Однажды Валентин Гафт посвятил Армену Джигарханяну такую эпиграмму: "Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян". Действительно, сейчас на счету этого актера более 200 ролей. Неслучайно Армен Борисович стал первым российским актером, вошедшим в Книгу рекордов Гиннеса. По количеству сыграных ролей он опередил и Делона, и Брандо.
Стать актером Армен Джигарханян мечтал с детства. Его мать Елена Васильевна любила театр и не пропускала ни одного спектакля. Сына обязательно брала с собой. Не удивительно, что мальчик не сомневался, какой жизненный путь ему выбрать.
Он приехал в Москву поступать в ГИТИС. Но, несмотря на блестящее знание русского языка, акцент на время закрыл для будущего актера столичные сцены. Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс знаменитого последователя Станиславского Гулакяна. Одновременно он начал свое сценическую деятельность, увлекаясь каждой ролью, которую ему предлагали.
У него не было амбициозности и стремления "вырваться в люди", попробовать снова покорить московское жюри. Он получал удовольствие от одного только пребывания на сцене. Так Джигарханян десять лет проработал в Ереванском русском драматическом театре.
Но театром увлечения этого актера не ограничивались. Он мечтал сниматься в кино, при каждом удобном случае пробовался на роли. И однажды ему досталась небольшая роль в фильме "Обвал", а затем - "На рассвете". Но только после выхода картины "Здравствуй, это я!" в актерской среде заговорили о том, что в кинематографе на одного талантливого актера стало больше. Воссозданный им герой обладал такой глубиной, эмоциональностью и затаенной болью, что, по сути, фильмографию актера следует начинать именно с этой роли.
Столица сдалась без боя. Ее не пришлось покорять и брать штурмом. По приглашению руководителя Театра им. Ленинского комсомола А.В.Эфроса Армен Джигарханян приехал в Москву. Чуть позже он делает свою театральную жизнь менее насыщенной, и начинает сниматься в кино.
С шестидесятых годов Армен Джигарханян снимается практически беспрерывно. Каждая его роль становилась событием. Его обсуждали, к нему присматривались, ему готовили пропуск в мир большого кино, в мир незаурядных талантов. Овечкин в фильмах "Новые приключения неуловимых" и "Корона Российской империи, или снова неуловимые", Петр Кобозев в "Чрезвычайном комиссаре"... Эти роли, пожалуй, стали звездыми для актера и открыли его имя широкой публике.
Одной из полюившихся зрителям стала роль Карпа - главаря шайки "Черная кошка" в легендарном сериале "Место встречи изменить нельзя". "Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией...", - признается актер позже. Но даже его работа "нехотя" и без особой увлеченности вошла в историю советского кинематографа.
Каждый выход выходили несколько фильмов с его участием. По этому поводу он часто вспоминает армянскую поговорку "Лучше износиться, чем заржаветь". Он снимался в самых разнообразных ролях, не ограничиваясь ни в одном амплуа. Но практически у всех его образов есть одна общая черта - безмерное обаяние. И, пожалуй, трудное для восприятия сочетание мудрости и парадоксов.
"Мне кажется, такой проблемы не существует. Никто из нас не может определить, много он снимается или мало. Шахтер ведь тоже не должен судить о том, сколько он "дает стране угля". Только время все расставляет по местам, производит естественный отбор и каждому воздает по заслугам - другого варианта нет. Думаю, ни один из тех, кто занимается делом под названием "творчество", не имеет права по совместительству являться еще и "контролером", проставляющем "знак качества" на готовой продукции..."
В конце девяностых годов Армен Джигарханян создал свой драматический театр. На его сцене он сыграл множество интересных ролей, дал дорогу молодым актерам и посвятил их в тайны мастерства. Но вот уже несколько лет предпочитает на сцену не выходить. Лишь признается спокойно: "Я сыграл все роли".