В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мне почти не с кем играть Назад
Мне почти не с кем играть
- Ирина, перед разговором с вами я заглянул в Интернет и нашел там "неофициальный сайт Ирины Алферовой" и "антисайт Ирины Алферовой". Вы знаете о их существовании?

- Слышала, но не видела. Я не интернетный человек. Мне неинтересно читать на экране. Когда муж предлагает прочесть какую-нибудь новость в компьютере, я ему говорю: "Лучше принеси мне газету!"

- Приятно видеть живого читателя газет...

- Я вообще люблю читать. И регулярно покупаю прессу. Даже вчерашнюю. Ничего, что она несвежая, все равно я предвкушаю, как встану утром и открою газету. Газеты еще хоть как-то отвечают за свои слова. А на этих сайтах такое понаписано. Мне зачитывали какие-то интервью, которых я никогда не давала...

- Вот как?

- Честное слово. Они сами задают вопросы и сами на них отвечают, используя и перевирая какие-то факты моей жизни. Все где-то около и совершенно не мое. Один петербургский репортер лет десять назад действительно взял у меня интервью, и с тех пор перепечатывает его с разными вариациями и какой-то отсебятиной. Услышит что-то обо мне, вставляет и печатает. Дважды я звонила редакторам этих интернет-изданий. Один из них даже нашел сотрудника, сочинившего интервью, и тот признался ему, что да, выдумал.

- Вижу у вас на столе наш выпуск "Театральных Новых Известий" со Збруевым на обложке...

- Я рада, что он все такой же. Востребованный, всеми любимый.

- К другим судьба была не столь благосклонна?

- Наше актерское поколение попало в такую историческую переделку, что я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Половина не выдержала перестройки и ушла из профессии - в основном в никуда. И дело не в отсутствии таланта. Я знаю замечательных актеров, которые не нашли себе места в новой ситуации. Кто умер, кто ударился в религию, кто занялся неизвестно чем. Актеров моих лет практически не осталось. Все, кто есть - наперечет. Мне почти не с кем играть. Хорошо, что сама востребована.

- Интересно было бы посмотреть на ваш график...

- Да вот он. Кружочки - это выездные спектакли. Галочки - здесь, в театре. Как видите, почти каждый день занят. А до выездных спектаклей надо еще добраться - это же неблизко. Вот Владивосток, вот Сахалин... Я не жалуюсь, но ведь со стороны многим кажется, что это легкий хлеб - тут поплясала, вспорхнула, перелетела, там поплясала...

- А как же. Гребут, говорят, деньги граблями...

- Какие деньги? У нас ни за что платить не любят. Если я много зарабатываю, то потому, что много работаю. Никогда не считаю чужие деньги и не люблю, когда кто-то их считает. Потому что, когда человек начинает зарабатывать, тут же появляется, на что тратить. Вокруг каждого есть множество людей, которым надо помогать, и так далее. Тут никаких денег не хватит. Если бы я могла сыграть в каком-то дорогом спектакле, получить приличные деньги за фотосессию в глянцевом журнале или за съемку на телевидении, я бы могла хоть немного продохнуть, но у нас же все бесплатно. А ведь это труд. Столько раз переодеться, столько времени убить на то, чтобы добраться до студии. На Западе существует установка - за труд надо платить. Я не набиваюсь к ним на обложку, не прошусь в телепередачу - это они ко мне обращаются, потому что им нужно мое лицо. А эти приглашения на светские мероприятия? Вот, пожалуйста: Шарль Азнавур просит пожаловать на его прием в отель "Парк Хайятт". Представляете, как там люди будут одеты? А мне в чем идти? Не в платье же, которому в обед сто лет! Никто ведь не поверит, что у меня нет денег на дорогое платье, скажут, что у меня нет вкуса.

- Некоторые известные актеры зарабатывают, снимаясь в рекламе и в мыльных сериалах. Выйдешь на улицу - а тебя Гоша Куценко и Федор Бондарчук пугают страшными словами "ОСАГО" и "КАСКО".

- Я никого не осуждаю, но для меня это неприемлемо. Таким путем я зарабатывать не буду. И на роль, которая мне не по душе, никогда не соглашусь. Я не снимаюсь в сериалах, где мне предлагают бесконечные роли мам, потому что это не по мне. Я выбираю роль, как в космос лечу. Чтобы это была моя тема, чтобы мне было комфортно и чтобы было что сказать. Если есть какая-то мерзость в характере, я его играть не соглашусь. Лучше выберу сама и сделаю антрепризу.

- Насколько я понимаю, возрождение антрепризы в послесоветское время очень помогло театральным актерам?

- Еще бы! Меня антреприза просто спасла! В театре что - ну, пара ролей, и все. Режиссеры выбирают то, что интересно им, а если мне это не интересно?! В другой театр не уйти, живи как крепостная, играй что дают. Но я всегда отказывалась от неинтересных предложений. Когда Захаров в "Ленкоме" предлагал мне роль, то сразу говорил: "Только вы не отказывайтесь". Я читала и говорила: "Марк Анатольевич, этого я играть не хочу". - "Вот, никогда с вами не договоришься!". Так я и сидела на бобах. Слава богу, что кино не обделяло вниманием.

- Я знаю, что вы были недовольны своей судьбой в "Ленкоме".

- Дело прошлое, что там ворошить. Скажу так: актер должен расти на хороших ролях, а мне их не хватало.

- Что именно может вас не устроить в роли?

- Вульгарность, например. Не буду я ни матом ругаться, ни обезьяну изображать. Или вот - предложили мне недавно сыграть в одной пьесе. Отлично написано. Но о чем? Разрушенная дача, разрушенные люди, разрушенная жизнь. Никто ничего не может.

- Так это же "Вишневый сад" в современном толковании!

- Да, но чеховские герои еще на многое способны, а эти - ни на что. Совершенно беспомощные. В начале 90-х это бы еще куда ни шло, но сейчас-то в стране другая ситуация. Сейчас время мочь, а не говорить о том, что никто ничего не может.

- Архимед говорил: дайте мне точку опоры, и я переверну землю. Является ли для актрисы такой точкой партнер?

- Конечно. Партнер дает возможность сыграть главное чувство - любовь. Но для этого он должен вызывать драйв. Быть мужчиной, а не мужиком. Терпеть не могу плебейства...

- А любовь к женщине вы могли бы сыграть?

- У меня не было такого опыта, но почему бы и нет? Я бы попыталась это понять. Это могло бы быть красиво, не так, как между мужчинами...

- Я вижу, вы идеалистка...

- Да, и сама не понимаю откуда. Ведь никаких предпосылок к этому не было. Меня никто этому не учил - ни мама, ни папа. Им было не до меня. Нашим родителям вообще было не до нас - они вкалывали, им надо было выживать. Я росла во дворе, видела, как ведут себя мои сверстники и сверстницы, видела все эти поцелуи и обжимания, но мне никогда не хотелось быть такой же, как они. Я мечтала о чем-то более высоком. О любви, а не о том, чтобы просто иметь мальчика. Будто кто-то оберегал меня от житейской грязи. Помню, меня в школе со значением спросили: "А что это у тебя за синее пятно на шее?" Я говорю: "Чернила, наверно". - "А, ну понятно..." Я даже не догадалась, на что они намекали.

- И театр, по-вашему, должен показывать идеализированную жизнь?

- Да, для того он и существует. Ведь в каждом человеке, даже в самом циничном, спрятаны идеализм и романтизм. Я это не просто так говорю, я это видела много раз! Когда играла "Женщину в белом", как в нее влюблялись! Я играла мечту, но такую, что никто не видит, что это мечта, потому что перед ними на сцене реальная женщина. А в зале - современные мужики с золотыми цепями и толстенными перстнями на пальцах. Вы себе не представляете, что с ними творилось! С ума сходили! На все были готовы! Вот это и есть то, чем должен быть театр.

- Когда вы играете вместе с Абдуловым, вам помогает или мешает ваше прошлое?

- Ни то, ни другое. Просто я очень его люблю как актера, и мне с ним на сцене всегда интересно.

- А в жизни из вас могут полететь искры?

- Для этого меня надо очень задеть. Я не люблю распущенности и несдержанности в других и не позволяю себе. Звездной болезни у меня нет. Но если по отношению ко мне кто-то допустит бесчестный поступок, я могу очень жестко ответить. Один раз такое было. Человек меня оскорбил, и я заставила его извиниться перед всем театром. А вообще я вам скажу так: у актрисы есть столько возможностей разряжаться на сцене, что в жизни это совершенно не обязательно.

- Вы долго помните обиды?

- Помню, может, и долго, но плохо думать о человеке могу минут пять, не больше, потому что начинаю понимать, что он так поступил по слабости, а слабых мне жалко.

- Вы давно считаетесь одной из самых красивых женщин страны, но такое впечатление, что это мешало вашей актерской карьере...

- Может быть, но для меня это не важно. Я не для того пошла учиться в ГИТИС, чтобы блистать красотой или делать ослепительную карьеру. Никогда не была амбициозной. Просто хотела быть актрисой, готова была выучиться и ехать в Урюпинск работать на маленькой сцене. Про кино вообще не думала ни до училища, ни во время учебы. Кино казалось чем-то несерьезным, легковесным, мимолетным. Я не хотела сниматься в роли Даши в "Хождении по мукам". Я никогда не слушала то, что мне говорили о моей якобы неземной красоте. Я отбрыкивалась от всего этого. Мне нужны были серьезные роли и серьезное отношение. Я не куколка и никогда ею не была. Когда мне в институте говорили: "Наша Мэрилин", меня просто передергивало.

- Вы не любите Мэрилин Монро?

- Напротив, я ею восхищаюсь. У меня даже есть такое понятие: "синдром Мэрилин" - сначала делать, а потом думать. Это очень женственно. И многие неблаговидные поступки своих героинь я оправдываю непосредственностью.

- Тогда чем же вам не нравилось сравнение с Монро?

- Тем, как оно произносилось, и тем, что в него вкладывалось. В этом была зависть и недоброжелательность. Как-то я прочла воспоминания Артура Миллера о том, как он познакомился с Мэрилин. Это было на приеме. Когда она вошла, он всей кожей ощутил волну зависти и ненависти, которая пошла от собравшейся публики. Мне это очень понятно - она была конкуренткой для всех.

- Вы, наверно, особенно ощутили это, когда вышли замуж за Абдулова? О нем, поди, сотни тысяч девушек мечтали, а вы им дорогу перешли?

- Я бы не сказала, что сильно это чувствовала. Про женщин лучше спросить у него. Я-то замечала скорее то, как завидуют ему мужчины.

- И все же слово "куколка" мне кажется комплиментом. Не "кукла" же...

- Нет, это было оскорбительно, потому что неверно по существу. Надеюсь, сейчас это вполне очевидно. Внешне я давно не куколка, но, как вы знаете, до сих пор числюсь в рейтингах. Если бы люди ценили только губки да глазки, они бы только молодых выбирали. Кукольная красота заканчивается очень быстро, и если у человека нет внутреннего мира, смотреть на это не хочется...

- "Нет ничего страшнее бывшей красавицы?" А кстати, как вы относитесь к моде на омоложение?

- В принципе в этом нет ничего плохого. Но, к сожалению, я не вижу хороших результатов. Только вчера открыла глянцевый журнал и наткнулась на целый фоторазворот с какой-то там светской тусовки, как сейчас говорят. И восемь женщин на одно лицо - видно, что только что от хирурга...

- Да, само выражение "подтянутая женщина" нынче приобрело новый смысл...

- Если омолаживаться ценой потери лица, то я против. Конечно, иногда смотришь на себя в зеркало и в сердцах говоришь: "Завтра же пойду и сделаю себе операцию!" К счастью, у меня есть муж, которому я дорога такой, какая я есть. А когда я слышу от женщин, что это мужья послали их на операционный стол, то начинаю подозревать, что любви здесь нет, а есть что-то другое.

- Вы назначили мне встречу за полтора часа до спектакля. А за сколько времени до начала вы приходите обычно?

- Где-то за час.

- Вам нужно настроиться?

- Просто войти в театр и стряхнуть с себя быт. Хотя некоторые актеры любят примчаться в последний момент и с пылу с жару выйти на сцену. Для них в этом особый драйв. Для меня - нет. Мне нужно посидеть, подумать, с чем я сегодня выйду на сцену. Иногда самой интересно - с чем? Как закричу - такая и будет героиня. Закричу смешно - будет одна, закричу страшно - другая. А какая будет публика? На что будет реагировать? Молодые больше отзываются на текст. Услышат реплику - и смеются. А те, кто постарше, у кого жизненный опыт есть - те больше на психологические тонкости откликаются. Сейчас вот вы будете сидеть и смотреть критическим взором на наши с Филозовым усилия. Каждый раз что-то другое. Это - жизнь и это - театр.

04.06.2007
Виктор Матизен
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/alferova/interview3.html

Док. 451613
Перв. публик.: 04.06.07
Последн. ред.: 09.06.08
Число обращений: 311

  • Алферова Ирина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``