В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Владимиром Васильевым. Ужесточение ответственности водителей за нарушение ПДД накладывает большие обязательства и на ГИБДД Назад
Интервью с Владимиром Васильевым. Ужесточение ответственности водителей за нарушение ПДД накладывает большие обязательства и на ГИБДД
Добров Андрей
ведущий

Владимир Васильев
председатель комитета Госдумы по безопасности

Андрей Добров: Возвращаюсь в студию Русской службы новостей - это я, Андрей Добров, и возвращаюсь не один. Как я уже презентовал гостя - сегодня у нас в гостях, в нашей программе "107 минут" вечером, Владимир Абдуалиевич Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности. Владимир Абдуалиевич, добрый вечер, с прошедшими праздниками вас.

Владимир Васильев: Добрый вечер. Спасибо.

А.Д.: И вот я вас уже официально представляю как председателя комитета Госдумы по безопасности. Последний раз, когда мы с вами встречались, вы еще не были вновь назначены на этот пост. Так что поздравляю вас и с этой ответственностью.

В.В.: Спасибо большое.

А.Д.: Хотя боюсь, что поздравлять тут особенно не с чем. В том смысле, что работы, наверное, будет много в этом году.

В.В.: Ну в общем, если поздравляют, значит, есть с чем.

А.Д.: Поздравляю, конечно, поздравляю. Владимир Абдуалиевич, давайте мы с вами поговорим про очень животрепещущую тему. Только что закончилась первая неделя, когда у нас начали действовать новые штрафы, новые правила дорожного движения - не все новые, но там большое количество поправок.

В.В.: Много, да.

А.Д.: Я заметил сегодня это совершенно четко. Даже не сегодня, а последнее время все люди, с которыми я ехал в машине - все пристегивались.

В.В.: Согласен.

А.Д.: И даже я, несмотря на то, что мне тяжело пристегиваться, маленький какой-то ремешочек делают они - все равно тоже пристегиваюсь. И дети мои все.

В.В.: А заметьте - штраф-то всего пятьсот рублей.

А.Д.: Да, можно было больше.

В.В.: И все пристегиваются. И я с вами соглашусь, потому что я тоже слежу за этим. У нас пока нет данных по России в целом, но по Твери - у меня хороший контакт с областными ГИБДД как самому депутату от области, и мы так обмениваемся информацией. В общем, по их оценке, на федеральной трассе до 90% пристегиваются люди. А на местных - где-то 70-80%. Но это все равно по сравнению с тем, что было - это очень хороший показатель. И это очень хорошо.

А.Д.: Но вы сами сказали - пятьсот рублей, в принципе, сейчас это немного.

В.В.: У нас и сейчас многие говорят, и критикуют, говорят, что за это надо было увеличить. А я думаю - может быть, и не надо увеличивать, если работает. Нам нужно сейчас выстроить систему, чтобы люди и дальше пользовались этим, понимали, что это во благо, и действительно на пользу безопасности.

А.Д.: А каковы вообще итоги первой недели? Вот вы сказали пока что только одну цифру - начет того, что 90% в Твери на федеральной трассе пристегиваются.

В.В.: Это М-10, и соответственно, Рига-Москва, вот эти две трассы.

А.Д.: Ну, я думаю, что в большинстве сейчас. Тверь - вряд ли это какая-то особая дорога.

В.В.: Это точка между Питером и Москвой - она, на мой взгляд, даже показательна. Это и немножко москвичи, и питерцы, и, собственно, тверские, и не только, и шире. Так что она, мне кажется, достаточно отражает картину.

А.Д.: Еще какие-то итоги есть уже?

В.В.: Есть, я могу поделиться тем, что я знаю на сегодняшний день. Во-первых, что отмечается - что работа была проведена определенная, и количество ДТП про причине выездов на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, существенно сократилось. Если говорить по нашей области, это где-то около 45%. Это существенное сокращение. И хотя я знаю, что многие критикующие сегодня - а есть о чем поговорить, и если будет время, мы об этом тоже поговорим.

А.Д.: Да, поговорим, про критику поговорим.

В.В.: Потому что во всяком процессе есть не только плюсы, есть существенные минусы, об этом надо говорить, и исключать их. Так вот, критики говорят о том, что введение вот этих новых изменений не сказалось на количестве ДТП. Это неправда. И хотя статистических данных пока нет, поэтому я говорю только потому, что есть такие голословные утверждения. Я сейчас исхожу из той статистики, которую мы имеем, по сути, в таком ручном режиме, на областном уровне. Но он характеризует, я думаю, положение в стране в целом. Так вот, число таких ДТП сократилось на 15%. То есть это уже как бы тенденция, которую можно просматривать. Еще на что хотелось обратить внимание - первое, что, наверное, почувствовали в начале года наши граждане за рулем - что мы очень слабо подготовились, водители, в плане защиты своих прав. Очень слабо люди представляют, какие требования сегодня, какие изменения произошли. И даже сотрудники ГАИ говорят о том, что на первой стадии люди соглашаются с нарушением, но потом, когда им объявляют санкцию за это нарушение, идет совершенно обратная реакция. И я бы, пользуясь случаем, хотел попросить всех наших уважаемых водителей - во-первых, в первую очередь, в своих интересах, для защиты своих прав - в правовом государстве надо самому в первую очередь себя защищать - иметь те изменения, которые есть. Я на каких-то, может быть, остановлюсь, тем более существенных.

А.Д.: Конечно, да. Давайте.

В.В.: Потому что здесь есть опасность, когда мы на слух воспринимаем - я заметил, даже в средствах массовой информации идет искажение. Иногда какие-то страшилки, иногда несоответствия.

А.Д.: Ну, наша задача - пугать людей, конечно.

В.В.: С одной стороны, знаете, как иногда говорят - иногда больше умирает не от причины, а от страха. Тоже перегибать-то нельзя. Кстати, это в реальной жизни бывает. Иногда мы с вами видим, когда идешь в потоке, и впереди человек видит инспектора ГАИ, который либо прячется в кустах, либо неожиданно появляется - идет подсознательная реакция по тормозам.

А.Д.: Да, резко снижают.

В.В.: И мы не раз видели, что возникает ситуация опасности. Эта ситуация - во-первых, пугать нехорошо - это раз.

А.Д.: До глупого доходит, да.

В.В.: И пугать нехорошо тоже. Об этом тоже можно поговорить. Так вот, на что бы хотелось обратить внимание, уж коль мы вот этого коснулись. Коль скоро мы усилили ответственность, это, безусловно, накладывает на нашу службу ГИБДД тоже большие обязательства, в первую очередь следующего характера. Чего пока не просматривается. Мы, перед тем как принять эти изменения, очень много изучали опыт. И коллеги из ГИБДД об этом много говорили, и мы, депутаты. И знаем, что введение такого рода требований, в частности, более жестких и более строгих наказаний за превышение, допустим, предела скорости, другие нарушения - предполагают систему предупреждений, профилактики. То есть, допустим, перед тем как установлены камеры фиксирующие или какой-то знак, выстраивается целая система предупреждений. И наверное, многие заметили - и у нас на трассах появляются. Когда вначале появляется знак, потом предупреждение, что контроль осуществляется видеонаблюдением - это очень хорошая форма, и правильно, так и надо. А далее наносится даже разметка на дорогу, неровности. Это не лежачий полицейский, но те, которые ощущает автомобилист. То есть бывает всякое - человек мог упустить. Но он даже физически чувствует, в динамике. Вот это правильная система. Потому что мы должны, по сути - и система ГИБДД должна этим заниматься постоянно - не выявлять нарушителей, а обеспечивать безопасность дорожного движения. У нас задача состоит не в том, чтобы человек нарушал правила, а его фиксировали и наказывали, а в том, чтобы большее число граждан не нарушали правила, вот в чем вопрос. Это нелегко дается. Это видно - что, во-первых, людей этому долго не учили, но этот процесс идет. И вот даже то, что, может быть, вы заметили - я в оценке своих коллег из Твери подчеркнул, что они обращают внимание на то, что люди стали пристегиваться ремнями. Это хороший признак. И еще - я не знаю, вы, автомобилист, согласитесь со мной или нет - но я сам вот эти выходные, праздничные дни ездил за рулем, и на сельских дорогах, и на магистралях. Вы знаете, есть такое чувство, что основная масса водителей ездит по правилам. Больше стало ездить по правилам - ну, на мой взгляд. Я со многими водителями делился - тоже так же отмечают, что в основном все действительно стараются соблюдать правила. Это очевидно. И если, конечно, сейчас при этом ГТБДД займет такую конструктивную позицию, то мы можем добиться очень серьезной тенденции. И самое главное - добьемся изменения той ситуации, когда у нас по сути все потенциальные нарушители, предупреждая друг друга, сводят на нет работу ГИБДД, которое вынужденно прячется за естественным укрытием. Вот эту систему надо менять. И это, наверное, самая главная задача. Но ее, безусловно, только повышением штрафов мы не решим.

А.Д.: А мне кажется, что это та вещь, которую как раз менять не надо. Я вам в этом отношении прооппонирую по одной просто причине.

В.В.: Можно прооппонировать.

А.Д.: Знаете, у нас на дорогах и так количество взаимовыручки - крайне низкий уровень. И хоть в этом. Есть какие-то вещи, которые уже традиционны, и которые я не стал бы менять. Да, мигают фарами, да, предупреждают - да, конечно. Но с другой стороны - а есть вообще в правилах где-нибудь у милиции, что она должна устраивать засады, прятаться? Вот это есть? Это раз. Когда, скажем, ты даешь кому-то проехать, и он тебя благодарит - скажем, сейчас такая тоже у нас появилась форма - он благодарит тебя, скажем, включая аварийку на короткое время. Это хорошо, это правильно. Ты по-другому относишься к людям. А если, скажем, и с этим бороться, то мы уж придем к таким вещам... Если бы милиционеры были добрые - то есть строгие, но добрые при этом, справедливые совсем уж - то тогда, я думаю, и не возникло бы такой формы сотрудничества водителей.

В.В.: Да, вы правы. Возможно, меня неправильно поняли. Я неудачно выразился - я говорю не о том, чтобы наказывать за это. Я думаю, что это надо рассматривать как задачу. И то, что вы сказали, это подтверждает. Это, мне кажется, один подход. Смысл состоит в том, чтобы сотрудник ГИБДД по сути был участником процесса по обеспечению безопасности дорожного движения, и правопослушный водитель видел в нем своего защитника. Как говорится, он на той стороне поля, где играют по правилам. И когда он видит нарушителя - как это происходит, допустим, уже на Западе, мы видим - многие ведь сообщают об этом в полицию. Сами, инициативные, такая система нормальной считается. У нас все наоборот. Поэтому у нас длинный путь. Но и у нас его надо проходить.

А.Д.: Ну вот смотрите, я вам приведу собственный пример. Я ездил в Ярославскую область на эти большие каникулы. Возвращаюсь обратно по трассе, и где-то посреди дороги небольшой какой-то батальон местный. Останавливает меня на посту сотрудник ГИБДД - а я еду, никого не сбиваю, даже скорость сбросил, хотя трасса, сами знаете, летишь там - 110, 120, 130 - собственно говоря, чего там, между городами-то большое расстояние. У нас автобанов пока, к сожалению, нет - хоть так, хоть что-то. И я говорю - что такое случилось? Он говорит - у вас ближний свет не включен, только габариты, и еще вы здесь на полосу не перестроились, хотя должны были перестроиться. Я ему говорю - ну я же, понятно, но никого же не сбил, не убил, не создал аварийной ситуации, ничего. Конечно, в принципе, наверное, я виноват в том, что я не включил габариты, вернее, не включил ближний свет, что я не перестроился здесь в двадцать метров на полосу. Ну и что, заплатил пятьсот рублей, в закуточке, и все, поехал дальше. Недобрые они, понимаете.

В.В.: По этому поводу можно сказать следующее - мы уже говорили с вами, что нам нужно не только ГИБДД, но и систему организации движения на дороге изменять с точки зрения, вы хорошо сказали, доброты. Доброты к человеку. Ведь вы сейчас, смотрите, какой интересный вопрос задели - то, что мы становимся добрее друг к другу в потоке. Ведь еще помните то время - жесткое время, когда с дубинками выскакивали, один с резиновой, другой с битой, и разбирались.

А.Д.: Да вот недавно подстрелил во Владивостоке один.

В.В.: Но все равно это уже редкость, это нонсенс. Раньше было системой. Вы же давно за рулем.

А.Д.: Да, конечно.

В.В.: Я тоже помню это страшное время. Сейчас мы чаще видим, и радуемся этому - кто-то пропустил женщину с ребенком, кто-то пропустил, друг другу улыбнулись - и оказывается, это приятно. Это здорово. Надо, чтобы менялось, конечно, отношение и инспектора, и водителя. И здесь, конечно, дорога с двухсторонним движением, вы здесь абсолютно правы. И я не хочу сейчас становиться ни на чью сторону, но то, что нам нужно выстраивать систему действительно таким образом, что если бы даже, к примеру, ну пропустили вы этот съезд на полосу. Но мы с вами были за рубежом и видели, что там вот эта полоса желтая, она имеет рифление, подъем, а иногда даже подсвечена. И вы бы почувствовали колесами даже, что вы не туда пошли.

А.Д.: Конечно, я бы увидел.

В.В.: К примеру, один момент. Другой момент - инспектор мог предупредить, в конце концов. Если такое нарушение - ну, видит, человек нормальный. Ну, много есть причин. И если есть такая возможность. Но сам факт того, что он взял, а вы заплатили - конечно, тут он комментариев не имеет. Я недавно рассматривал одно обращение своего избирателя...

А.Д.: Сейчас арестовать могут, знаете, теперь.

В.В.: Да, кстати, и сейчас мы с вами об этом поговорим. И раньше могли, кстати, за дачу взятки лицу - это серьезное преступление.

А.Д.: Да, конечно.

В.В.: Так вот, и тут вопрос в чем еще - вот один мой избиратель мне пишет, говорит - что ж вы такие законы принимаете, что для того, чтобы мне доказать свою справедливость, надо обращаться в суд, целая волокита. Я хочу, чтобы сразу разобраться. Это наше глубочайшее заблуждение. Правовое государство не имеет другого механизма. Это и есть, по сути, и коррупция, и произвол. И как бы мы ни хотели, другого механизма нет, цивилизация не придумала. И коль скоро мы встали на путь, допустим, защиты своих прав, и по сути - ведь сегодня он с одного взял, завтра с другого - этот человек должен плохо закончить, в любом случае. А мы, когда мы ему предлагаем деньги - мы его к этому, по сути, подталкиваем. Ведь когда-то кто-то кому-то. Кстати, вы знаете, вот по такому разговору житейскому, не знаю, задавали этот вопрос или нет - но оказывается, где-то процентов 80 с лишним сами предлагают деньги, сразу. То есть у некоторых водителей даже лежат уже деньги, которые предполагаются на случай, если он нарушил правила. Вот эта система, безусловно, не позволяет должным образом обеспечить безопасность на дорогах. И еще один момент. Вот видите, вы заплатили пятьсот - это плохо. Но с другой стороны, вы понесли ущерб. Вы испытали дискомфорт. Это тоже отрицательный результат. То, что сделал он - это тоже очень плохо, потому что кончится тем, что его просто посадят за серьезное должностное преступление. Так вот, с этой точки зрения, здесь нам нужно от пассивного потихонечку переходить к активному. Нельзя из-за этого кампанию устраивать. Вот мы, допустим, в Твери на "Авторадио" постоянно проводим встречи, вот с того момента, как заработал закон. Это с осени, первый этап, а сейчас будет еще более острое. Кстати, мы недавно разговаривали с Кирьяновым, начальником ГИБДД России, и договорились, что выедем в регион вместе - я как представитель законодательной власти, он как главный инспектор, и посмотрим. Встретимся с разными категориями, в том числе и с водителями, с инспекторами, с общественностью, с тем, чтобы посмотреть, как выполняются правила, и что здесь нужно поправлять, в том числе и с точки зрения работы ГИБДД. Здесь, я еще раз повторяю, дорога с двухсторонним движением, безусловно.

А.Д.: Продолжим - у нас, к сожалению, совсем немного времени до первого перерыва на рекламу, осталось полторы минуты, мы не успеем сейчас какой-то большой вопрос рассмотреть. Вот такой вопрос - давайте мы начнем следующую часть передачи после рекламы с того, что поговорим как раз о критиках. Вы много уже говорили о том, что много критиков критиковали вот эти все поправки, и так далее - что именно критиковали, и насколько эта критика кажется вам серьезной - об этом мы поговорим буквально через несколько минут.

В.В.: Хорошо.

А.Д.: Я напомню, что в студии Русской службы новостей сейчас у нас председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Абдуалиевич Васильев, и мы вернемся к вам буквально через несколько минут.

А.Д.: Продолжаем разговор, в студии Русской службы новостей Владимир Абдуалиевич Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности. К критике чуть-чуть позже сейчас вернемся. Мы сейчас немножко переиграли здесь, пока вы слушали нашу прекрасную рекламу. Чуть-чуть переиграли, потому что мы вообще собирались - вернее, Владимир Абдуалиевич собирался более подробно остановиться на некоторых новых положениях, чтобы водители, да и просто люди - поскольку все мы водители и пассажиры, как пел в свое время Макаревич, очень часто бываем - чтобы люди хотя бы знали, за что они платят деньги, штрафы за квитанции, и за что они могут даже и сесть, по большому счету.

В.В.: Во-первых, на что - всё нет возможности охватить, но самое серьезное. За ряд нарушений предусмотрена административная ответственность на срок до пятнадцати суток. Это с 01.01 этого года начало только действовать правило. Это у нас 12.7, часть 2 КОАП: "Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством". Понятно. Человек лишен права, и опять управляет.

А.Д.: Сел за руль - вышел через пятнадцать суток.

В.В.: Здесь четко. 12.8, часть 3 того же кодекса: "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средствам". Понятно - он не имеет права, плюс состояние опьянения, либо лишенным права управления транспортным средством. И третье, 12.26, часть 2 того же кодекса: "Невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, либо лишенным права управления транспортным средством, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояния опьянения". Вот эти случаи, когда может применяться арест до пятнадцати суток. Причем материалы о нарушении подобного рода составляются немедленно и передаются на рассмотрение мировым судьям, что очень удивляет самих нарушителей. Потому что, по сути, с момента фиксации его свобода заканчивается. Вот это очень важный момент. И здесь люди должны быть, во-первых, к этому готовы, этого нельзя допускать, для этого и закон прописывается. Но уж коль случилось - они должны знать, как себя вести. То есть они могут обратиться к адвокату, иметь телефоны. Плюс еще очень важный момент - часто бывает, к сожалению, жалобы поступают, о том, что сотрудники ГИБДД запугивают водителей. Может быть, еще и нет такого страшного нарушения, но уже начинается нагнетание. И если человек чувствует, что здесь явно должностное лицо выходит за пределы своих полномочий, явно клонит к тому, чтобы откупиться, то здесь сегодня каждому водителю нужно иметь телефон ГИБДД, телефон службы собственной безопасности, телефон доверия, в конце концов, дежурной части УВД, на территории которого он живет - эти телефоны должны быть. Телефон прокуратуры. Причем там есть круглосуточные телефоны, по которым можно в любое время обратиться.

А.Д.: Когда я был молодым, можно было только один звонок сделать. А сейчас уже как по этому?

В.В.: Сейчас ограничений в этом плане нет, тем более, когда человек чувствует, что уже процесс пошел, он может воспользоваться своим телефоном и позвонить. Или же, если его задержали, он может этого потребовать - позвонить и обратиться.

А.Д.: А звонить можно сколько угодно?

В.В.: Безусловно. Он может обратиться, допустим - сказать: "Я хочу обратиться в службу собственной безопасности данного управления. Вот телефон".

А.Д.: "Дайте мне телефон, я сейчас буду звонить в службу собственной безопасности. - Да, пожалуйста, дорогой, звоните".

В.В.: Но лучше это иметь в правах, когда имеешь уже. И плюс, конечно же, тем, кто может попадать в такие ситуации - должен понимать, что он должен себя защищать в этих случаях. А для этого нужно иметь, естественно, и телефон адвоката, с которым можно связаться. Хотя, еще раз подчеркиваю, все построено на том, чтобы этого не делать. Потому что человек нетрезвый - заметьте, каждый из трех этой категории смертельно опасен для нормальных людей, едущих в потоке - для детей, для женщин, для кого угодно.

А.Д.: Нет, ну про этих людей даже, понятно, говорить мы не будем. Человек, который лишен права управлять, садится за руль, да еще и пьяный.

В.В.: Вы помните тот случай в Туле, когда там он сбил целую группу молодежи - такое было. Отморозок, по сути. И вот это очень важно. Теперь, произошло увеличение штрафных санкций. И получается часто так, что водители, не зная, какая штрафная санкция, на первом этапе легко соглашаются, а потом, когда начинает оформляться протокол, возникают проблемы. Вот здесь тоже нужно помнить, знать, и я еще раз повторяю - надо обязательно знать те изменения. Нужно купить, иметь у себя постоянно и пользоваться. И уметь защищать свои права, я еще раз повторяю. И тогда вас никто не напугает, вы будете четко действовать в рамках закона. Надо уметь себя защищать.

А.Д.: Чтобы уметь правильно ездить, с другой стороны, вежливо ездить.

В.В.: Да - культурно, вежливо, но с уверенностью, зная закон и уверенно в своей правоте. И всегда можно доказать это.

А.Д.: Да, это хорошо было в случае, если, скажем, многие сотрудники ГИБДД, к сожалению, не были бы нацелены на то, чтобы, используя эти права, улучшать свою собственную жизнь.

В.В.: Это отдельный разговор, и безусловно, он требует особого подхода. Во-первых, по всем этим фактам нужно сообщать. Причем это можно делать по-разному. У нас сегодня, с одной стороны, хорошо, что анонимные заявления не рассматриваются. С другой стороны, такого рода сообщения - о том, что вот тогда-то и тогда-то инспектор номер такой-то в такое-то время, номер автомобиля, где он находился, вот такое произошло, и я заплатил такую-то сумму. Направленные в ГИБДД или же в службу собственной безопасности, они, накапливаясь, все равно приведут к тому, что службы, которые занимаются оперативным контролем - а такие существуют в каждом ГИБДД, и тем более в службах собственной безопасности систем УВД - они обязательно на этого человека обратят внимание, и проведут оперативную проверку, которая, безусловно, покажет. Если этот человек занимается взяточничеством, он понесет ответственность.

А.Д.: А что бы в интернете не сделать такой сайт, куда люди могли бы писать? Скажем, вернувшись домой, настрочить анонимку на инспектора.

В.В.: Вы знаете, мы проводим такой своего рода эксперимент с "Авторадио" в городе Твери, оно по области вещает. Мы вместе с начальником ГИБДД были там и объявили, что все сообщения о такого рода действиях сотрудников ГИБДД - не куда-то, а в "Авторадио" - будут проверяться, даже если они будут анонимными. Но там должно быть четкое сообщение, что такого-то числа, на таком-то километре, или у такого-то знака, водитель, регистрационный номер машины такой-то, или же нагрудный номер такой-то, капитан там, да - с меня вот получил за то-то и то-то. Все, больше ничего не надо. Конечно, здесь никто не собирается сразу проводить какие-то действия, механизмы, так сказать.

А.Д.: Нет, пока не накопилось достаточное количество.

В.В.: Если одно-два поступило, мы это объяснили. Начальник ГИБДД с пониманием к этому отнесся. Но я скажу, что за это время - вот может быть, сейчас, после Нового года появятся - до Нового года не появилось ни одной жалобы по этому поводу. Я боюсь, что здесь другое срабатывает. Все-таки подавляющее число водителей знают, что они сами виноваты - подавляющее большинство. Даже вы, наверное, если сейчас вот так вот объективно посмотреть - даже тот случай, когда с вас вымогали безобразно, но все-таки фары-то действительно не были включены.

А.Д.: А что значит "безобразно"? Нормально вполне вымогал.

В.В.: Безобразно, потому что вымогали, и потому что вы дали.

А.Д.: Я вообще обычно так говорю сразу - выписывайте штраф. Государству заплачу, в карман нет. Просто было 25 градусов мороза, мы ехали уже в Москву - поэтому, бывает.

В.В.: Понятно, да, человеческий фактор.

А.Д.: У каждого бывают такие случаи. Вообще я на самом деле за то, чтобы не давать взяток.

В.В.: Да я тоже предпочитаю.

А.Д.: Сто процентов. И у меня даже в свое время однажды права взяли и через суд вернули за триста рублей. Вот был такой случай. Я вам скажу - ничего страшного в этом не было абсолютно, совершенно ничего такого ужасного. И почему мы даем деньги инспекторам, я тоже не знаю.

В.В.: Как, впрочем, и врачам, и педагогам.

А.Д.: Давайте вернемся к разговору теперь уже о критиках через несколько минут после небольшого выпуска новостей.

В.В.: Хорошо.

А.Д.: Продолжаем разговор, в студии Русской службы новостей Владимир Абдуалиевич Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности. И вот мы говорим про вступившие неделю назад в действие и уже действующие новые правила дорожного движения - ПДД из балета ГИБДД, как я их называю. Владимир Абдуалиевич, вот вы постоянно говорите о критиках - критики то, критики се, критики это. А собственно говоря, кто и как, главное, критикует, есть ли в этой критике смысл, и стоит ли к ним прислушиваться? Зерно там есть?

В.В.: Вы знаете, скажу, во-первых - к критикам я отношусь с огромным уважением. Потому что у нас коллега Похмелкин, допустим, адвокат Ольшанский - хотя мы вроде бы часто критикуем друг друга, спорим - но это конструктивный спор, я им очень признателен за их позицию, за то, что они ее высказывают. Мы вот, я думаю, сумели многие вещи и довести-то благодаря такой критической позиции. Вообще в хорошем споре рождается, как говорят, истина. И то, что сегодня, допустим, кто-то там высказывает свое мнение - ну и хорошо. Хуже, когда люди вообще ничего не говорят.

А.Д.: Мордобой, знаете, есть. Там еще жестче спор.

В.В.: Ну там уже результаты, последствия. И поэтому я думаю, что во-первых, критики хороши, и в том плане, когда эта критическая реакция содержательная, и тем более, когда это делают профессионалы, знающие дело. Я еще не помню ни одного случая, когда бы мы не нашли понимания, когда шел такой продуктивный процесс критики с двух сторон. Сегодня действительно много критики в том плане, что это может привести к росту коррупции в среде сотрудников ГИБДД. Есть один настораживающий момент - для меня вот сейчас он просматривается. Мы об этом, безусловно, будем разговаривать и с руководством ГИБДД, и на областном уровне, и на федеральном. В чем он состоит? В том, что, допустим, та система, которую мы сейчас узаконили, и меня очень критиковал за это, допустим, Ольшанский - это так называемая презумпция виновности. О чем он говорил как адвокат, когда мы говорили о том, что средства фиксации, видео и фото, рассматриваются как источник доказательства. И вот мы, честно говоря, возлагали на это большие надежды. Имелось в виду как - вот, допустим, у нас на Минском шоссе, на 62-м километре, уже практически полтора года "Автодор" апробировал эту систему. Поставили камеру, выстроили систему предупреждений о приближении к камере, и фиксировали движение транспорта. До 100% нарушителей фиксирует эта камера, и где-то до 80% номеров считывает. Изучен опыт за рубежом - в частности, французский. Может быть, вы слышали об этом - что сегодняшний президент Николя Саркози в бытность министром внутренних дел сумел поддержать...

А.Д.: Резко увеличил штрафы.

В.В.: Да. И в два раза сократил, по сути, потери населения во Франции, в центре столицы. Для нас это хороший ориентир, к чему нас, так сказать, обязывает и президент, и та программа, которая принята, и финансирование выделено на то, чтобы мы этого добивались. Так вот, там система построена, и дала эффект в том режиме, когда по сути эту систему контроля отключили от полиции. Она осуществляется вневедомственным органом. Есть центр. И когда дороги оборудует не полиция, а дорожная служба, и с этих пунктов - а их там более тысячи у них сегодня - информация сходит в один единый центр. Войти туда никто не может, только на стадии уже обработанной все ведомства могут входить. И вот сегодня у нас тревожный симптом состоит в следующем. У нас самая главная проблема, как нам кажется, состоит в следующем - что вот этот извечный конфликт и контакт между нарушителем правил дорожного движения и инспектором носит личностный характер. Помните, вы говорили о крайней форме личностного спора, который может перейти в мордобой? Это уж крайняя форма - но это всегда спор, это всегда конфликт. Идея была в чем - в том, чтобы заменить инспектора беспристрастной видеосъемкой, контактом. Вот это главное. Но пока мы видим сейчас, что ГИБДД направляет усилия на то, чтобы оснастить камерами видеонаблюдения самих инспекторов. Не поставить стационарные, а в первую очередь оснастить самих инспекторов. С чем это связано? Ну во-первых, вы сейчас сказали, допустим, даже ваш пример. Хорошо, если там, где вы ехали на трассе, она хорошо читаема, и видно разметку - к примеру. Далее, то, что там скоростной режим. То, что, допустим, разворот две полосы. Это инспектор фиксирует. Но когда он фиксирует визуально, это нетрудно оспорить. Это не бесспорно. Это предмет опять того же спора, помните? Не до мордобоя, но спора. Так вот - когда это делает камера, очень трудно спорить с видеосъемкой собственного автомобиля и себя за рулем, правильно? Тем более, я уже привел пример - если сто процентов фиксируется и восемьдесят процентов читается номер - все понятно. Так вот, если сейчас эта тенденция будет возобладать, и средства пойдут на то, чтобы оснащать группу физических инспекторов контроля на трассе видеонаблюдением, то это будет всего лишь фиксация субъективной позиции одной из сторон.

А.Д.: То же самое, только с камерой.

В.В.: Вот нас как законодателей это беспокоит. И мы об этом, безусловно, будем говорить с правоприменителями, имею в виду сотрудников ГИБДД, выезжая на места, изучая сегодня динамку. Мы ждем сейчас первых обработанных результатов по итогам года, и наверное, уже через несколько месяцев мы уже получим то, что с первого числа. Потому что вы знаете, что у нас правило вводится по этапу - один был с летнего периода, вот сейчас первый пошел. Так что здесь есть проблема. И конечно, нам нужно будет здесь думать о финансировании, об оснащении. Есть такая идея, это предполагалось - что количество инспекторов, безусловно, надо сокращать. И ту систему, когда какая-то часть людей рассматривает как средство поправить свое финансовое положение, находясь на дороге. И у нас же ведь еще добровольные инспектора появляются - те, которые вообще не являются таковыми, иногда возникают, так сказать, подработать. Поэтому выйти на систему, когда мы будем заменять инспектора на беспристрастную камеру видеонаблюдения - вот опять же, с предупреждением, с тем, чтобы мы человека заранее готовили к встрече с этой камерой, и чтобы он вышел в режим соблюдающего правила.

А.Д.: Можно я выступлю с инициативой к вам как законодателю?

В.В.: Пожалуйста.

А.Д.: А давайте вообще уберем ГИБДД с дороги, а вместо них предоставим возможность частным компаниям создавать свои системы безопасности на дорогах. Почему - отвечу, очень просто. То есть, частные службы по безопасности на дорогах. Частный работник не сможет взять взятку. Почему - потому что его будет очень строго контролировать хозяин компании, которая будет отслеживать движение денег. Частные компании будут вводить скорее всего, вот эти самые технические средства. То есть там все немножко по-другому будет. Давайте вот так сделаем просто-напросто. Как вам такая идея?

В.В.: Хорошая идея. Я вам приведу пример - такую идею в оной части удалось даже реализовать. Мы в Тверской области, вместе с руководством ГИБДД, кстати, при поддержке администрации области, провели в течение года с небольшим такой своего рода практический эксперимент. У нас были проблемы с техосмотром. Было всего две станции в столице города Твери, 75 тысяч машин в год, делились пополам, и хоть умри - надо было отстоять очередь. Летом до двух месяцев очередь растягивалась, взятки надо было платить - о чем вы говорите. Кстати, взятки брали не инспектора, а частные работники коммерческих станций, к слову сказать.

А.Д.: Так это плохой контроль просто. Это разорятся они там.

В.В.: Так вот, сегодня, докладываю - совместными усилиями, кстати, здесь и ГАИ, никуда это не отключали - они просто заняли позицию, вот ту как раз, доброжелательного отношения к людям. И сегодня у нас ситуация такая - что сначала в Твери мы это разрешили, и там уже пять станций. А теперь, с первого числа, у нас, по сути, на любой станции области любой житель области может пройти техосмотр. Мы создали конкурентную среду. Это непросто удалось. Губернатор выделил дополнительную численность, потому что нагрузка легла на инспекторов - там эти номера надо проверять, там непростая работа. Но это было сделано. И вот сегодня у нас, я знаю, что автомобилисты сталкиваться так, как раньше, не будут. Осталась еще одна тема - грузовой транспорт. Да, вот здесь мы пока еще не можем развернуться. А для легковых частных автомобилей проблема, по сути, решена. И то, что вы сказали - эта система реализована. Поэтому я бы сказал так - это правильный подход. Но только единственно, я думаю, как по большому, так и по малому, нельзя начинать с нуля. Вот знаете как - давайте все разрушим и сразу начнем.

А.Д.: Нет, зачем - потихонечку.

В.В.: Поэтому нам надо сейчас - по большому счету, мы знаете что выиграли? Ведь тут какой интересный процесс - если просто разрушить, ничего не изменится. А вот то, что мы сейчас сделали, допустим, с инспекторами ГИБДД - я, пользуясь случаем, хочу им сказать большое спасибо, и думаю, не только я, а все автомобилисты Твери это чувствуют и знают - так вот, спасибо за то, что они начали думать о людях. Понимаете, это очень важный процесс - когда инспектор начинает думать о человеке. А то ведь часто видишь как - инспектор остановил нарушителя в ряду движения, и он даже ленится отогнать в сторону, чтобы разбираться с машиной, и создает проблемы. То есть о чем это говорит? Что инспектор уже с младых ногтей подготовлен не к тому, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения. Потому что он как врач - нельзя немытыми руками прикасаться. А он что - он даже не думает, он встал, где ему удобно, и в ряду движения разбирается.

А.Д.: Да это все инспектора такие. Я многих знаю - я вот сегодня утром поворачиваю к школе, пытался объехать инспектора движения, который стоял ровно посреди дороги и смотрел, как я это делаю, выеду я на встречку или нет.

В.В.: Поэтому может быть, где-то такой инспектор - я не знаю, может, он выполнял какую-то задачу - я ему не судья. Но я не раз тоже видел, а в бытность свою в системе УВД делал ему замечания, когда проезжал на пикетах, и когда у пикета, где есть место для разбора, человек не может отогнать машину нарушителя в сторону, а закрывает проезжую часть - это недопустимо. И вот как раз мы с вами и говорили - и вот тогда мы будем выходить на систему сотрудничества населения с милицией. Милиция и ГИБДД ничего не смогут сделать на дороге, пока не будут сотрудничать с подавляющим числом водителей. Это аксиома.

А.Д.: Скажите, а почему так получилось? Ведь в обществе был громадный кредит доверия для милиции - громадный кредит доверия. Дядя Степа милиционер, Анискин, моя милиция меня бережет, если кто-то кое-где у нас порой, и так далее. Ну то есть да, были там, конечно, молодые хиппи, которые говорили - нас бьют в отделениях милиции, но я сам попадал по молодости в отделение милиции. Если, скажем, с нормальным милиционером нормально себя вести, он совершенно спокойно, нормально с тобой же себя и ведет. Если ты начинаешь как-то кричать, вопить: "Меня!.. Да я!..", и так далее, то и с тобой точно так же. Ну, это везде. Был громадный кредит доверия у милиции, в том числе и у инспекторов ГАИ. Ну а сейчас что? Вот как сейчас в этой ситуации возвращаться к сотрудничеству?

В.В.: Вы знаете, я думаю, что наше общество за короткий период пережило, и каждый из нас, страшные стрессы. Помните, у нас был период, когда мужчины в возрасте просто мерли как мухи? Тоже было. И то, что у нас одна система координат была разрушена, и развалить ту советскую систему нельзя было, не развалив те обручи, которые ее стягивали. Одним из них была как раз система правоохранительная, безопасности. И вот тогда у нас появились возможности такого мятежа в Чеченской республике. И допустим, полная утрата на какое-то время контроля над ситуацией, над криминалом - помните, разборки, расстрелы, и прочие вещи?

А.Д.: Да-да.

В.В.: Очереди автоматные, которые звучали в столицах наших городов, передел шел, захват собственности. Хорошо, что это в прошлом. Так вот - за все, как говорится, надо платить. И дискредитация системы власти как таковой, разрушение ее всегда приводит к некоему хаосу. И он произошел. К потере доверия к власти. Без этого нельзя было разрушить ту систему. И тогда тот, кто рушил - помните, опять это, разрушим до основания - не думали об этом революционеры. И это до сих пор мы, безусловно, пожинаем. Сейчас пошел процесс стабилизации. Вот помните, мы говорили с вами, вот то же - ремни. У нас хороший потенциал в душе. Но если, допустим, раньше нам показывали, и создали такой образ стукача, предателя, негодяя, человека, который только и смотрит, как навредить кому-то. Но ведь есть образ совершенно другой - человека сотрудничающего. И сотрудничающего с чем - с правоохранительными органами, которые борются со злом. Вы знаете, ведь есть категория людей, которые пострадали от насилия - допустим, родители, отцы изнасилованных девочек. Я скажу, что они бы огромные деньги заплатили, и сделали бы все тому, кто дал бы информацию о насильнике, понимаете? И не только эта ситуация. Их множество, когда попираются права наших близких. Или захватывают людей в заложники, и тот, кто сообщит об этом - кто это, стукач? Или гуманнейший человек, который спасает жизнь человека? Вот это нам давно надо взвесить на весах и понять, за кем общество. А то получилось как - мы как бы все сидим, кто в партере, кто на галерке, причем немножко так относясь друг к другу даже в этом зале, а на сцене преступность борется с правоохранительными органами. А мы безучастно смотрим. Так не получится. Либо мы с одними, или с другими. И то, что, кстати, эта субкультура вошла в нашу культуру, криминальная - это тоже нам еще долго будет проявляться. Понимаете, вот эти понятия, когда можно разобраться, а не решить, когда можно не по закону, а по понятиям - это еще тоже долго придется изживать из себя.

А.Д.: Понимаете, Владимир Абдуалиевич, здесь есть такая проблема - когда на сцене разбираются милиция и бандиты, иногда не совсем понятно, кто есть кто. Потому что вы же прекрасно понимаете, что в те самые 90-е годы произошли процессы кадровые, можно сказать.

В.В.: Перерождения, можно прямо так сказать. И сейчас они происходят.

А.Д.: И человек, который собирает мзду на дороге...

В.В.: Это не лучше бандита.

А.Д.: Ну да, чем он отличается-то?

В.В.: Согласен с вами - даже хуже. Потому что к нему-то идут как к представителю закона, а он действует как бандит. Я на это что могу сказать - буквально в прошлом году...

А.Д.: Почему я так говорю про частные структуры? Потому что у меня есть такое ощущение, что потихоньку надо просто менять кадровый состав - оставлять лучших, но в основном... Потому что люди уже просто с другим сознанием.

В.В.: Правильно, конечно. Вы здесь абсолютно правы, и я вам и не думал противоречить, когда говорил о той системе, которая у французов. Кстати, она тоже не заработала сама по себе, пока ее не вывели вот на такую межведомственную, не внутри одного ведомства. И по сути, там комиссары, или там жандармы, или дорожный полицейский участвуют только в числе комиссии, в определении. Они просматривают эти снимки, определяют - там тонкая система отработана. Я думаю, что мы будем идти по этому же пути.

А.Д.: А кто мешает нам вводить эту систему?

В.В.: А вот по части того, что я бы хотел одну деталь высказать - она важна, и я думаю, может быть, будет интересна слушателям. В прошлом году, летом, прошел Госсовет в Ростове, его проводил президент. Он был посвящен вопросам профилактики. Вот тот вопрос, который вы задали, рассматривался на этом уровне. Почему так произошло, почему правоохранительные органы и население не находят общего языка? И на эти "почему" искали ответ не у населения, а у тех, кто должен этим заниматься. И сейчас, по сути, создана структура, в частности, в МВД, которая будет этим заниматься. Я, похоже, тоже туда включен, есть у нас интересные в этом плане наработки, и мы, я думаю, это сегодня начнем делать. Я вам привел один пример, с техосмотрами. Таких примеров немало. Мы сейчас очень многое сможем сделать. И я вам скажу, что сегодня - вот я вам это ответственно могу сказать - допустим, у автомобилистов Твери и у сотрудников ГАИ за эти полтора года больше стало уважения и доверия. Потому что мы встречаемся - мы постоянно встречаемся. У нас там четыре общества автомобилистов, руководство ГИБДД, мы постоянно встречаемся, регулярно. Мы встречаемся на станциях техобслуживания, мы оказываем поддержку друг другу. Всё, у нас совпадают интересы. И они начинают понимать, что я их депутат, а это их начальник ГАИ, а не какой-то там. Мы понимаем друг друга. Вот в такой системе отношений, снизу доверху, мы вернем это доверие. Без этого нам не изменить ситуацию, на мой взгляд.

А.Д.: Понятно. Давайте на этой оптимистичной ноте, как говорится - как в России традиционно, на оптимистичной ноте заканчиваем.

В.В.: Да вообще пора жить оптимистично, да еще и в начале года.

А.Д.: В гостях Русской службы новостей был Владимир Абдуалиевич Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности. Я думаю, что мы еще встретимся, в том числе и по этой теме, поскольку только первая неделя прошла с введения новых правил, новых поправок к правилам - посмотрим, как будет дальше развиваться. Спасибо большое, Владимир Абдуалиевич.

В.В.: Спасибо, всего доброго.

А.Д.: Я вернусь к вам через десять минут и продолжу - я сегодня буду вести программу "Итоги недели", и мы с вами будем общаться в прямом эфире, прямо по телефону, дорогие радиослушатели, буду отвечать на ваши вопросы и слушать ваше мнение уже теперь. То есть вы теперь будете вести программу, а я буду вам надоедать. Это был Андрей Добров.

11.01.2008
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/52470/

Док. 453957
Перв. публик.: 11.01.08
Последн. ред.: 26.06.08
Число обращений: 219

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``