В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игра под копирку не для меня Назад
Игра под копирку не для меня
- Ваша популярность безмерна. Утюг включишь - и там Джигарханян - эту шутку приписывают Араму Ильичу Хачатуряну, который вас очень любил. Вас подобные шутки не обижали?

- Нисколько. Кто не работал на сцене, не снимался в кино, тому неведомо мучительное чувство простоя хотя бы в течение одного дня. Никто не приходит и не говорит: Давай снимем дерьмовый фильм. Все говорят: Давай попробуем снять приличный фильм. И пробуешь.

- Режиссер Андрей Гончаров поставил с вами свои лучшие спектакли - вы сыграли в Трамвае Желание, Сократа, Нерона.

- Думаю, мой личный успех на сцене был следствием моей провинциальности, неосведомленности во многих вещах. Моего вечного удивления тем, что мне предстояло начать. Вообще незнание результатов в искусстве неожиданно резко возбуждает фантазию.

Это касается любой роли. Если я не разбужу в себе ревность к Дездемоне, то вопрос о том, кто играл Отелло и как играл, отпадает. Игра под копирку не для меня. Я видел в роли Отелло великого Ваграма Папазьяна. Видел Лоуренса Оливье. Но если я вышел без своего Отелло, то зачем я вышел?

- Табаков - из Саратова, Товстоногов - из Тбилиси, Джигарханян - из Еревана. Не такой уж провинцией была наша провинция.

-Поезда и самолеты ежедневно привозят в Москву тысячи и тысячи людей, но они не становятся Табаковыми. Только удивление сюжетом, образом, ситуацией рождает артиста. Мой учитель Гулакян говорил: До тех пор, пока ты не потеряешь способность удивляться, можешь продолжать заниматься этой необъяснимой профессией.

- А в Нероне вы чему удивлялись?

- Я удивлялся власти. Однажды, переодеваясь, я увидел обнаженные, совсем некрасивые мужские ноги. Оскорбительность этого костюма подсказала: Нерон!. Слова - не все. Оскорбительность поведения, образа жизни, действий, презрения к людям - вот Нерон. У Достоевского есть императрица, которая появляется перед своим рабом нагая, не считая его мужчиной. То же - Нерон. Мне все время виделись зеркала, в которых он созерцал себя. Играть императора - я не знаю, что это такое. Но я ненавижу похоть, желание оскорбить, подавить чужую волю. Из этого и сложился Нерон. Уверен: ничего бы не получилось, если бы я не был понят режиссером. Слава богу, я был понят.

- А что удивляло в Сократе?

- Поразительно было не то, что он говорил, а то, как поступал. Сенека в Нероне тоже много говорил, и говорил умно, но жил иначе. А величие Сократа в том, что он жил так, как говорил. Это самое трудное. И когда ощущение этого пришло ко мне, Сократ стал мне понятен. В театре - как в природе. Извините за натурализм, но вот бегут две собаки. Понюхали друг друга - и побежали дальше вместе. Или не побежали - разбежались. Режиссер, партнер понюхали друг друга - и можно сказать: получится роль, спектакль, или не получится.

- Тогда можно нелегкий вопрос? Джигарханян, лидер и гордость Театра имени Маяковского, вдруг без видимого конфликта уходит из театра, лишая театр лучших спектаклей. Формально все объяснимо: судьба курса, Джигарханян заслужил свой театр... Но вот неожиданность - вскоре он играет с Чуриковой у Марка Захарова.

- Персонаж в Сократе говорит: Я вслушиваюсь в свои желания и удовлетворяю их. Это ответ эгоиста. А Пушкин отвечает иначе: Никому отчета не давать, себе лишь самому служить и угождать. У Пушкина речь идет уже о состоянии души. Ведь предмет разговора - творчество. Не карьера, не положение и уж точно не деньги - творчество! Все остальное есть, нужно лишь сохранить условия для творчества. И ради этого уходишь. Парадокс? Да, есть законы общежития, правила уличного движения. Я их соблюдаю, когда сижу за рулем, на красный свет не еду. Но есть еще и прожитая жизнь. Так бывает в дружбе, в браке: нас долго связывало нечто, а теперь ослабло... Слишком долго я делал как надо или потому что надо. Мне это не было нужно, но я делал. Мы должны любить друг друга и не позволять себе насилия над теми, кого любим. В том числе над собой.

- Как живет театр, которым сегодня руководит Джигарханян?

- Прошедшие три года мы набирали мускулатуру. Нарабатывали умение. Продолжаем и сейчас. Труппу первоначально составил мой курс в ГИТИСе (никак не привыкну к РАТИ), но, видимо, одного курса для театра мало. Ведь и у Петра Фоменко, и у Александра Калягина, как в свое время у Олега Табакова, отбор шел и идет с нескольких курсов. Здесь недопустима ресторанная психология, каковой отмечено не только начальство, но и уважаемые критики: Создали вам театр, платим деньги - давай продукцию. От этого вам меня особо воротит. Однако в ресторане вы сделали заказ, и через 20 минут вам несут бифштекс или люля-кебаб. В театре так не бывает. И хотя у нас есть своя небольшая театральная история, и хотя мы уже твердо знаем, как делать раз и как делать два, период становления ребенка - ход естественный. Это природа. Любой театр проходит эту дорогу. Это не я открыл - это Немирович-Данченко.

- Театр Джигарханяна может умереть?

- Если он дефективный - он умрет.

- Джигарханян в театре Джигарханяна ставит спектакли?

- Я не режиссер этого театра. Меня называют художественным менеджером, и это точнее выражает положение вещей. А режиссер у нас Владимир Ячменёв, ученик Марка Захарова. Ему знакома театральная студийность, он молод, пока еще мало ставил, так что энергии ему не занимать. Я же работаю на сэкономленном топливе.

- То есть ваше дело - эстетика и экономика театра?

- История студийных театров не начинается с Табакова и Джигарханяном не кончается. Тут другой закон. Некий ювелир Фаберже изловчился делать пасхальные яйца так, чтобы они не были похожи ни на какие другие подобные изделия. Глянул - и ясно: Фаберже. Когда Александр Александрович Калягин создавал свой театр, мне не надо было рассказывать, каковы творческие принципы его труппы. В театральном образовании, кроме общих предметов, есть мастерская, а в ней - мастер. По дороге в ГИТИС я часто встречал Анатолия Дмитриевича Папанова. Дальше мы шли вместе. Однажды он сказал: Вот иду и не знаю, что буду делать. Я не умею преподавать. Он не лукавил, вряд ли он изучал такой таинственный предмет, как методика преподавания. Он просто нес на занятие свое магнитное поле.

- У театра Армена Джигарханяна есть проблемы?

- Никаких. Все - как у всех. Надо устояться. Сложить репертуар. Не хватает денег - как у всех: ходим объясняем. Однако полностью содержать нас никто не может и не должен. Да и не требуется этого, это опасно. Иной гордится: Я дал столько-то тысяч зеленых на презентацию. Но презентация - не искусство. И я говорю им: Посылая детей в Оксфорд или Гарвард, вы думаете, куда они вернутся? Они должны вернуться в высококультурную страну, где искусство почитается одной из самых дорогих ценностей. Каково же будет их искреннее удивление, когда через годы они увидят, что в России это так уже и есть. Вот и вся проблема.

05.10.2005
Георгий Меликянц
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/dzhigarhanyan/interview5.html

Док. 454807
Перв. публик.: 05.10.05
Последн. ред.: 01.07.08
Число обращений: 230

  • Джигарханян Армен Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``