В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: `Цирк - не стихия` Назад
ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: `Цирк - не стихия`
Меньше месяца назад новым директором Роcгосцирка был назначен известный театральный продюсер, директор Российского театрального агентства, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор РАТИ Давид СМЕЛЯНСКИЙ.

- В связи с новой должностью я только что передал директорские полномочия своему заместителю в агентстве Александру Лурье, а сам вошел в должность художественного руководителя. Газетная молва приписала мне еще несколько "ипостасей": директор оперной школы Г.Вишневской, член Президентского совета. Поясняю, что в Президентском совете я состоял в период прошлого созыва и директором оперной школы больше не являюсь, так как три года назад оставил эту должность.

- Но что заставило успешного театрального продюсера заняться многотрудным цирковым хозяйством? После проектов с М.Ростроповичем, Р.Стуруа и Г.Канчели...

- Не после. Я не собираюсь прекращать театральную деятельность. А новую должность принял потому, что... Глупо говорить, что я люблю цирк. Но я его действительно люблю. Раньше, когда приезжал в какой-нибудь город заделывать гастроли, в первый же выходной обязательно шел смотреть представление, поскольку очень люблю классическое, профессиональное цирковое искусство. В июле этого года мне исполнилось 55 лет. Немало. Хотя и немного. Про театр я уже кое-что знаю. Начал узнавать и про серьезную музыку. Занялся кино. Я же не ушел торговать окорочками, а решил попробовать себя в менеджменте еще одной области культуры.

- Ну и как? Важнейшим из искусств для вас сегодня является цирк?

- Раньше человек приезжал в Москву и куда шел в первую очередь? В Кремль, Большой театр и цирк. А сегодня цирковое хозяйство находится в плачевном состоянии. Средняя заполняемость периферийных залов - 35 процентов, и это при четырехдневной неделе!

- А в чем причина?

- Во-первых, имущественный комплекс в ужасающем запустении. Приблизительно тридцать типовых зданий было почти одновременно построено в 60-е годы. С тех пор они практически не ремонтировались. У меня недавно был разговор с директором Уссурийского цирка. Город удален от Владивостока примерно на 100 километров. Население - 160 тысяч человек. Зачем было строить там бетонную громадину? Вот она и стоит, по семь месяцев в году закрытая на амбарный замок. В последние годы Минкульт РФ отпускает циркам некие средства, даже и немалые. Но при таком запустении они растворяются мгновенно. Там подкрасили, тут подлатали - так проблемы не решишь. Поэтому, думаю, надо кардинально браться за приведение в порядок недвижимого циркового имущества.

Не менее важна и юридическая сторона вопроса. Росгосцирк - государственное федеральное унитарное предприятие. Но сами цирки где значатся унитарными, где "учреждениями культуры". А Московский цирк на проспекте Вернадского и Санкт-Петербургский цирк вообще отделились от компании. У них собственный конвейер артистов. Государства в государстве. Так не должно быть. И не будет. Надо привести юридические статусы цирков к единой схеме, по которой ими можно управлять. У меня такое впечатление, что этой сферы никакие реформы вообще не коснулись. Время лишь подвергло разрушению то, что было наработано при советской системе. Был четкий конвейер: программ, номеров, артистов и маршрутов. Существовал плановый отдел, где все это фиксировалось и регулировалось.

- А теперь его нет?

- Он есть, но стихии тоже много. Должны быть выработаны какие-то новые модели. Вот цифры: в цирковом конвейере занято 2802 человека, из них артистов - 1950. Я спрашиваю: кто-нибудь имеет представление об их уровне, о качестве их номеров? Кто-нибудь проводил некую аттестацию, или, как раньше это называли, тарификацию? Нет, говорят, не проводили. Очень длительный это и тяжелый процесс. Но в таком случае поле обязательно зарастает сорняками. Не может быть все одинаково хорошего качества.

Необходимо заново юридически закрепить взаимоотношения артистов и управляющей компании. Ведь что сейчас происходит? В артиста вкладывают государственные деньги, он готовит номер и уезжает с ним на Запад. Вот, к примеру, знаменитый спектакль "О" цирка Дю Солей, идущий в Лас-Вегасе. Почти треть его состава - наши соотечественники. Я не за границу на запоре. Но за равные партнерские отношения. В артистов надо вкладывать деньги, но они должны возвратить стране проценты, а не смыться за рубеж. Наша ментальность непобедима. Мы хотим иметь милое демократическое лицо, но при этом держать под столом ладошку, в которую доброе государство положит большие деньги.

- Получается, что на территорию, которой вы теперь ведаете, не ступала нога реформатора. Зато по ней бродят "дикари-одиночки".

- Настоящее бедствие - посредники. Как, собственно, и все в нашей стране - и ресурсы, и товары, - так и цирковые номера продаются через посредников. У нас, кажется, только уборщицы не торгуют номерами. Почему, спрашивается, артист из Москвы не может напрямую отправиться, скажем, в Ростовский цирк? Мне говорят: посредники берут на себя организационные хлопоты. А на самом деле некоторые директора цирков просто не хотят работать. Им выгоднее по выходным отдавать помещения рынкам и автосалонам. Цирковые здания в провинции не должны быть торговыми точками или памятниками разрухи. Они должны быть центрами искусств. Но благодаря компании, а не посредникам.

- И все это происходит при наличии солидного аппарата Росгосцирка?

- В генеральной дирекции - 180 человек. Зачем столько? Реструктуризация аппарата тоже необходима. Есть еще одна важная проблема - работа Центра циркового искусства. Это - творческое сердце цирка, это - место, где готовятся новые номера. В прошлую субботу я побывал там и ужаснулся, в каких условиях люди готовят новые номера. Техническая оснащенность 30 - 40-летней давности. И в такой обстановке репетируют артисты, некоторые - мирового класса! Работу центра надо перестраивать и делать современной.

- Здесь тоже - стихия?

- Тоже. Приходит, например, жонглер с кольцами. Кто-нибудь поинтересовался, сколько надо номеров с кольцами? А может быть, их перепроизводство? Пока что творческий совет сам решает, какие заявки принимать, кому продлить репетиционный период. При этом члены совета прекрасно понимают, что если сегодня не примут заявку они, то завтра не примут и у них. Эту систему надо менять.

- Значит, надо, как в известном мультфильме про козленка, всех сосчитать?

- Должна быть обязательно какая-то ротация и на уровне уже имеющегося, и на уровне отбора нового. Половина хозяйства явно покрылась мхом. Или, может быть, я сам оброс мхом, не знаю... Пока я фантазирую, примеряю. Может быть, рядом с центром должно быть некое цирковое актерское агентство, которое будет чутко реагировать на мировые цирковые процессы? По крайней мере система учета и контроля необходима.

- А нет ощущения, что вся цирковая жизнь "покрылась мхом"?

- Ничего подобного! Недавно я побывал на фестивале детских самодеятельных цирковых коллективов. Я был поражен тем, что делают эти дети. Из многих можно сделать артистов хай-класса. В Москве прошел День жонглера, были очень сильные номера. В Казани в студию при цирке конкурс 15 человек на место. Между тем, на сегодня у компании Росгосцирк нет никакой связи с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства. Это в корне неверно. Ведь училище - это будущее цирка. Должна быть связь на всем периоде обучения, а с последнего курса лучшие номера надо впрямую курировать. Может быть, лучшим студентам стоит платить стипендии от компании. А сейчас мы дошли до того, что выпускники ГУЦЭИ даже не идут в компанию работать.

Все это нужно брать в руки и оформлять в цивилизованные организационно-юридические рамки. Надо, чтобы артисты в цирке могли пристойно зарабатывать. Но не только в Японии и США, а и у себя в России. Это одна из самых главных проблем. Как все это осуществить? Будем думать. Пока ведь и месяца не прошло, как я принял это хозяйство.

Беседу вела Наталия КАМИНСКАЯ

No39 (7346) 26 сентября - 2 октября 2002г.

http://www.kultura-portal.ru

Док. 452436
Перв. публик.: 02.10.02
Последн. ред.: 17.06.08
Число обращений: 421

  • Смелянский Давид Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``