В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутат Государственной думы Вячеслав Шпорт: `У правительства Север почему-то всегда крайний` Назад
Депутат Государственной думы Вячеслав Шпорт: `У правительства Север почему-то всегда крайний`
По признанию депутата Государственной думы Вячеслава Шпорта , он всегда говорит о самолетах. Это - родное, это его жизнь. Выходец из Комсомольского-на-Амуре авиационного завода, доктор технических наук, профессор, он активно продвигает свое предприятие, о котором хорошо знают в западных регионах.И искренне сожалеют, что у них нет такого энергичного депутата, который бы до такой степени болел за отечественное авиастроение. При этом он остается жителем северных широт. Наш разговор начался с темы, которая на слуху у всех северян.- Вячеслав Иванович , несколько лет назад, оказавшись в Якутске, тогда еще премьер-министр Касьянов заявил, что у нас едва ли не полстраны официально считается Севером. И тут же сказал, что вместо 40 северных территорий остаться должно всего четыре. Уж очень накладно для бюджета оплачивать жизнь на бескрайних северных просторах. И вот в середине апреля Государственная дума занялась районированием Севера, обсудив этот вопрос на парламентских слушаниях. Выходит, и впрямь будем кроить географическую карту?- Слова премьеров, как вы понимаете, никогда не остаются без последствий. Тогда, четыре года назад, правительство сразу же внесло законопроект об отмене северных гарантий по всей стране, правда, за некоторым исключением. Дебаты начались еще в прошлой Думе. Чтобы отстоять интересы людей, живущих в суровых условиях, мы создали депутатскую группу "Север России" на базе комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Туда вошли представители всех партий. Все вместе мы и дали первый решительный бой правительству.- А как оно предполагало разграничить север и юг?- Очень просто - провести черту по одной из параллелей - 60-й или 70-й. Все, что выше, - север, а что ниже - почти юг со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если следовать логике правительства, то поскольку Комсомольск-на-Амуре находится на одной параллели с Киевом, там должны цвести каштаны и расти персики. И кому какое дело, что под Новый год в Комсомольске-на-Амуре - минус 43 градуса. Трижды с большим трудом нам удавалось проголосовать против такого определения северных территорий. Нас поддержали сами северяне, которые после заявления Касьянова стали присылать в Госдуму тысячи писем.- Но процесс, тем не менее, пошел?- Пошел. Мы стали думать: как защитить северян? Не нажать в очередной раз кнопку, то есть проигнорировать голосование, - не метод отстаивания своей позиции. Ясно, что правительство на этом не остановится. Как решить проблему раз и навсегда, чтобы больше никому не пришло в голову пересматривать географические границы Севера? Вот тогда и было решено научно обосновать принципы районирования. Ведь у нас не было критериев. Теперь они есть. В их разработке приняли участие 24 научно-исследовательских института. Учитывается отдаленность территории, средняя температура, границы весны и осени, уровень заболеваемости и много других позиций. Введены новые понятия - комфортное, дискомфортное и особо дискомфортное проживание, что соответствует прежним оценкам обычных районов, районов Крайнего Севера и местностей, приравненным к ним.- Кажется, Дальний Восток тоже едва не попал под секвестирование надбавок?- Представьте, была попытка отмести его от северных территорий. А ведь у нас несладкая жизнь не только в силу климатических условий, но, в первую очередь, из-за большой отдаленности от центра. В конце концов, Хабаровский край вышел из этих дебатов без потерь, как, впрочем, и все остальные территории. Более того, Аяно-Майский район по нашим критериям попадает под северный вместе с Охотским, но он у нас - приравненный к районам Крайнего Севера. Опять же на этот счет мы долго спорили с правительством. Думаю, теперь статус Аяно-Майского района изменится.- Вячеслав Иванович, но районирование - это, согласитесь, еще не льготы.- Именно поэтому вместе с законом о районировании мы предлагаем еще один - о гарантиях и компенсациях для людей, которые живут на Севере. Вообще, это целый пакет документов. Он, в частности, предусматривает поправки в Трудовой кодекс, статью, где прописано все об условиях труда северян, и в другие законы. Предполагается не только не ухудшить, но, напротив, несколько улучшить жизнь северян, вернувшись к нормам, которые существовали раньше.- Например - Скажем, когда-то молодой человек приходил на завод. Он на Севере родился, он там живет. Так вот, ему северные надбавки платили с первого дня. Не надо было зарабатывать их в течение пяти лет. На мой взгляд, это справедливо. Или ситуация с пенсионерами. Человек всю жизнь отработал на Севере, на старости лет переезжает на юг. Надбавку к пенсии ему уже не платят. Люди вынуждены хитрить, оставлять прописку по прежнему месту жительства. И все это знают. К чему лукавство? Мы предлагаем узаконить эту льготу. Когда человек работал на Севере, отчисления делались с его большой зарплаты. Он не должен страдать, обижаться на государство. Студенты, на мой взгляд, тоже должны получать стипендию с северными надбавками. Жизнь на Севере очень дорогая. И, конечно, надо вернуть бесплатный проезд для людей, которые сопровождают инвалида к месту лечения. Во всяком случае, все это "единороссы" будут предлагать.- Когда вы намерены внести законы, о которых говорите, в Госдуму?- Весной, и, возможно, даже успеем принять их в первом чтении. А на осенней сессии законопроекты имеют все шансы пройти второе и третье чтение. Мы для того и провели апрельские парламентские слушания, чтобы разослать в регионы законопроекты и получить ответную реакцию. Естественно, хотим получить поддержку, чтобы нам легче было отстаивать позиции северян. Ибо правительство не собирается сдаваться без боя.- Но вы же говорите об очевидных вещах, какие могут быть возражения?- Минфин у нас сегодня, как бухгалтерия, которая стоит на страже расходования средств. Когда в стране не было денег, это было оправданно. Мы говорили: давайте, граждане, потуже затянем пояса. Затянули. Нарастили бюджет, он у нас теперь профицитный, увеличили золотой запас, расплатились с внешними долгами, создали Стабилизационный фонд. Аргументов не вкладывать деньги в человека не осталось. Но правительство опять против. Закон стоит примерно 2 млрд. рублей. Это смешные деньги для страны. В России к северным территориям относится более 60 процентов территории, а живет там лишь пятнадцатая часть населения. На самом деле, очень немного. "Единая Россия" поддержала пакет законов. Уверяю вас, они не готовились специально к выборам. Работа над законами, как я уже говорил, началась давно, а пишутся они достаточно долго.- Вячеслав Иванович, за то, что вы практически отстояли права северян, люди вам скажут спасибо. Но те же северяне живут тяжело. Нет работы, нищенские пенсии, трудно купить квартиру.- Парадокс! В Хабаровском крае сосредоточена вся наукоемкая промышленность Дальнего Востока. Авиастроение, судостроение, энергетика. Казалось бы, у людей должна быть работа, приличная зарплата, возможность иметь квартиру или дом. Но на деле все иначе. Очень немногие предприятия сводят концы с концами. Даже те, которые работают на экспорт, живут трудно. Хотя, по идее, они должны получать сверхприбыли. Почему так происходит? Сырье и комплектующие мы возим с западных регионов России. Транспортные тарифы очень высокие. Альтернативы железной дороге нет. Она - монополист. Сколько скажет, столько мы ей и заплатим. Автомобильной дороги тоже нет. Было бы две дороги, они бы конкурировали. Может, и цены бы снижались.Мы не соединены со страной единой энергосистемой, а потому энерготарифы на Дальнем Востоке раза в два выше. Поэтому любой продукт, который здесь производится, стоит дороже, чем в том же Краснодаре. Мы не конкурируем даже с Иркутском и другими городами Сибири!- Однако это не наша проблема, а государственная.- А у него на Дальнем Востоке есть стратегические и геополитические интересы. Оно и должно поддерживать экономику региона. Нам не нужны преференции, поставьте нас в равные условия с другими территориями. Да, это большие суммы. Только на компенсацию тепловой и электрической энергии для ДВФО надо порядка 60 миллиардов рублей в год. Но нам никто таких денег не дает.- Но правительство, кажется, повернуло голову на восток.- Действительно, мы вернулись к программе развития региона. Цифры, которые в ней обозначены, весьма солидные. Из федерального бюджета планируется выделить 358000 млн. руб. Причем основные средства вкладываются в развитие инфраструктуры. В последних числах апреля программа будет обсуждаться в окончательном варианте, ибо 30 апреля вносится на рассмотрение в Государственную думу федеральный бюджет на ближайшие три года. А в нем должны быть заложены деньги на развитие Дальнего Востока.- Не очень ли спешно?- Работа велась не с чистого листа. Были серьезные наработки. А теперь, думаю, начались серьезные подвижки в сторону Дальнего Востока.- Как вы относитесь к тому, что нам обещают не только деньги, но даже великое переселение добровольцев?- Вряд ли надо это делать. Да и никто массово сюда не поедет. Надо создавать условия тем, кто уже живет на Дальнем Востоке. Чтобы семья знала, что когда ребенок вырастет, он поступит в университет, получит хорошее образование, высокооплачиваемую работу, возможность путешествовать по миру. И незачем ему никуда уезжать. Тут такой интеллектуальный потенциал! Я трижды привозил депутатов Госдумы на Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение. Они были поражены, когда увидели суперсовременное оборудование. Не случайно наше предприятие - единственное, которое финансируется из государственного бюджета на производство современного гражданского самолета "SukhoiSuperjet- 100". Нынешний премьер-министр тоже у нас бывал и подтвердил, что комсомольским авиастроителям надо помогать. И сейчас в Комсомольске-на-Амуре строится современный гражданский самолет, военный, пятого поколения тоже будет строиться у нас. Деньги на государственный оборонный заказ пошли. Это гарантированные рабочие места.- Но желающих получить госзаказ в стране, наверное, достаточно много?- Идет серьезнейшая конкурентная борьба! Почему Комсомольск-на-Амуре, спрашивают авиастроители других заводов. Да потому, что на краю света удалось сохранить завод. Ведь его могла постичь участь многих других предприятий: деньги разворовали, людей бросили, ничего не осталось. Люди до сих пишут в Госдуму письма, просят вернуть зарплату за пять и больше лет. А здесь - суперсовременные технологии, высокоскоростные обрабатывающие центры, которых всего два в России. Есть технологии, которых нет даже на американском "Боинге" и французском "Эрбасе". Наше ноу-хау! Все это куплено на деньги, заработанные заводом. У государства авиастроители ничего не просят, кроме работы.- Другие тоже, наверное, держали руку на пульсе?- Недавно оказался на одном авиационном предприятии. Правительственная делегация. Руководство просит, дескать, отдайте нам производство самолета "SukhoiSuperjet-100". Мы сделаем лучше! Спрашиваю директора завода: "А вы сможете с завтрашнего дня начать производство самолета, только по-честному?". На всякий случай представился, что я с Комсомольского-на-Амуре авиационного завода. Директор смутился, отвечает: "Не сможем". Вот если государство выделит нам порядка 200 миллионов евро, чтобы мы закупили оборудование, обучили людей. Извините, но пройдет минимум пять лет, самолет безнадежно устареет. А на Дальнем Востоке все уже работает. В этом году самолет пойдет на летные испытания. Предлагаю: давайте работать в кооперации.- Вячеслав Иванович, в последнее время вы "изменяете себе", говорите не только о самолетах, но и местном самоуправлении.- Это мое партийное поручение. Звучит очень официально, но за всем этим - живая жизнь. Дальневосточники вообще-то все умеют делать - древесину перерабатывать, рыбу, газопроводы прокладывать. Если дать нам возможность самим работать и строить свою жизнь. Один пример. Федеральный центр стремится побольше забрать налогов у регионов, а потом перераспределить, вернув часть обратно. На мой взгляд, они должны распределяться между центром и регионами хотя бы поровну. Иначе нет стимулов работать. А местной власти вообще дали два налога, из которых они могут формировать бюджет. Ну не получается же так реальной власти! Вот мы и корректируем закон о местном самоуправлении, вносим в него поправки. Думаем, как сделать местную власть самостоятельной. Признаться, пока не нашли оптимальных вариантов. Но закон доведем до ума. Куда ж мы денемся!

27.04.2007
http://www.er-duma.ru/pubs/22830

Док. 453094
Перв. публик.: 27.04.07
Последн. ред.: 20.06.08
Число обращений: 312

  • Шпорт Вячеслав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``