В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда я не играю, у меня начинаются головные боли. Теперь голова болит постоянно Назад
Когда я не играю, у меня начинаются головные боли. Теперь голова болит постоянно
Мы застали Армена Борисовича в его театре. Он сидел в кресле, небрежно развалившись, в подтяжках, стилизованных под клавиши фортепиано. Стол актера был уставлен фигурками кошек, маленьких и побольше, гладкошерстных и лохматых, а за спиной висела фотография актера и его лучшего друга - кота Фила (сокр. от Философ). Армен Борисович любезно предложил коньячку, и мы начали наш разговор.

Книга Гиннесса-Шминнесса, куда меня записали, мне неинтересна
- Армен Борисович, каким вы помните себя в детстве. Каким мальчишкой был Армен Джигарханян?

- Ты, наверное, хотела сказать, каким я себя выдумаю, потому что, каким я был, я не помню. Могу фантазировать, могу хотеть, но не более. У меня никогда не было желания остановиться и сказать себе: а ну-ка я вспомню, каким я был. Не оглядывайся - есть такое поручение человеку. Жизнь - это желание двигаться вперед. Я думаю, ни один нормальный человек не хочет ни умирать, ни оглядываться назад.

- Вы прожили такую длинную жизнь, есть вещи, о которых вы до сих пор мечтаете?

- Этого не расскажу никогда. Даже себе иногда боюсь рассказать. Я иногда хочу ошибаться, иногда хочу себя придумать, потом понимаю, что это ерунда, и я знаю, что мой организм меня приведет к сути. Знаешь, если острого мне нельзя, то мой организм мне говорит: "Острое не надо есть, лучше постное поешь". В человеке самое сильное животное: инстинкты, комплексы. А мечтателем меня нельзя назвать - я реальный человек. Мечтать - это одно дело, а жить - другое.

- Может, вы хотите что-то сыграть, чего никогда не играли?

- Нет. Я думаю, что сыграл все, что должен был сыграть, если мы с тобой не будем иметь в виду названия ролей, а боль, проблему. В этом случае я полностью реализовался как актер, потому что, если у меня есть проблема, я ее играю. Я много лет, когда служил в Ереване, играл медведя из "Красной шапочки". Так, может, в этом медведе я самого короля Лира сыграл!

- Кроме медведя, у вас была уйма образов. Вы даже попали в Книгу рекордов Гиннесса по количеству сыгранных ролей! Если бы вы составляли эту Книгу, за какие заслуги внесли в нее Армена Джигарханяна?

- Не за что. Потому что, пока я живой, пока я действующий, я хочу радоваться, волноваться, плакать, что-то хотеть, и мне эта книга Гиннесса-Шминнесса абсолютно неинтересна. Пока я живой. Может быть, когда во мне станут умирать какие-то эмоции, чувства, то мы выберем какой-нибудь раздел книги Гиннесса, а пока не стоит об этом думать.

- А какими заслугами вы можете похвастаться?

- Заслуги перед Отечеством, орден третьей степени, а все остальное - мои комплексы.

- То есть вы собой совсем не гордитесь.

- Я не могу выступать пропагандистом своих достоинств. Я обычный человек, могу почувствовать, могу испугаться. Эмоции - главное.

Когда я не играю, у меня начинаются головные боли. Теперь голова болит постоянно
- Вы больше не выходите на сцену театра. Почему так сложилось?

- Это тяжелый вопрос. Больной для меня, болезненный. Я вдруг почувствовал, что постарел, устал. Это было не простое для меня решение. В жизни много бывает, сначала человек поднимает 200 килограммов, потом 100, а потом 50, и вот тогда... Такое происходит с любым человеком и в любом деле. Доктор оперировать не может, стоит во время операции. А почему он не оперирует, ведь он гений? А у него руки дрожат уже.

- Но вы же обожаете театр! Как-то вы сказали, что, когда долго не играете, становитесь плохим человеком.

- Я приведу слова замечательного шахматиста, чемпиона мира Тиграна Петросяна, он говорил: "Я когда долго не играю в шахматы, у меня начинаются головные боли". Я говорил так же про свою профессию, но теперь все исчезло, зуд кончился.

- Как-то вы процитировали Сомерсета Моэма: "Искусство - это половой акт". Если переложить эту фразу на современное кино, то получается, что от большинства современных фильмов остается лишь зараза и никакого удовольствия.

- Если говорить о сегодняшнем кино, то проблем много, потому что если театр еще может быть бедным, то кино - нет. Кино связано с техникой, кино нужны деньги, а мы бедная страна. И потом, в кадре должна быть правда, но есть правда курицы, а есть - орла. Я говорю о бедности души, бедности желаний. Колбаса нужна, конечно, все мы любим, но нельзя ограничиваться только колбасой.

- Вы смотрите кино?

- Вообще кино не смотрю. Неинтересно стало. Уже хватит, посмотрел, поездил. Кстати, я очень любил путешествовать. Но у меня такое ощущение, что я уже все видел. Сейчас меня удивляют дети, могу бесконечно смотреть на них, как они смеются, обижаются. Обожаю животных. В театре есть кот потрясающий. Пушок. Он обитает у дежурных, а выходит, когда уже после спектакля люди разойдутся.

Одиночество - это когда я надеваю такие подтяжки, какие мне хочется
- Вы любите бывать один?

- Очень.

- Что для вас значит одиночество?

- Ничего. Одиночество - это когда не задают вопросы, я никому не нравлюсь, мной не восхищаются, какие подтяжки захочу, такие и надену. Желание побыть одному связано с моей профессией, я 50 лет занимался актерством, 50 лет хотел нравиться, говорил, искал общения. Конечно, организм устает. Поэтому хочется тихо посидеть, послушать музыку, почитать. Каждый день жду вечера, чтобы вернуться к героям книги и пойти с ними дальше покорять мир.

- Помните самую вымученную роль, над которой очень сложно работалось - она не давалась?

- Мучения - неверное слово. Любая роль - это некий восторг познания, а всякое познание - трудная вещь. Ничего легко не бывает, и роль играть нелегко, и петь, и танцевать, и рисовать. Неслучайно люди падают в обморок, у них идет из носа кровь - все от перенапряжения. Но об этом нельзя рассказывать другому, ведь роженица не может рассказать, как она рожала. Во-первых, ты никогда это не поймешь, а во-вторых, зачем? Что рассказывать? Мы смотрим на ребенка, который родился.

- Какой ваш самый любимый ребенок?

- Фамилию сказать (смеется)?

- Нет, роль?

- Нет такой. Я пока двигаюсь вперед, назад не оглядываюсь. Вот когда остановлюсь и закрою дверь, ключ вытащу, тогда посижу, подумаю, какая роль мне больше нравилась. Сейчас не думаю об этом.

- Наверное, тогда вы начнете вспоминать, как все начиналось. Кстати, почему вам не удалось в ГИТИС поступить?

- Не был готов, наверное, не знал материала... Это был тот случай, когда я только хотел, а не закрепил умением. И слава Богу, что не поступил. Все в нашей жизни происходит случайно, вдруг.

- И в партию вы не вступили "вдруг"?

- Я не состоял в партии и даже в комсомоле не был. В восьмом классе приключилась очень смешная история. У нас была неприятная пионервожатая, которую мы не любили. Она пришла нам рассказывать о том, что комсомол, бла-бла-бла, и несколько раз очень подчеркнуто сказала: добровольно. И мы, эти сволочи 14-летние, сразу к этому придрались. Значит, я могу не становиться комсомольцем, раз добровольно? Она поняла, что отступать некуда. И мы не пошли в комсомол. А потом в Театре им.Маяковского к нам пришел представитель райкома, который курировал театр, и он два или три года в начале сезона меня хватал за шкирку, уводил куда-то в угол, прижимал и говорил, что надо вступить в партию. Но я таким настырным был, все мне некогда было.

- Несмотря на то что вы больше не играете в театре, что он значит для вас?

- Театр - это моя жизнь, театр - это мое все. У меня был великий учитель, который всегда говорил, что когда закончился спектакль и зрители идут за пальто, за калошами, а в это время думают о чем-то, - уже достаточно.

07.05.2007
Мария Богданчикова
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/dzhigarhanyan/interview9.html

Док. 454823
Перв. публик.: 07.05.07
Последн. ред.: 01.07.08
Число обращений: 297

  • Джигарханян Армен Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``