевать еще и второй, вечерний спектакль.

Те, кто видел Цискаридзе 7 июля в Ковент-Гардене в роли Золотого Раба, надолго запомнят эти спектакли. Его удивительно гибкое и "певучее" тело словно рождено для воплощения восточной фантазии, созданной Михаилом Фокиным для Вацлава Нижинского. С момента своего эффектного вылета на сцену он танцевал с искушенной Зобеидой ту завораживающую и опасную игру, о которой говорит эта сказка "1001 ночи", и искрился калейдоскопом эмоций: ожидание, опаска, восторг, решимость, отчаяние, экстаз, - и все это выражалось через поразительную пластику, великолепные прыжки, стремительные вращения и магнетизм его индивидуальности. Во всем его существе было наслаждение танцем. Зал гремел аплодисментами. Это было блестящее завершение гастролей Кировского балета.

Наутро, в 9 часов, он вылетел в Москву. На следующей неделе - Италия, затем Аргентина, потом Москва, Мюнхен... И отлично! Это то, ради чего он живет сейчас. "Не представляю, как можно не танцевать, - говорит Цискаридзе. - Если бы балета не было, я бы его, наверное, постарался создать".

Наташа Диссанaяке. Газета "ЛОНДОНСКИЙ КУРЬЕР", 20 июля 2001 г., No149
http://www.tsiskaridze.ru/press/press-03.htm

Док. 451563
Перв. публик.: 20.07.01
Последн. ред.: 09.06.08
Число обращений: 260

  • Цискаридзе Николай Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``