В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Балет - это мужская профессия Назад
Балет - это мужская профессия
- Николай, у вас дома стоит огромный телевизор, а рядом на полках собрана практически вся диснеевская фильмотека. Чем вас так привлекают мультфильмы?

- Это действительно так. Детство я провел в Грузии. А Грузия ведь и в советское время жила своей особой жизнью. Там всегда в противовес общей коммунистической идеологии праздновали все христианские праздники. И на все праздники - на Рождество, Пасху, Восьмое марта и так далее - баловали детей мультиками: показывали "Бэмби", "Пиноккио", "Белоснежку и семь гномов". Но поскольку копии трофейные, то даже на цветных телевизорах они были черно-белыми. Я так мечтал в детстве все это посмотреть в цвете. Детская мечта сбылась. Я и сейчас смотрю мультфильмы, но мне нравятся не глупые картины, где шарашат друг друга по голове, а именно сказочные, классические, диснеевские...

- Неужели мудрых добрых сказок вам не хватает в балете?

- Балетные сказки в основном глупые, в них мало философии, ведь балет - это искусство внешнее и достаточно условное. Поэтому гофмановский "Щелкунчик" и "Щелкунчик" Петипа -разные вещи. Поверьте, я живу в очень реальном мире, просто люблю из него выходить - нужно что-то придумывать для себя, чтобы отключаться. Как говорила Скарлетт О"Хара: "Я не хочу думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра. А то сойдешь с ума". Балет как профессию я выбрал очень рано - в 10 лет. И вся моя карьера блестящая только снаружи, ведь никому не видно, какими усилиями даются успехи на сцене. Сколько препятствий приходится преодолевать и сколько терпеть неудач, чтобы выходить каждый раз из всех невзгод победителем.

- Кстати, по-вашему, балет - это мужская профессия?

- Очень даже мужская. Она требует и выносливости, и характера, и сил, и мозгов. Но, как везде, многое еще зависит и от отношения к этой профессии. Иногда важно быть просто мужчиной, а на сцене это сложнее, чем в жизни.

- Но почему?

- Быть мужчиной сложно. Вы много видите настоящих мужчин на улице? Я - нет. Да и понятие мужчины у всех разное... Сейчас не встретишь, чтобы мужчина открыл дверь, пропустил даму вперед. Ведь все зависит от воспитания. В моем детстве, в Грузии, когда женщина входила в комнату, все мужчины вставали. Но я давно нигде в жизни больше не встречал такого. Я много общался с Мариной Тимофеевной Семеновой (легендарная балерина Большого театра, репетитор Николая Цискаридзе. - Ред.), она меня, конечно, выдрессировала. К примеру, я не могу не пропустить женщину перед собой в двери. Помню, иногда Марина Тимофеевна входила в гримерку после репетиции или спектакля, а я сидел. Она мне делала замечание: "Коля, как плохо я тебя воспитала". Но у меня просто не было сил встать, но она говорила: "Все равно встань". И я, естественно, поднимался. Разница полов сейчас везде стерлась, теперь везде сплошной унисекс!

- Насколько я понимаю, в Грузии вообще была другая жизнь, чем в Москве?

- В Тбилиси в советские времена жили шикарно. На столе было то, чего никогда не бывало в Москве. Одевались люди в миллиард раз лучше, и для театров выбирали особые наряды - никому в голову не могло прийти, чтобы в театр заявиться в свитере. Мы тут недавно с Тамарой Гвердцители вспоминали, как в консерватории, в оперном театре женщины сидели, выпрямив спины, в вуалетках, в перчатках кружевных. А по улицам Тбилиси разгуливали летом с кружевными зонтиками. Это была не бутафория, не притворство, а настоящая жизнь.

- Сегодня наверняка все по-иному...

- В Тбилиси по сей день существуют классовые различия, есть аристократы и есть массы, и по сей день, когда там представляют кого-то, понимаешь, из княжеского рода он или нет. Когда я приехал в 1987 году в Москву, все было чужим. До этого я жил среди людей, у которых были очень сильно развиты классовые предрассудки, и были вещи, которые запрещено делать по этикету. Но когда ты попадаешь в другое общество, то обязан вести себя по законам этого общества. В Москве я был белой вороной, надо мной все издевались. Издевались, когда, придя в буфет, желал всем приятного аппетита, когда здоровался во время еды. Надо мной все смеялись и говорили: "Ты сумасшедший, что не можешь спокойно сидеть". Я отвечал: "Взрослые идут - нельзя" Подобных случаев был миллион.

- Кстати, что вы думаете о социальной, политической обстановке в современной Грузии?

- Я ведь не политик, я артист. Мне трудно судить об этом еще и потому, что давно не был в Тбилиси. Когда приезжал несколько лет назад, было плохо. Некогда богатый цветущий край , слишком богатый, выглядел просто ужасающе. Кругом была нищета, разруха. Хотелось бы, чтобы Грузия опять стала такой, какой она была в пору моего детства.

- Но с президентом Саакашвили или его окружением вы наверняка общались?

- Нет. "Минуй нас больше всех печалей и барский гнев, и барская любовь".

- Сегодня ведь все - от министра до дворников - обсуждают тему монетизации льгот. Вы задумываетесь о том, какая у вас будет пенсия, ведь в балете пенсионный возраст - 38 лет?

- Как я понял, пенсия у меня все равно будет специальная - за звание и прочие заслуги... И потом на пенсию я должен уходить в 2012 году, а к тому времени уже будет другой президент, другой кабинет министров. Наверняка еще сто раз поменяют все законы. Вы же сами видите: сегодня льготы дали, завтра отменили. Послезавтра снова вернут.

- В Париже с вами произошла трагедия, вы серьезно травмировали ногу, после чего долго не могли танцевать.

- Ну, трагедия не трагедия, но приятного было мало. Ведь у меня было много планов, контрактов. И так вот получилось... Зато моя болезнь дала шанс показать себя в Париже другим звездам Большого театра.

- Не ревнуете?

- Нет, знаете, когда-то Марию Каллас спросили, боится ли она конкурентов. Она сказала: "Забеспокоюсь, когда появится певица, которая будет петь весь тот репертуар, который пою я, и так, как пою его я". У нее ведь был огромный голосовой диапазон, и она играла роли разного плана. Так и мне природа отвела слишком большой диапазон для исполнения совершенно различных ролей. Благодаря физическим способностям я пытался экспериментировать. Мне не важно, главную или не главную партию мне предлагают - в моем исполнении она все равно будет главной. Я заставлю в это поверить. Теперь я вполне поправился и не тревожусь о конкурентах.

- Как вы относитесь к опыту работы в мюзикле? Это связано с вашим желанием раздвинуть амплуа, попробовать себя еще в чем-то? Или это - бегство из балета?

- Нет, о бегстве нет речи, все наоборот. Согласившись на роль в мюзикле, я рассчитывал использовать время и возможности, чтобы постепенно вернуться на сцену Большого театра. Ведь я долго не танцевал после травмы, а вернуться нужно было на тот же уровень, по которому меня помнят в этих стенах. Ведь поначалу трудно было просто привыкнуть выходить на сцену, держать на себе внимание в течение долгого времени - через 15 минут я просто начинал умирать. Я ведь очень долго провел в уединении - общался только с докторами и сразу приходил к себе в номер и отдыхал. Тяжело было привыкнуть, что на тебя смотрят. Отвык от софитов. Казалось, что потерял все, чему учился 8 лет. У меня была буквально неделя, чтобы этому опять научиться в мюзикле. Благодаря "Ромео и Джульетте" я уже без страха вышел в "Пиковой даме" на сцене Большого. Теперь я не боюсь критических взглядов, которые придирчиво меряют уровень моего прыжка от пола и считают количество сверченных мною пируэтов. Теперь все страхи позади.

22.11.2007
Михаил МАЛЫХИН
http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/ciscaridze/interview5.html

Док. 451584
Перв. публик.: 22.11.07
Последн. ред.: 09.06.08
Число обращений: 214

  • Цискаридзе Николай Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``