В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов: Право самим решать Назад
Андрей Громов: Право самим решать
Карин Клеман - классическая европейская левая. Левая до мозга костей. Левая всем своим строем рассуждений, каждой фразой, каждой интонацией. Тем и интересна.

Разумеется, очень многое из того, что она говорит, не может не вызывать иронической усмешки. И действительно, логика: нам 20 лет говорят, что работать все меньше, а получать все больше - это очень рискованный путь, а мы их не слушаем, потому как у нас по-прежнему все хорошо, - мягко говоря, очень сомнительная. Впрочем, то, что там, где дело касается системной ответственности, левая идеология дает очевидные и весьма опасные сбои - не самая большая новость. Как и другие очевидные черты левачества, которыми изобилует это интервью. Куда интереснее другое.

Вот Клеман говорит про борьбу за права трудящихся, справедливость, солидарность, эксплуатацию - слова, давно заезженные и превратившиеся в пустой и бессмысленный набор звуков в нашем языке, в европейском левом словообороте оказываются наполнены если не всегда глубоким, то хоть каким-то смыслом. Это все те же штампы, но за ними стоит система представлений и ценностей, которая позволяет поддерживать динамичный баланс в отношениях между властью, бизнесом и обществом. "Люди должны быть самостоятельными, сами должны принимать решения о своей судьбе, частные люди, объединенные в общество, должны участвовать в принятии ключевых решений, касающихся их судьбы", - это не просто один из лейтмотивов Клеман, здесь видится основа и причина левой идеологии.

Забастовки и вообще "борьба за права трудящихся" - механизм такого участия. Солидарность - еще более широкое понятие, механизм, позволяющий не распадаться обществу, состоящему из частных людей. И основан этот механизм на уважении к себе, а значит, к другим.

И тут вдруг оказывается, что при всей разнице между правой и левой идеологией в ключевых позициях они сходятся. Для правых самостоятельность человека, его возможность самому решать свою судьбу - такая же ключевая ценность. Только тут упор делается на ответственность за последствия своих решений. Солидарность - для правых это тоже не пустой звук, уважение к другим через уважение к себе - важнейшая правая ценность, а распад общества на атомарные единицы и с правой позиции - катастрофа. Справедливость? В том же интервью, когда речь идет о забастовке машинистов, одна логика справедливости у правого Саркози (это несправедливо, когда некоторые работники уходят на пенсию раньше, чем остальные); другая - у самой Клеман (они до сих пор уходили на пенсию раньше, чем остальные, но зато у них зарплата в среднем меньше, чем у прочих). И там и там логика справедливости, причем в данном случае большинство посчитало куда более справедливой правую позицию. Именно это единство основ при разнице подходов и позволяет поддерживать тот самый динамичный баланс, баланс, позволяющий обществу, нации и экономике развиваться.

По-настоящему же противостоящими идеологическими системами являются не левая и правая. Главное противостояние проходит по линии, затрагивающей эти самые основы. Между обществом, ориентированным на самостоятельность, на право людей самим решать, что для них хорошо, а что плохо, чего хотеть, а чего нет, и системой, ориентированной на то, что власти (разумеется, из лучших побуждений) решают за всех. И надо сказать, что система, где власть все решает за всех, выстраивалась как на основании левых идей, так и на основании правых.





Андрей Громов
"Эксперт"No6
11.02.2008
http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/06/document370949/

Док. 454508
Перв. публик.: 11.02.08
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 137

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``