В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Артистов от трюкачей отличает души исполненный полет Назад
Артистов от трюкачей отличает души исполненный полет
- Спасибо, спасибо. От такого представления я должен просто уже летать.

- Так вы и летаете. Ваш прыжок отмечен среди небывалых достижений премьеров Большого театра.

- Очень приятно, что кто-то это отмечает.

- Еще эксперты отмечают какую-то быстроту вращения. Что это за показатели?

- На самом деле очень много людей делают что-то лучше, что-то хуже. Просто русской классической школе присуща не только виртуозность, но еще и знаменитый "души исполненный полет". Наверное, это отличает артистов от просто трюкачей. Нам, балетным, и не снилось то, что делают в художественной гимнастике, и, наверное, мы никогда этого не сможем.

- А "Щелкунчик"? Ведь в вашей жизни 31 декабря - это особенный праздник.

- Да, "Щелкунчик" - это очень судьбоносная вещь для меня, потому что уже 10 лет я каждый год танцую 31 декабря этот спектакль. Я не танцевал за эти 10 лет только дважды. Один раз - потому что я танцевал в этот день в Парижской опере, а второй раз - из-за травмы. Этот спектакль - самый значительный в сезоне. Очень много людей приходят в этот день не просто в театр, а именно перед Новым годом. Все очень красиво одеты, в зале всегда очень возвышенная обстановка. Чувствуется, что люди пришли праздновать. И запах шампанского витает в воздухе. Самое интересное, что к концу спектакля приходят трезвыми только главные персонажи. Спектакль поставлен так, что все герои выбывают в процессе, им остается только поклон. И они начинают потихоньку праздновать. А мы - я и Маша - должны до конца быть начеку. И мы доходим до конца еще трезвенькими.

- Вам все это сохраняет свежесть восприятия вашего дня рождения. Потом-то, как правило, уже 10 лет начинают праздновать ваш персональный праздник?

- Да, но для меня самое главное в этот день - выйти на сцену. Чем больше мне становится лет, тем менее радостным праздником становится день рождения.

- Вы сказали о запахах. Если посреди года представить себе новогодний праздник, то можно где-нибудь раздобыть свежий мандарин, - и будет новогодний запах. Или послушать вступительные аккорды "Щелкунчика". Или посмотреть "Иронию судьбы, или С легким паром!" А какие атрибуты Нового года вмещает ваше тбилисское детство?

- Поросенок жареный - обязательно! И запах блюда, которое делается из орехов и меда. По-грузински называется гозинакой. Многие русские семьи это знают, это очень вкусно. Этот запах витает во всех домах. Вообще, кавказские женщины очень хорошо пекут: и торты, и пирожные, "наполеоны" и так далее.

- Товарищ Цискаридзе, а вы не шельмуете? Вам нельзя было это есть уже с детства. Ваша мама знала, кем вы намерены стать, и ни поросенка, ни сдобы вам уж точно на день рождения не должно было доставаться с ранних лет.

- Нет, мне доставалось все, потому что я, к сожалению, не поправлялся. И меня кормили очень много. Где-то до 29-30 лет я вообще не поправлялся.

- Идем дальше по вашей жизни. Что такого в Тбилисском хореографическом училище, раз оно уже много лет является стабильным поставщиком премьеров в Большой театр?

- Мне кажется, что дело не в училище. Просто у каждой национальности есть какие-то определенные признаки, определенный скелет, мышцы и так далее. И грузины очень податливы к искусству. Из них обычно выходят хорошие скульпторы, художники. Что касается классической музыки, то у грузинских певцов всегда очень хорошие голоса. И у балетных, видимо, тоже какое-то определенное сочетание пропорций тела, координации и всего остального.

- В середине позапрошлого века предполагали, что балет - в основном из Франции родом. А вы сейчас продолжаете дело Петипа?

- Дело в том, что все, что пришло в Россию из Франции и Италии, здесь очень хорошо было переработано русскими. Они сделали это абсолютно русским продуктом и вернули всему миру. А что касается Петипа, то все его балеты всё равно пропитаны русским духом.

- Я это к тому, что вы - молодой, ищущий, динамичный человек. Казалось бы, вам бы разбить существующую традицию, взорвать Большой театр изнутри!

- Я не люблю этого.

- Бежарство?

- Нет, это я обожаю. Просто есть вещи, которые надо делать по-другому. Когда мы приходим в Лувр, видим Джоконду, мы же не хотим постричь ей волосы, перерисовать, сделать ей пирсинг просто потому, что сейчас такая мода! Пусть эта картина будет восхищать нас в том виде, в каком она написана. То же самое и в спектакле. Спектакли Петипа прекрасны именно такими, какие они есть. А спектакли Бежара прекрасны по-другому. Если в спектакле Бежара вместо обтягивающих трико, которые подразумевают голое тело, надеть какие-то костюмы, получится глупость.

- Что же такого ценного в XXI веке вы видите для себя лично в устоявшихся традициях Большого театра?

- Для меня это действительно очень ценная культура. Школа русского балета существует дольше, чем США как государство. Даже на Бродвее, когда делают кастинг, и там надо сделать пируэт, то они в первую очередь смотрят, с какой позиции танцовщик берет танцовщик - с современной или с классической? И того, кто с классической позиции, возьмут быстрее. Потому что потом его можно обучить всему остальному. А того, кто берет пируэт с современной позиции, классическому никогда не обучишь.

- Вы проходили все это?

- Конечно.

- 31 декабря по какому-нибудь каналу обязательно покажут "Щелкунчика". Каков ваш любимый момент - момент, который вы сами по-прежнему ждете как зритель, как пятилетний Нико, а не как премьер Большого театра Цискаридзе? Ждете уже, правда, по эту сторону кулис, а не по ту?

- Знаменитое адажио. Потому что это очень сентиментальная музыка. Я расскажу случай. У меня была травма. Я должен был в день своего рождения танцевать Щелкунчика, а я сидел в реабилитационном центре. Был очень хороший день, и я пошел гулять. У меня очень много записей, но я не знаю, почему я взял именно классический диск. Заиграл "Щелкунчик". Я сидел на берегу Атлантического океана, смотрел на заходящее солнце и впервые послушал эту музыку не с точки зрения того, как я под нее двигаюсь. И это были потрясающие ощущения. У меня лились слезы. Я думал: "Боже, какая красота! Море, заходящее солнце и эта музыка!" После этого я еще больше стал любить "Щелкунчика".

- Мы надеемся, что завтра вспомним этот рассказ, когда услышим "Щелкунчика". Скажите, правда, что когда вы знакомитесь с людьми, обращаете первое внимание на их руки?

- Да.

- А что особенного вы видите в руках? Гойя брал дороже за портрет, если на портрете заказчик хотел видеть собственные руки. Что здесь такого?

- Дело в том, что руки - это характер. Например, если у человека ухоженные ногти, можно многое сказать о его характере.

- Позвольте поздравить вас с наступающими праздниками. Теперь мы знаем, что этих праздников три. Первое - это праздник Нового года. Второе - это праздник "Щелкунчика". И третье - это день рождения Николая Цискаридзе. Позвольте вас также поздравить с этим и пожелать вам творческих успехов не только в наступающем, но и вообще во всех остальных наступающих годах.

- Спасибо большое.

11.01.2006
Дмитрий Дибров
http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/ciscaridze/interview1.html

Док. 451579
Перв. публик.: 11.01.06
Последн. ред.: 09.06.08
Число обращений: 247

  • Цискаридзе Николай Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``