В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не знаю, насколько мы очерствели... Назад
Не знаю, насколько мы очерствели...
Нам кричали: "Брависсимо!"
- Поздравляем с триумфом в Венеции! Вы же были там, Сергей, в момент показа фильма. Расскажите, как все происходило...

- Я видел, как были взволнованы люди во время показа картины, но главное началось после премьеры. К нам подходили и говорили: "Какой замечательный фильм, прекрасный актерский ансамбль! Брависсимо!" Говорили, что каждый актер, который занят в картине, достоин приза за лучшую мужскую роль. И действительно, там каждая роль интересна, каждая неповторима.

- А у нас в стране, как думаете, будет такой же резонанс?

- А вот у нас - не знаю. Все зависит от того, насколько мы очерствели.

- Финал картины страшный: лохматый черный пес несет руку погибшего воина...

- "Ты принес мне, черный ворон, руку милого с кольцом"... Финал символичный. Старинная русская казачья песня... Картина ведь о том, кто мы такие, как живем, как относимся к себе и другому человеку. Это фильм-откровение, фильм-притча. В картине - абсолютно открытая душа Никиты Сергеевича и каждого персонажа.

- Вашему персонажу удается выкарабкаться из трудной ситуации благодаря одному только доброму слову - думаете, так бывает в реальной жизни?

- В жизни бывает все. Одна фраза, сказанная посторонней женщиной, перевернула для него мир и вернула к нормальной жизни. Да, так бывает, я знаю. Это прекрасно, когда роль и твоя человеческая позиция имеют точки соприкосновения.

- В "12" очевиден театральный подход к съемкам: основное действие происходит в спортивном зале, время в картине максимально приближено к реальному. Как вам кажется, зачем это?

- Вопрос больше к режиссеру, но мне кажется, что эта театральная подробность была необходима. Нужно было не спеша, не клипово рассказать историю. Если бы ее сделали иначе, это была бы просто история суда присяжных. А театральность позволяет очень подробно исследовать то, что происходит с каждым героем отдельно. Посмотреть, как меняется мироощущение, как меняется сознание человека. И тем не менее это очень кинематографическая работа! Зрители обратят внимание на затылок, который внимательно слушает, на глаза, на выражение каждого лица, на то, как поднимаются руки, как меняются ощущения.

Воробей тоже принимал решение
- "12" - это ремейк, и вы, работая, наверняка вспоминали картину Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин" (фильм получил в 1957 году "Золотого медведя" и три номинации на "Оскара". - Авт.).

- Нет, не было необходимости вспоминать, пересматривать... Зачем? Ремейк только в идее, не более того. Суд, присяжные заседатели, обвиняемый. Здесь только ситуации схожи. Но в жизни столько схожих ситуаций! Сегодня невероятно сложно найти новую тему. Но еще труднее выразить до боли знакомую истину о том, что нужно жить по человеческим законам. И без назидания сказать об этом в нашем 2007 году.

- Вообще-то фильм несправедливо назван "12". В картине есть еще один очень важный 13-й персонаж - воробей. Может быть, посланник свыше... Он был прописан в сценарии или придумали его по ходу дела?

- Он был в сценарии. Но в этом-то и есть мастерство. Когда актер что-то делает, а его потом спрашивают, было ли это прописано заранее... Если так, то это значит - материал живой. А 13-й заседатель - воробей, - он тоже принимает решение. Вспомните ситуацию с кинжалом. Люди в азарте что-то пытаются доказать, но неожиданно упорхнувший воробей не допускает трагедии - смертоубийства.

- А как вам удалось договориться с воробьем? Птица-то свободная, летает где хочет, не по сценарию.

- Да, свободная, но вот, пожалуйста, - воробей проявил внимание и был очень дисциплинированным артистом. А вот были ли дрессировщики - не скажу. Не рассказывать же вам всю подноготную...

- Смелый сценарий, необычное воплощение. Представляю, как трудно было все это реализовать... На площадке была жесточайшая дисциплина? Как вам работалось с Михалковым?

- Невероятно бережное, уважительное отношение, понимание, что актер идет в кадр и должен произнести свой монолог с полнейшей отдачей... Вот как работает Михалков. Никита Сергеевич строго следил, чтобы была гробовая тишина, когда работают актеры. Но главное - он поддерживал. Если существовала хотя бы малейшая недосказанность, Михалков никогда не говорил: "Мотор!" Несмотря на цейтнот... В этом - доверие, любовь, сотоварищество, сотворчество. И мы действительно репетировали каждую сцену! Обсуждали! Проще, интереснее работать, когда договариваешься обо всем "на берегу".

- У вас в картине грим пожилого человека, ваш герой старше вас - почему вы решили сделать его старше?

- Это обсуждалось. Мы видели изображение героя на мониторе компьютера. Облик, который был найден, на мой взгляд, очень удачен. Этот легкий пух на его голове - момент биографии, момент пережитого.

- А если бы в реальной жизни вас пригласили принять участие в суде и стать одним из присяжных - согласились бы?

- Раньше никогда на эту тему не думал, сейчас вот задумываюсь. Если пригласят, наверное, это будет для меня очень важным делом, и я пойду. Я, Сергей Маковецкий, как человек во всем согласен с моим героем.

кстати
Как Маковецкого утвердили на роль

Михалков позвонил Маковецкому и, не размениваясь на "здрасьте", сказал в трубку:

- Ты в Бога веруешь?

- Да кто вы такой, какое ваше дело?!

- Не важно, кто - скажи, веруешь или нет?

- Ну, верую...

- И в храм ходишь?

- Хожу!

- Твои молитвы услышаны...

блиц
- Лучший город мира?

- Киев, а теперь и Венеция!

- Любимый музыкальный инструмент?

- Каждый неповторим.

- Если писатель, то кто?

- Чехов.

- Если время года, то какое?

- Самое-самое начало весны.

23.09.2007
Марина Суранова
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/makovetsky/interview2.html

Док. 452353
Перв. публик.: 23.09.07
Последн. ред.: 16.06.08
Число обращений: 319

  • Маковецкий Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``