В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фильм Никиты Михалкова `12` получил специального `Золотого льва` Назад
Фильм Никиты Михалкова `12` получил специального `Золотого льва`
В субботу, 8 сентября, завершился юбилейный, 75-й Венецианский кинофестиваль. Фильм Никиты Михалкова "12" получил специального "Золотого льва". Награду объявили не среди главных призов, а примерно посередине церемонии закрытия, между призом за лучшую работу начинающей актрисы и призом за лучшие женские и мужские роли. В общем списке призов, распространенном организаторами фестиваля, она идет девятой, с формулировкой "за творчество в целом и за подтвержденные в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом".
Александру Сокурову, автору пацифистского киноманифеста "Александра", вручили в Венеции приз имени Робера Брессона, присуждаемый Итальянским фондом культуры и Епископальной конференцией за "духовные искания в кино". По мнению обозревателей, фильмы Сокурова и Михалкова, исследующие проблему национальности и свободы, представляют два полюса современного российского мировосприятия.

"Золотой Лев", которого получил Никита Михалков, для венецианского фестиваля - абсолютное новшество. Как правило, Львы вручаются либо за вклад в кинематограф - такую статуэтку в этом году получил американский режиссер Тим Бертон, - либо за лучший фильм. Этой награды на 64-м фестивале удостоился китаец Ень Ли с фильмом "Осторожно, похоть!". Еще на второй день фестиваля фильм "Осторожно, похоть!" называли самым очевидным фаворитом, но за сутки до вручения "Золотого льва" Венеция посмотрела "12" и "Львов" получилось два - так бывает, когда у жюри разошлись мнения.

Получая премию, Михалков заявил со сцены: "Во-первых, я хочу поблагодарить замечательных русских артистов. Во-вторых, поскольку нам дали премию по совокупности, я хочу поблагодарить нашу группу - оператора Влада Опельянца и продюсера Леонида Верещагина. Я хочу поблагодарить жюри, состоящее из великолепных режиссеров. Очень трудно получить их признание. И последнее: Италия ко мне благосклонна, и я бесконечно ей за это благодарен".
"Я ничего не ждал, потому что я искренне верил, что эта картина в основном рассчитана на российского зрителя. И самое поразительное, что я вчера впервые смотрел ее сам - вместе со зрителями. И когда я смотрел картину и слушал реакцию зала, я поразился тому, что она была такой же, как я хотел бы получить в России. Меня это так удивило и обрадовало, что я стал думать, что, может быть, мы что-то получим", - признался режиссер.
"Человек - существо жадное. Сначала говорит, что ему все равно и ничего не надо, потом начинает надеяться, что что-нибудь дадут", - добавил он.

"Я не думал, что этот фильм так неожиданно личностно воспримут здесь, в Европе. Прежде всего, это фильм для России и про Россию. Для меня он важен как повод задуматься - мне кажется, что настала пора говорить вслух то, о чем мы все шепчемся, ибо если не говорить, мы ничего не изменим и ничего не добьемся", - рассказал Михалков.

"12" - вариация на тему классической ленты Сиднея Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". В картине 50-летней давности жюри американских присяжных решает судьбу юноши-мексиканца, обвиняемого в отцеубийстве. С начала шестидесятых психологическая драма Реджинальда Роуза выдержала множество театральных постановок, несколько экранизаций в кино и на ТВ. Именно с пьесы Роуза началась режиссерская карьера Никиты Михалкова: сорок лет назад он поставил по ней дипломный спектакль в Щукинском училище. В российском фильме речь идет о суде по делу чеченского подростка, который обвиняется в убийстве своего приемного отца, русского офицера. Присяжных играют Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Юрий Стоянов, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Сергей Газаров, Александр Адабашьян, Алексей Горбунов, Сергей Арцибашев, Виктор Вержбицкий и сам Никита Михалков.
"Почти все они, кроме одного, готовы к тому, чтобы десять минут потратить на это и разойтись, будучи уверены в том, что они сыграли в правосудие. Но в этом и есть проблема: нет неважной человеческой жизни. Для Бога дворник и министр равны. А мы об этом в нашей стремительной жизни забываем", - утверждает Михалков. Режиссер также процитировал Достоевского, что "очень легко любить весь мир, но очень трудно любить одного человека".

Один из "присяжных" Сергей Маковецкий рассказал, что, благодаря репетициям и усилиям режиссера, весь актерский ансамбль находился в "очень хорошей атмосфере и очень верно чувствовал предлагаемые обстоятельства". Маковецкий играет в "12" того присяжного, сомнения которого приводят в итоге к оправдательному приговору. Однако фильм 1957 года Сергей Маковецкий сознательно не пересматривал - режиссер не давал такой установки, да и у самого актера не было желания смотреть оригинал, поскольку это могло "помешать". "Мы обсуждали персонажа с Никитой Сергеевичем, и мне кажется, что я верно его почувствовал. Это человек, в котором очень много совестливости и ни капли превосходства перед другими. В нем больше сомнений, больше боли... Ведь мы же могли сделать этот образ так - "вот, смотрите, какой я умный, как я вас всех сделал". Но гораздо сложнее и интереснее играть человека, который предлагает какие-то аргументы, но на вопрос "а что вы хотите этим сказать?" отвечает: "Ничего. Только то, что сказал. И никого не хочу оскорбить", - говорит Маковецкий.
"Действительно, это русская картина, поскольку благодаря исповеди каждого присяжного мы постепенно узнаем и ощущаем всю ту жизнь, которая нас окружает," - считает Маковецкий. Его не смущает тот факт, что в фильме Михалкова правосудие вершится в спортзале: просто помещение суда на ремонте. По мнению актера, никаких аналогий с ситуацией "страны на ремонте" искать в этом не следует.

В режиссерской коллекции Никиты Михалкова уже есть один Золотой Лев: в 1991 году высшую венецианскую награду получил его фильм "Урга. Территория любви".

Другие призы фестиваля получили Кейт Бланшетт (лучшая женская роль), Брэд Питт (лучшая мужская), Бернардо Бертолуччи, получивший приз за вклад в киноискусство, модный китайский режиссер Ень Ли, Брайан де Пальма, чью последнюю работу - "Без цензуры" - оценили только серебром.

10.09.2007
http://www.regions.ru/news/2096481/

Док. 452340
Перв. публик.: 10.09.07
Последн. ред.: 16.06.08
Число обращений: 319

  • Маковецкий Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``