В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью журналу `Салон` Назад
Интервью журналу `Салон`
Мы сидим в летнем кафе отеля "Централь". Ветер вырывает из рук последние деньги и норовит обрушить большой тяжелый навес на наш стол. Через два часа у Маковецкого спектакль. Он, то и дело, подхватывает опрокидывающуюся посуду и склонные к левитации сигареты (он предпочитает "Dunhill Ligts", выкуривая по сигарете каждые пять минут). Он подчеркнуто вежлив, но ломаный контур его улыбки говорит об ироничном отношении к провинциальной прессе. "Не сомневайся" - говорит его внимательный взгляд - "Если ты дурак или бездарь, я это почувствую. Сразу почувствую, будь уверен". Его жесты артистичны и точно дозированы. Если ему не хватает слов, он будто вылавливает их из воздуха рукой. Для человека, не доверяющего словам, Маковецкий говорит очень эмоционально и правильно.
Получив разрешение, и мысленно наложив на себя животворящий крест, я включаю диктофон.
Андрей Зимоглядов: - Вы меня простите, если я буду задавать вам глупые вопросы? Я волнуюсь очень.
Сергей Маковецкий: - Я сам волнуюсь. Все нормально.
А. З: - Как обед?
С. М: Изумительный!
А. З: Вы гурман?
С. М: Я гурман, да. Нет!!! Я люблю, когда вкусно. Это гурманство или нет? Когда вкусно и когда красиво подают? Я не привередлив в еде. Вообще, я люблю холодец с жареной картошкой. Мои домашние этого не поддерживают...
А. З. Ну, я бы не стал их в этом упрекать, блюдо довольно экстремальное.
С. М: Значит вы не понимаете. А вы попробуйте. Янтарный холодец, обязательно прозрачный. Кстати, по тому как приготовлен холодец, можно судить о хозяйке дома. И по кастрюльке, в которую он разлит. Вареники с вишней люблю, я же украинец. Только правильно приготовленные, знаете, такое сыроватое, очень грубое тесто...
А. З: Гастрономическую тему пора сворачивать, желудочный сок сейчас разъест мой организм. Столь пристальное внимание прессы вас не удручает?
С. М: Да как оно может меня удручать? Меня удручает, когда я читаю состряпанные легенды, которые не имеют никакого отношения ко мне, к моей семье, к моей профессии. Здесь работают совсем другие законы, нечеловеческие, очень жестокие. Хотя, чего они могут добиться? Лишить меня профессии? Таланта? Разве что, немножко подпортить мне настроение. Желтая пресса - это определенный жанр. Я всегда говорю себе: "Сережа, не поддерживай желтую прессу. Даже материально". Но все равно, покупаю. Внутри сидит такой маленький обыватель и говорит: "А ну давай прочтем". Журналисты меня не достают. Когда актер говорит, что он устает от популярности, в этом есть доля кокетства. Я в таких случаях всегда говорю: "Иди в другую профессию и от тебя моментально отстанут".
А. З: Бывает, что легенда куда интереснее правды и работает на имидж.
С. М: Я никогда не занимался своим имиджем. Вы, господа журналисты, нас путаете. Шоу-бизнес и серьезных драматических актеров. Там крутятся другие деньги, большие деньги. Театр, кино - это совсем другое.
А. З: Но вы же имеете отношение к поп-культуре.
С. М: Я не имею никакого отношения к поп-культуре!!!
А. З: А второй "Брат"?
С. М: Я не думаю, что "Брат" - это поп-культура. Его снял очень талантливый режиссер, сделавший до этого "Про уродов и людей" - фильм совсем другого жанра и другой стилистики. Когда появился "Брат", вы, господа журналисты, все как один, кричали, что это явление. Это новый герой. Балабанов и Бодров создали современного героя, героя странного. Героя не умеющего делать ничего, кроме как убивать, делать то, чему его научило государство. Потом Балабанову стало интересно, как будет развиваться Данила Багров и он снял "Брата-2". Знаете, в Америке очень много таких фильмов - герой одиночка побеждает плохих. И мы ему, как правило, сочувствуем. Сочувствуем только потому, что он не убивает невинных. А если герой, который вам нравится, убивает невинного человека, даже случайно, он обязан понести за это наказание. Это закон жанра. Они это очень хорошо понимают. Возьмите то же "Криминальное чтиво". Джексон приходит к очень серьезным размышлениям, не то, чтобы приходит к богу, нет. Но ему приходится размышлять. А героя Траволты, куда уж больше, - его просто взяли и замочили. Поэтому во втором "Брате" мне показалась странной эта сцена, когда Багров идет по длинному коридору и наотмашь стреляет. Вот здесь, мне кажется, легкая небрежность, режиссерская...
А. З: С другой стороны, это придает ситуации реализма.
С. М: Придает реализма, но мы же с вами говорим не о жизни, а о жанровых рамках боевика. Не имеет права герой стрелять направо-налево. Когда Багров завалил первого посетителя бара, у меня возник один вопрос - "почему?" А человек, игравший в шахматы - мы же даже не успели его разглядеть! Если бы он рванулся за кобурой... В любом случае, фильм сделан человеком, виртуозно владеющим своей профессией. Что касается монтажа, динамики... Вообще, когда человек снимает кино, им движет жуткий творческий эгоизм и ему наплевать на то, что потом скажут люди. Режиссеру просто необходимо снимать так как ему хочется, этого требует его мироощущение. Потом, когда фильм снят, возникает другой вопрос, на сколько он отвечает перед обществом за то, что сделал. Спорный вопрос, я пока на него себе не ответил. В конце концов, зритель волен принимать фильм или отказаться от него.
А. З: Ваши ощущения от Каннского кинофестиваля.
С. М: Каннский фестиваль? Великолепно, конечно. Вы, наверное, знаете, мы не были в программе. Было пять сеансов, прошли с аншлагами. Права на ленту "Про уродов и людей" приобрела какая-то французская компания, боюсь вам соврать. Сейчас они прокатывают фильм по всему миру. Недавно продюсер Сергей Сельянов вручил мне приз Испанского кинофестиваля. Такой, знаете, красивый, написано: "The Best Actor". Кстати, об этом наши журналисты не знают, поскольку на сам фестиваль нас не пригласили.
А. З: Слухи об ангажированности каннского жюри преувеличены или имеют под собой реальную почву?
С. М: Не знаю, я с ними не разговаривал. Это нормально. А вы хотите сказать, что на Московском фестивале другие законы? Или на Берлинском? А вы бы как поступили? Предположим, вы - член жюри, а я, ваш приятель, привез фильм. А когда-то, я из вас сделал суперзвезду. Везде так. Жюри - это люди. Горстка людей. В Канне я увидел, что такое фестиваль ради кино. Московский кинофестиваль все время доказывает свою необходимость. Это огромная ошибка! Там ничего не нужно доказывать. сА. З: Вашингтон, кстати, сыграл не сказочно.
С. М: Да-да, мне говорили, что это не лучшая его роль.
А. З: Большинство наших актеров и режиссеров, при упоминании о голливудской продукции, охватывает совершенно необоснованный снобизм.
С. М: Я очень хорошо отношусь к голливудским фильмам.
А. З: Например?
С. М: Очень люблю "Английского пациента", очень люблю "Список Шиндлера", очень люблю "Полет над гнездом кукушки", "Красотку", "Мосты округа Мэдисон", "Опасные связи". Конечно, у них далеко не вся продукция high-класса, но у них очень крепкий средний уровень. А у нас часто посредственность возводится в ранг абсолюта. Поэтому столько гениев вокруг.
А. З: Давайте сделаем вас для читателей человеком из плоти и крови.
С. М: Конечно! Но я абсолютно не пью спиртного. Могу выпить рюмку водки максимум.
А. З: Я слышал, вы очень разборчивы в выборе одежды.
С. М: Да, мне нравится определенный стиль. Я люблю, чтобы было чуть-чуть великовато. Когда ткань дышит. Мне нравится, когда она живет самостоятельной жизнью. Вообще, сейчас я могу себе позволить одевать все, что хочу. Когда-то очень мучительно привыкал к смокингу, а сейчас он для меня - рабочая одежда. Кстати, гениальное изобретение - достаточно иметь один хороший смокинг и никто не скажет, что ты всегда в одном и том же.
А. З: Деньги развращают людей?
С. М: Нет.
А. З: Я лично знаком с парой-тройкой очень развращенных деньгами ребят.
С. М: Может быть шальные деньги, легкие. А заработанные позволяют иметь товарный вид.
А.З: Если бы вам выдали лицензию на убийство, список претендентов получился бы внушительным? Если бы убийство было морально оправданным - условно, конечно.
С. М: Я как-то не думал об этом. Пока. Я стараюсь забывать плохое. Я не пытаюсь казаться идеальным, просто хорошее забывается само собой, от него остается только ощущение. А плохие воспоминания затягивают, их нужно душить волевым усилием.

Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
www.zaneclo.ru
http://www.sergeymakovetskiy.narod.ru/pressa.htm

Док. 452333
Опублик.: 16.06.08
Число обращений: 110

  • Маковецкий Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``